Хоры Воскресенского собора

Светлана Багаевская
Конструкция хор находится в 4-х метрах от пола. Она представляет собой деревянный балкон, украшенный монументальной живописью, карнизами, деревянным балясинами. Общая длина хор - 55 метров, высота чуть меньше 2-х метров. По ширине хоры, как правило, состоят из пяти основных досок, иногда четырех или шести. Росписи здесь уникальны и не имеют аналогий в русской монументальной живописи.

    В 1970 году эта живопись была в ужасном состоянии: около 20 процентов её осыпалось, большая часть сохранившейся держалась чудом, всюду были вздутия, шелушения. В местах соединения досок щели были проклеены холстом, и этот холст сыграл роковую роль. Когда поднимались на хоры, доски, очевидно, пружинили, прогибались, и холст вибрировал, "играл гармошкой".

    Работы по реставрации хор были начаты 5 июня 1972 года. Более пяти месяцев реставраторы  укрепляли живопись хор, затем началась их расчистка. Авторская живопись освобождалась от грязи, копоти и поздних записей.  Росписи хор расположены под углом - снизу вверх. Реставраторам приходилось всё время работать с высоко поднятой головой и руками. Было решено не воссоздавать заново стыки между досками, а оставить всё как есть.

    Росписи под хорами просто уникальны, все сюжеты делятся на две части: композиции Ветхого завета и Нового. Ветхозаветные композиции заключены в барочный орнамент, близкий к квадрату, евангельские вписаны в орнамент, имеющий характер круга. Внизу, как правило, посредине композиции, находится картуш, в котором имеется пояснительная надпись, иногда рифмованная.

Так, композиция "Иисус перед Каиафой" сопровождается надписью:
 "Пред Каиафою в чертоги приведенный
  Иисус им вопрошаем был.
  Но он пред ним молчал.
        То аки зверь свирепо разъяренный
        Бил по лицу его и ложно клеветал".

Прекрасна по живописи композиция "Жертвоприношение Авеля", где у ног Каина - целый натюрморт, великолепно выписанный, и надпись:
 "Милостиво дары Бог Авеля приемлет,
     На Каиновы жертвы неправы не внемлет".

У композиции "Познание греха", справа от дерева, надпись: "Адам! Где еси?", а внизу, в картуше:
                "И грозного божьего гласа встрепеташа,
                И скрышася, грех бо свой обое познаша",


   Когда реставраторы приступили к систематической расчистке росписей, то в каждой композиции после удаления записей открывались изменения.  Так, в сцене "Грехопадение" появился рисунок листьев дерева, изменивший характер самого изображения, сделавший его более тонким, изящным. Очистились из-под позднейших записей фигуры Адама и Евы. На груди у Евы стало просматриваться ещё одно изображение головы. Видимо, художника не устраивали пропорции фигуры, и он увеличил её в масштабе. Яблоко в руках Евы после расчистки уменьшилось почти вдвое, а у ног Адама слева, раскрылось изображение куста розы.

   Одной из самых сложных и необычайно интересных является композиция "Ноева ковчега". Вверху художник написал целую птичью колонию, ниже - лошади, коровы, козы, лев. Прекрасна женская фигура с великолепным кувшином в руках. Интересны фигуры Ноя, его жены. Вызывает восхищение легкость, с которой художник на небольшом пространстве сумел расположить неисчислимое количество изображений птиц, зверей, людей, предметов и т.д.

  Над центральным входом на хорах имеется изображение солнышка. Трактуют его по разному. Священники утверждают, что это один из ликов Иисуса Христа. Одни учёные утверждают, что так изображали Ярилу, другие, что так изображали Стрибога, который в русском ведизме являлся покровителем мореплавотелей и путешественников.

  Есть интересное предположение реставраторов (с которым можно согласиться, проанализировав характер росписей в целом), что расписывали хоры два художника: первый писал композиции Ветхого завета, второй - новозаветные композиции.

    Ветхозаветные композиции более мягкие по цвету, великолепные пейзажи, натюрморты, изображения птиц, зверей. Вообще нужно заметить - чувство драматизма не свойственно автору росписи. Улыбающаяся Ева с Адамом в сцене грехопадение. В сцене "Изгнание из рая" у Евы нет страха, наоборот - она радостно и счастливо улыбается, да и Адам скорее из вежливости оглядывается на грозящего им архангела.

  Общее впечатление от росписей Ветхого завета такое, что создавал их талантливый художник, обладавший большой пластической и живописной культурой, редким композиционным даром и светским мироощущением, далеким от религиозных догм, хорошо знающий культуру европейского Возрождения.

     Композиции Нового завета более насыщены и жестки по цвету. Трактовка фигур, характер композиций близки по духу немецкой школе эпохи Возрождения (особенно сцены "Христос перед Каиафою", "Бичевание Христа", "Распятие"). Предположение, что здесь работали два художника, стало напрашиваться после того, как хоры были расчищены полностью, и появилась возможность изучать не только отдельные композиции, но и весь альбом росписи. Кто они, эти художники, - пока загадка.

Продолжение:  http://www.proza.ru/2014/12/07/660