Послесловие к повести Дед и Малыш. Глава 20

Игорь Поливанов
Люди так глупы, что их насильно нужно
                вести к счастью.
               
                В.Г.Белинский.

                Люди! Вы отныне – братья!
                Эра братства - наступила:
                или братские объятья,
                или - братская могила.
                Вот на что в двадцатом атом
                мягко намекнул приматам.

                Борис Заходер.

                Не надейся, душе моя на тленное богатство
                и на неправедное собрание,
                вся бо сия не веси кому оставиши…
               
                Из покаянного канона.


       Как ни грустно, но опять убеждаешься в несовершенстве человеческой природы, несмотря на все достижения его, жизнь в очередной раз, словно издеваясь над человеком, с его страстями, надеждами, устремлениями, превратила торжественную, красочную церемонию инаугурации очередного президента в фарс, оставившую еще тогда, во время демонстрации действа неясное тягостное впечатление.

       Теперь, по прошествии времени, на некотором отдалении, когда вся мишура, все второстепенное, долженствующее вызвать определенное настроение у наблюдающих за ним, осыпались, спали, в памяти осталась, как выпавшая в осадок суть: три жалкие фигуры пожилых мужчин, бывших президентов, сидящих рядышком, вероятно, в качестве почетных гостей, и радостное лицо нового президента. А затем кадры хроники, напоминающие гражданам Украины об их несбывшихся надеждах, связанных с избранием каждого из них. О чем думала эта троица в то время? Вспоминали они о своих обещаниях? А может испытывали горькое чувство сожаление об упущенной возможности, отпущенной ему судьбой, совершить что-то значительное, оставив в памяти благодарного потомства свидетельство о своем пребывании в этом мире в роли вершителя человеческих судеб? Испытывали ли они чувство стыда от сознания, что и они причастны к тому, что творится в настоящее время в стране?

       А что думал новый президент, радостно возвещая своему народу, что в две недели покончит с войной, и что Крым будет наш? Вспомнил ли он хоть на миг в это время, что и его предшественники давали в свое время какие-то там обещания? Правда, относительно Крыма, он в другой раз пояснил как это случится. В стране будут (определенно его трудами) созданы такие условия жизни, Украина станет такой, на зависть всем, процветающей страной, что крымчане сами запросятся обратно. Собственно, идея далеко не новая.

       Еще с детских лет памятна притча о споре ветра с солнцем: кто из них сильней. Завидев на дороге путника, ветер предложил на нем помериться силой: кому из них удастся сорвать с него плащ. Начал ветер. Он принялся дуть, но чем сильнее дул, тем сильнее путник кутался в плащ, тем крепче держал его. Пришел черед солнцу показать свою силу. Оно вышло из-за тучи, пригрело, и путник сам снял с себя плащ.

       Опыт Европы, словно задавшейся целью на практике доказать мудрость этой притчи, довольно удивителен. Вначале Германия, подобно ветру, всей своей силой дунула, завоевывая одну страну за другой, и потерпела в конце концов поражение. Но стоило создать у себя нормальные условия жизни, и теперь страны, которые она пыталась взять силой, сами рвутся, напрашиваясь в друзья, в союзники, а Европа еще не каждому открывает дверь. Так что заявка вступившего в должность нового президента выглядит вполне разумной, и намеченный курс заставил воспрять духом граждан, поверить, что на этот раз они не ошиблись в выборе, выбрали того, кого следует.

       Но проходят дни за днями, а война все длится, и каждое новое сообщение с мест боевых действий свидетельствует, что напряжение нарастает, и все дальше в будущее отодвигается обещанная райская жизнь, когда Крым поймет, что совершил большую ошибку и со слезами раскаяния падет к ногам Украины, умоляя забыть прошлое и принять в свои объятия, то бишь, в свои границы. Хочется встать на пути черной волны проклятий, ненависти, которая поднимается в стране, медленно но упорно двигается в сторону еще не родившихся – будущих поколений, угрожая захлестнуть в будущих, таких же бессмысленных, как теперь, войнах.

       Если задуматься, что такое Крым? Полуостров, привлекательным у которого является всего лишь узкая полоса южного побережья. Жили там когда-то и греки, и турки, и скифы, и татары, и черт его знает кто там еще жил в древности. Последние двести лет принадлежал России и пятьдесят – Украине. Кровью каких только народов-завоевателей и защитников полита эта земля, и кому из них с благодарностью поминать павших на эту землю молодых, здоровых, которым не суждено было дожить до старости. Для кого удобрена их телами эта земля, кто будет на ней жить в будущем после нас? Я знаю только, уверен в том, что во все времена, какому бы народу не принадлежал Крым, и будет принадлежать в будущем, благами его пользовались богатые; какой бы национальности они ни были, а простой люд присутствовал там для обслуживания их, для обеспечения им комфортного пребывания, приятного времяпровождения.

       Беру в свидетели Салтыкова-Щедрина, который в свое время посвятил внимание   наблюдению подобных мест, и вот он в частности что отметил, назвав курорты лакейскими городами: «Вообразить себе обывателя курорта не суетящегося, не продающего себя со всеми потрохами столь же трудно, как и вообразить коренного русского человека, который забыл о существовании ежовых рукавиц». Кстати, коренной русский человек и до сего времени ни забыл, что такое ежовые рукавицы.
Так стоит ли ради этой избранной публики проливать кровь? Тем меньше резону посылать на убой своих парней в какой-то Донецк или Луганск, особенно после того, как их разрушили. Может хватит убивать, может не стоит проливать кровь? Оставить громкие фразы, чуть придавить в себе национальную гордость, самолюбие, и сказать бы сепаратистам: «Так значит вы хотите отделиться? Да ради Бога! Баба с возу – кобыле легче. Присылайте своих представителей, уточним границу, протянем колючку, и вы нас не знаете, мы вас не знаем – никаких претензий. В конце концов, в малом доме легче навести порядок и соблюдать чистоту. Вы еще пожалеете о своей затее, будете просится назад, но мы тогда еще подумаем, стоит ли вас принимать».

       И вот что еще никак не могу уразуметь, почему Армения, Грузия, Молдова, Украина получили в конце концов независимость, и ни у кого не вызвало это возражения, никто не подвергает сомнению в законности этого, а вот Нагорному Карабаху, Абхазии, Осетии, Приднестровской республике непозволительно? Кто установил этот порядок, из каких таких соображений? Не должны ли народы, сами пережившие многовековую неволю, сами недавно обретшие свободу, с пониманием, с сочувствием отнестись к малым народам, проживающим рядом с ними, пожелавшим свободы, независимости, желающих строить свою жизнь согласно своим обычаям и вкусам?

       Обвиняя Россию в имперских амбициях, не обнаружили ли они вдруг симптомы той же болезни? Ну не способны пока еще создать у себя такие же условия жизни, когда бы и другие, проживающие с ними, чувствовали себя комфортно и не помышляли об отделении, так предоставьте им возможность самим попытаться устроиться по своему вкусу – может и получится. А если и они не смогут, так глядишь, как говориться, поегозятся лет десять – пятнадцать, а на той же заднице и сядут – снова запросятся обратно; и не будет ли этот союз прочнее, поскольку теперь уже заключен на добровольных началах? Такой вариант решения этого вопроса обойдется гораздо дешевле силового.

       Как-то даже неловко повторять избитую до пошлости от многовекового употребления истину, которая уже перестала восприниматься сознанием, и пролетает мимо ушей, что невозможно силой добиться чего-то путного, а если и удается порой, то результаты непрочны и недолговечны. Для доказательства не нужно забираться в дебри истории, искать их, а возьмем события, которые еще у многих живущих на памяти, которые или сами были очевидцами, сами пережили, или слышали от своих близких, может еще сами пели:

   Весь мир насилья мы разрушим
До основанья, а затем
Мы наш, мы новый мир построим,
Кто был никем — тот станет всем!               

       Инициаторы построения нового мира, разумеется, понимали, что любое большое строительство – дело затяжное, и к чести их, предупредили об этом; как еще задолго до этого известный поэт писал:

                Жаль только жить в эту пору прекрасную
                уж не придется ни мне, ни тебе.

       То есть, строительство рассчитано на будущее. Перспектива погибнуть для будущего, для счастья своих детей не испугала, а может даже воодушевила какую-то часть тогдашнего населения страны, питающую слабость к красивым фразам. Но я все же думаю, большинству пришлась по душе, главным образом, первая часть задачи – разрушение старого, осточертевшего мира, а что там строить, и для кого – дело десятое. Для детей, так для детей. Определенно имелись в виду и те дети, которые немного позже погибали вместе с взрослыми в годы гражданской войны, и те, что еще позже умерли на улицах от голода и болезней в годы послевоенной разрухи, когда взрослые разгребали завалы, оставшиеся от разрушенного до основания старого мира.

       Ах, если бы разрушители старого мира могли представить, сколь долгим будет строительство, что еще не только дети, но и внуки будут вкалывать на великих стройках коммунизма ради этого светлого будущего, уже для своих детей. Если б эти миллионы проливших кровь за светлое будущее могли прозреть такое, что дети эти уже через семьдесят лет напрочь отвергнут завоеванное отцами счастье, и с беспечностью молодости вернутся на старый капиталистический путь развития, примутся с увлечением разрушать, начиная с памятников, данное их недальновидными родителями. И в свою очередь уже через двадцать лет их успевшие подрасти дети отвергнут и этот родительский подарок, выйдут на «майдан», требуя какой-то им одним ведомой достойной жизни для себя и своих детей. Заметьте: теперь уже и для себя, однако, и для детей.

       Потрудитесь еще вспомнить последствия еще одной бойни – второй мировой войны, унесшей еще больше жизней, войну с фашистской Германией. И вот снова, спустя без малого семьдесят лет, молодые украинцы рвутся побрататься с немцами, бывшими врагами, а врагом стала Россия, и русских они называют «фашистами». И заметьте эту непременную присутствующую у каждого поколения склонность к разрушению, какую-то даже страсть развалить все построенное предками и делать по-своему.

       Так может не стоит так уж стараться для детей? Ни для своих, ни для детей вообще – все равно на них не угодишь.

       Прислушайтесь к совету мудрой книги, внимательно прочитайте эти строки:

       Итак, не заботьтесь о завтрашнем дне,
ибо завтрашний сам будет заботиться о своем:
довольно для каждого дня своей заботы.

                Евангелие от Матфея.

       Я думаю, вы достаточно много сделаете для своих детей, и детей вообще, если не будете посылать их на бойню, умирать в бессмысленных войнах, позволите им дожить до старости.

       Продолжение следует...

       Глава 21.

                Грядущая материальная цивилизация
приведет к тирании над человеческим духом
и в ней некуда будет укрыться.

                Печерин.