Непотопляемый авианосец Кольского залива

Вячеслав Кисляков 2
   Остров Кильдин.

   Остров Кильдин,  расположенный у Мурманского берега в нескольких милях к востоку от выхода из Кольского залива, интересовал меня всю мою жизнь. Здесь я бывал многократно, работая на Западной и Восточной пассажирских  линиях, которые многие годы  обслуживали  суда Мурманского морского пароходства. Во все времена моей работы,  я по крупицам собирал всевозможную информацию об этом удивительном острове, который прикрывал вход в Кольский залив, как в мирное, так и в военное время. Не зря ведь в народе укрепилось и второе название этого острова – непотопляемый авианосец  Кольского залива.  В целом,  я провел свое  многолетнее расследование истории этого острова и  пролива Кильдинская салма, по которому мы очень часто проходили, следуя в восточном направлении. Что из этого получилось – судить моим читателям. Ведь Остров Кильдин - это тоже часть моей жизни.

    Это самый большой из островов, лежащих у Мурманского берега!Длина острова 17,6 км, ширина до 7 км. Поверхность — холмистое плато, высотой до 281 м, сложенное песчаниками и сланцами, круто обрывающееся на севере и западе и широкими террасами спускающееся к югу и востоку. Тундровая растительность. На острове три населённых пункта — Восточный Кильдин, Западный Кильдин и Верхний Кильдин. На острове находится уникальное озеро Могильное, в котором одновременно обитают и морские, и пресноводные организмы.

    Остров - загадка!  В этом острове  необычно все: название, геология, ландшафты, озера, история освоения, обитатели...! Не известно, правда, значение слова – Кильдин. Одни исследователи полагают, что оно непереводимо, другие, что приблизительно соответствует голландскому «кильтед» – «запрещать» и, следовательно, название острова может быть истолковано как «Запретное место». Но всё это только догадки.

    Остров Кильдин изобилует многими аномалиями, достопримечательностями и тайнами. А пейзажи там просто удивительные. Он находится около устья Кольского залива при выходе в Баренцево море. Остров имеет особенное, отличное от материкового берега геологическое строение и ландшафты, схожие с Новой Землей. Здесь ничего не растет, и нет никакой живности, кроме рыбы и чаек. По своему ландшафту остров представляет собой пластовую возвышенную тундровую равнину. Здесь не растут деревья, и даже деревья, посаженные человеком, не приживаются. Только камни, сопки поросшие мхом, да карликовые березки. Ураганные ветры атакуют побережье со стороны Северного Ледовитого океана.

    Свидетельством аномальности Кильдина является то, что над ним даже полярные сияния наиболее яркие и, что удивительно, опоясывают его по периметру, в то время, когда чуть в стороны сияние зачастую вообще не просматривается. Это я лично неоднократно наблюдал, так как хотя бы раз или два в месяц мне приходилось видеть Кильдин со стороны во время моих визитов на Материк в поселок Гранитный к руководству Особого отдела и обратно.

    На острове продолжительная влажная зима и сырое холодное лето. Коротким полярным летом даже в самые «жаркие» дни температура едва достигает пятнадцати градусов. Даже когда над морем небо безоблачное, над островом всегда можно видеть густую «шапку» облаков.

    Остров резко отличается от материка своим геологическим строением. Остров гористый; склоны гор пологие, местами покрыты мхами и травой. Западный и северный берега острова высокие и обрывистые. Высота северного берега постоянно уменьшается с запада на восток. В северо-восточной части острова имеется глубокий каньон, по которому протекает ручей. В нескольких местах на севере и юге острова на крутых склонах есть небольшие водопады. В юго-восточной части острова Кильдин расположена удобная бухта для якорных стоянок небольших судов - бухта Могильная, известная с XVI в.  Бухта впервые нанесена на карту экспедицией Баренца в 1594 г. В XVII-XVIII в. Здесь были промыслы Соловецкого монастыря.

     К востоку от бухты расположено озеро Могильное - реликтовое озеро, образовавшееся примерно 2000 лет назад. Природной загадкой является озеро Могильное, расположенное в юго-восточной части острова. Оно невелико по размерам: 560 метров в длину и не более 280 метров в ширину. От пролива озеро отделено узкой полосой суши. Светлыми летними вечерами озеро незабываемо красиво – в темно-синем омуте стоячей воды, обрамленном низкими берегами, заросшими сочной травой, отражаются розоватые облака. Бухта Могильная острова Кильдин на юго-восточной оконечности острова получила известность еще в средние века, когда здесь отстаивались суда мореплавателей, искавших северный путь в Китай и Индию. Так сохранилась Карта Бухты Могильной и окрестностей Яна Ван Линшотена (1601). Показано озеро Могильное (с птицами). На месте лопарского поселка ныне располагается пограничная застава Кильдин Восточный.

    Озеро Могильное это самое уникальное, что есть на острове Кильдин, это реликтовое озеро с холодящим душу названием «Могильное», также его называют пятиэтажным. На небольшой глубине озера, около семнадцати метров, располагаются пять разных слоев воды, которые не смешиваются.Соответственно такому строению озера, то есть тоже, как бы поэтажно, распределен здесь подводный мир флоры и фауны. Слой, расположенный у самого дна, насыщен сероводородом и практически не обитаем. Над ним — самый красивый слой. В июле-августе его вода окрашена в вишневый цвет. Столь необычной окраской она обязана обитающим здесь пурпурным бактериям, которые «цветут» в это время года. Бактерии служат своего рода щитом, преграждая путь наверх поднимающемуся со дна сероводороду. Третий слой - это как бы фрагмент Баренцева моря. Даже соленость воды в нем такая же, как в море. Здесь обитают треска, морской окунь, морские водоросли и морские звезды. Однако в Могильном они в несколько раз меньше, чем их собратья в Баренцевом море. Четвертый слой – морской рассол, разбавленный пресной водой. Здесь царство медуз и некоторых ракообразных. У поверхности лежит 4—5-метровый слой отменной пресной воды. Необычный морской аквариум глубиной чуть больше 16-ти метров, не имеет перегородок, и все же обитатели его не нарушают невидимых границ и никогда не мигрируют из одного слоя в другой. Как образовалось озеро, каким образом на протяжении веков сохраняется в нем такой слоистый баланс? – загадка, над которой бьется не одно поколение ученых всего мира. Озеро уникально и состоит, как я писал выше, из нескольких слоев: верх - пресный, низ - все убивающий сероводород, а в средней части - соленая вода с морской фауной!!! В озере обитает редчайший эндемик - кильдинская треска, занесенная в Красную Книгу РФ, а само озеро является Федеральным памятником природы. Этот участок острова, бухта, мыс и озеро, называются Могильными. Ученые до сих пор не могут разгадать загадку чудо-озера острова Кильдин.

      Октябрьская революция 1917 года свершилась на Мурмане быстро и бескровно. Уже 26 октября 1917 года на совещании руководителей организаций Мурманска было принято решение о поддержке всех постановлений II Всероссийского съезда Советов. А главный начальник Мурманского укрепрайона и отряда судов Кольского залива контр-адмирал К.Ф. Кетлинский, телеграфировал в Петербург, что со всеми подчиненными ему лицами и учреждениями он полностью признает власть, установленную Всероссийским съездом рабочих и солдатских депутатов. Как и во всех становищах Мурмана, на Кильдине был организован исполнительный комитет, который и взял в своё управление жизнь островитян.

     Но вскорости началась гражданская война и последовавшая за ней военная белогвардейская интервенция. Уже в марте 1918 года в Мурманске высадились англо-французские, а чуть позже американские войска. Последующие два года были годами тяжелых испытаний. Бесконечные восстания, забастовки, аресты и расстрелы сделали жизнь простого человека опасной, голодной и не предсказуемой. К моменту ухода интервентов в августе 1920 года Мурманск, как горько шутили оставшиеся в живых его обитатели, представлял «город – не город, деревню – не деревню». Не легче жилось в это время и островитянам, однако в отличие от мурманчан, там жизнь протекала, хоть и трудно, но вполне мирно. В марте 1919 года заведующий Кильдинским училищем 1-й ступени учитель Дмитрий Андреевич Козырев сообщал в Александровскую уездную управу, что занятия идут в нормальном режиме, « ...на острове детей школьного возраста – 20, населения – 130 человек. Количество учащихся обоего пола – 12 (мальчиков –4, девочек – 8). Учащиеся разделены на две группы, т. к. некоторые умеют немного читать и писать, хотя требованиям приема в среднее отделение не удовлетворяют. В училище за неделю дается 28-29 уроков». Среди учеников были и внуки норвежских первопоселенцев (Эриксен Альвильда Карловна, Эриксен Альфред Альбертович, Эриксен Эйстен Ялмарович и Микуева (Эриксен) Каролина Ивановна).      

     В XIX в. был проект строительства «мегаполиса» на Кильдине, но в итоге на Кильдин переехала только молодая пара норвежцев Эриксенов. Три поколения семьи Эриксенов прожили на острове около 60 лет... В начале  XX века власти региона инвестировали немалые суммы в инфраструктуру острова. В то же время, на острове обосновались социал-демократы под видом рыбаков и организовали склад и перевалочный пункт для нелегальной отправки литературы из Норвегии в Архангельск. В первые годы советской власти были весьма амбициозные планы по развитию острова. В короткий срок на острове образовали рыболовецкую артель, йодный завод, песцовый зверосовхоз... К началу войны гражданское население переселили в разные районы Мурманской области. Многие члены семьи Эриксенов подверглись репрессиям...

     После установления Советской власти в Заполярье началась коллективизация. На Кильдине был создан рыбколхоз «Смычка», который вскоре стал одним из образцовых на всем Мурманском побережье. Но спокойная жизнь колонистов продолжалась не долго. Уже в конце 30-х годов всем им пришлось срочно покинуть ставший родным остров...

    Далее началась военная эра  Кильдина, продлившаяся до начала 90-ых годов прошлого века: посты наблюдения и связи, первая в СССР морская батарея МБ-2-180, ПВО, сначала зенитные пушки, позже ракетные комплексы, береговой ракетный полк, погранзастава и необходимая инфраструктура для обеспечения всего вышеперечисленного...

    Сегодня на Кильдине жителей, как в первую мировую войну, практически нет. Из военных объектов - посты наблюдения и связи... Но я все же верю, что когда-нибудь измученный, забытый и брошенный остров возродит свое былое могущество!

    Фауна острова представлена многими видами птиц, в том числе занесенными в Красную книгу, причем это не только чайки, но и хищные птицы (канюки, полярные совы). Из редких растений можно выделить радиолу розовую – «золотой корень». Эта общая информация об острове Кильдин.

    Но мой интерес о Кильдине заключается в его связи с ГУЛАГом. На Кильдине меня поразила прежде всего нижняя каменная дорога по которой я однажды прошелся в 1968 году. Что эта за дорога? Я долго искал ответ. Читал воспоминания военных, искал в интернете... Ниже, я хочу сообщить о некоторых моментах, связывающих этот непотопляемый русский авианосец, с ГУЛАГом, а именно, показать, как было начато строительство отличной каменной дороги, которая должна была связать между собой два пункта – Кильдин Западный и Кильдин Восточный, но построили всего лишь один "Золотой километр"  имени Константина  Рокоссовского ...

    Вдоль южного берега острова Кильдин проложена эта дорога, соединяющая восточную и  западную части острова. За дорогой закрепилось название "дорога жизни".  Участок дороги длиною в 1 км от речки Черная в сторону Восточного Кильдина выложен гладкими булыжниками, причем участок в середине дороги. Некоторые даже сравнивают его с Красной Площадью... Но выложить даже несколько десятков метров дороги на острове ровными камнями, это адский нечеловеческий труд! Этот участок «кильдинского автобана» получил название «золотой километр» или «дорога  Рокоссовского»!!! Странно, что «золотой» километр начинается ничем и заканчивается ничем.

    Подобный участок идеальной булыжной дороги я видел еще раз -  в 1987 году. Он расположен на правом берегу речки Иоканьга. Тогда, работая капитаном на теплоходе «Алла Тарасова»,  я  выехал с экипажем на катере в устье реки за грибами. Там я увидел эту дорогу, которая была очень похожа на «золотой километр Рокоссовского». Говорили, что эту дорогу строили во время войны пленные немцы… А  вела эта дорога  в тундру, -  от причала к военному аэродрому.

    Дорога на острове Кильдин была построена по всем правилам: небольшой наклон к краям дороги, канавы с двух сторон, пешеходные тропинки, посыпанные битым сланцем. После «золотого километра» дорога выложена из крупных сланцевых камней, посыпанных мелкой битой сланцевой крошкой. Кто и когда строил эту дорогу? И как имя великого маршала Победы Константина Рокоссовского оказалось связанным с кильдинской дорогой?

    И вот совсем недавно, в сети интернета,  я нашел такую информацию: «Рокоссовский был осужден на 10 лет ГУЛАГа и отправлен в лагерь в Норильске»??? Так,  где же он на самом деле отбывал «наказание?»  В Норильске?  А не на Кильдине ли?

    О существовании кильдинского лагеря я узнал во время посещения острова в 1993 г. Известно, что любое историческое событие со временем обрастает бородатыми слухами и легендами. Так и мне местные жители рассказали, что на Кильдине было два лагеря: мужской и женский. Мужской лагерь состоял в основном из осужденных генералов... О строительстве военных объектов на Кильдине в предвоенные годы при участии заключенных, я слышал и ранее, да и сам об этом догадывался. Слышал, что  заключенные строили батарею, дороги, аэродром... и другие военные объекты. Идея создания лагеря на Кильдине возникла еще в 20-ые годы.

     В 1926 г. широкой огласке общественности было предано дело «чубаровцев» - дело о групповом изнасиловании девушки. Суд над «чубаровцами» в декабре 1926 года стал показательным процессом. До этого была развернута широкая кампания в прессе, газеты публиковали откровенные показания задержанных... Тут же печатались коллективные письма в редакцию: «Хулиганов - каленым железом!», «Только высшая мера наказания может быть для этих преступников-бандитов!», «Суровыми мерами вырвем из нашего Красного Ленинграда гнездо зверей-хулиганов!» Понятие хулиганства стали трактовать расширенно, теперь к нему относили почти все совершенные преступления. Городские власти словно очнулись от спячки и тоже высказывались за смертную казнь для особо злостных хулиганов, и вообще, - шпане не место в Ленинграде!» На заседании губисполкома зав. административным отделом т. Егоров указал, что надо высылать хулиганов. Возник проект ссылать их на необитаемый остров Кильдин, - писала «Красная газета». Но через несколько дней с необитаемого острова пришло письмо, где житель острова Кильдин  Кустов пишет: «Остров - центр рыбного промысла для населения Мурманского побережья. Там есть и постоянное население - около 100 человек. Остров - заповедник белых и голубых песцов, с уникальными природными условиями. Люди там живут только надеждой на будущее, потому что настоящего у нас нет, не надо нам на Кильдине еще и  ваших хулиганов!» 

    В декабре перед судом предстали двадцать семь обвиняемых в возрасте от 17 до 25 лет.  Семерых приговорили к расстрелу, остальных к разным срокам заключения в Соловецком лагере особого назначения (СЛОН), двое подсудимых были оправданы... Но до  острова Кильдин, слава богу, «чубаровцы»  так и не добрались.

    Западный конец дороги имеет четко выложенную по линии границу, можно предположить, что это начало строительства. Это место находится всего в нескольких метрах от речки Черной, а заканчивается дорога недалеко от старой водокачки. Таким образом, первая пришедшая на ум версия - это строительство дороги для снабжения водой Восточного Кильдина. По версии местных жителей (1993 г.) начальник лагеря хотел отличиться, построив образцовый объект на Кильдине, но по каким-то причинам не смог закончить начатое... Другая версия: дорога должна была идти к лагерю. Но где находился лагерь? Не найдя возможности выйти на архивы НКВД-МВД,  поиск кильдинского лагеря был продолжен мною в военных архивах... На одной из подробных карт острова 1941 г. были нанесены все постройки на Кильдине. Во время войны карта имела гриф «СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО». На карте изображены все, даже самые маленькие постройки. Из обособленных строений на Восточном Кильдине можно выделить только печи для сжигания йода вдоль побережья, несколько отдельных изб на северо-востоке и 3 барака недалеко от речки Черная,  в восточной части острова. Возможно, что эти 3 барака и были кильдинским лагерем...?  В пользу восточной версии расположения лагеря говорят и легенды, передающиеся  кильдинцами из уст в уста. Странно, что «золотой» километр начинается ничем и заканчивается ничем.

    На кладбище в восточной части острова было много могил, которые по внешнему виду можно отнести к захоронениям узников лагеря: ни звезд, ни крестов, даты смерти 1939-1953, даты рождения 1900-1910 (примерно). Фамилии были как мужские, так и женские. Известно, что в те годы на острове гражданского населения оставалось буквально единицы.

     И все же следы лагеря найти мне удалось. В Центральном Военно-морском Архиве (ЦВМА) в документах 2 Отдельного Артиллерийского Дивизиона (2 ода) имеется такая  информация: «2 ОАД Мурманского Укрепрайона (МУР) СФ создан на базе 10-ой батареи МУР на острове Кильдин. Строительство началось с конца 1935 г. На острове началось интенсивное строительство военных объектов. Строили в основном заключенные Кильдинского лагеря 10-го отделения Белбалтлага. История этого строительства до сих пор покрыта плотной завесой тайны. Основные строительные работы выполнялись Управлением начальника работ № 97 и 115 строительным батальоном».

    Итак, Управление начальника работ № 97 - типичное официальное название лагеря! «Весной 1940 г. была сформирована 122-мм батарея №-191 на механической тяге, место – Восточный Кильдин...  К этому моменту началось строительство грунтовой дороги для данной батареи вдоль южного побережья острова». В мае 1941 началось строительство бетонного КП (2 оад - ДК). С началом войны началось форсированное строительство 130-мм открытой батареи №-827 на востоке острова Кильдин. Строили ускоренными темпами л/с батареи и строительство №-97.  Можно также предположить, что и аэродром в 1942 г. на Кильдине был построен силами Управления начальника строительства № 97.

    Мои предположения о том, что Управление начальника работ № 97 и есть «кильдинский лагерь» рассеялись после одной встречи с ветеранами 97-го строительства - это было подразделение Инженерной службы СФ.  Ветераны-кильдинцы хорошо помнили «строителей-заключенных», которые строили дорогу: «...казалось, что они все были черные: черные одежды, черные бороды, черные лица и глаза. Они жадно ловили взглядом каждого проходящего мимо человека, который, возможно, напоминал им о той далекой жизни, которая была у них до лагеря...»

    Хочу сказать немного о посёлке Верхний Кильдин. Началом заселения «верхнего» Кильдина в западной части острова можно считать первую мировую войну, когда в 1914-1916 гг. были созданы первые посты наблюдения на Кольском полуострове. До 1935 г. все жители Верхнего Кильдина были представлены только персоналом поста Кильдин-Вест и маяков. В конце 1935 г. началось строительство береговой батареи, состоявшей из двух башен МБ-2-180. Штат батареи: 191 человек. На базе батареи был сформирован 2-ой отдельный артиллерийский дивизион составивший основу инфраструктуры острова, а также основное население Верхнего Кильдина на 15 последующих лет. Перед началом войны на остров был переброшен вновь сформированный 6-ой отдельный зенитно-артиллерийский дивизион. Основными домами в то время были землянки для личного состава. В 1955 г. оад был расформирован, но в том же году началось строительство берегового ракетного комплекса и создание 616 Отдельного берегового ракетного полка. Для защиты инфраструктуры острова и подходов к Кольскому п-ову на Западном Кильдине разместили дивизион ПВО. Присутствие Отдельного берегового ракетного полка на острове – это годы расцвета Западного Кильдина. В 1995 г. полк вывели с Кильдина... В настоящий момент Верхний Кильдин полностью заброшен.

    На Кильдине я бывал много раз, так как в советское время пассажирские судна, на которых я работал, заходили на Западный и Восточный Кильдин  регулярно.  Со временем, где-то в середине семидесятых годов,  заход в Восточный Кильдин был отменен. А на Западный Кильдин суда ММП  заходили вплоть до начала девяностых годов. Здесь, иногда,  капитан разрешал высадиться некоторым членам экипажа для сбора морошки, брусники или же за грибами. Я помню еще и те  времена, когда мы швартовались к причалу. Но швартоваться можно было только на полную воду и в хорошую погоду. Швартовался к этому причалу только Игаун В.И. на «дедушке пассажирского флота»  – пароходе «Илье Репине».

    К этому пирсу мы швартовались всего лишь один раз в 1968 году на моей вахте. Надо было срочно высадить больного солдатика на берег. Чтобы не ждать катера, капитан Игаун В.И., учитывая, что уже наступила полная вода прилива, пришвартовал пароход «Илья Репин» к этому причалу. Солдатик был спасен…

    Хочу привести здесь еще одно воспоминание моего хорошего знакомого, который служил на острове: "А если написать о службе на острове, то она тоже была уникальной. Все у меня шло хорошо, проверяющие с флота были довольны. Планировали перевести меня  в Североморск на повышение, так как истекали два года, т.е. максимальный срок службы на этом острове для оперработников. Но случилась оказия…

    В один из весенних дней, принесла мне сорока на хвосте наипоганейшее известие, что вновь назначенный начальник складов артвооружения при приемке склада неприкосновенного запаса («НЗ») с боеприпасами, путем поштучного пересчета оружия и боеприпасов, которых там хранилось немерено (он бедный считал недели две, так как был до безобразия дотошный) обнаружил недостачу 2-х пистолетов «ПМ» («Пистолет Макарова»). По существующим тогда канонам, такая информация относилась к категории «особой важности», немедленно докладывалась вышестоящему руководству и бралась на жесткий контроль (в ту пору уже были покушения и на космонавтов, и на Брежнева). Власть и тогда боялась террора.

    Сразу же после доклада руководству о полученной информации, ко мне на остров слетелось море и начальников, и проверяющих. Кто действительно для оказания помощи, кто надеялся все быстро раскрыть (куда оружие с острова, мол, денется) и заработать медали,а кто, чтобы меня в соответствующую позу поставить (кадры). Короче, стали меня «мордовать» со всех сторон: свои, прокурор, политотдел, представители морского ведомства, чье оружие умыкнули тайные враги. Как у нас оказывают помощь начальственные кураторы, многие знают. И ни дай бог оказаться тем, кому они помогают. И машина завертелась…

    Начали как всегда отсчет с акта последней проверки склада «НЗ». Благо срок был небольшой – пару месяцев. Прошерстили всё: караулы, кто посещал склады, разобрались со всеми «непонятками» типа записей при сдаче караулов о нечетких оттисках печатей и т.п. Все было под контролем: поведение, разговоры, в общем всё-всё. Мышь не проскочит незаметно без нашего контроля. Все были под подозрением, некоторые уже были готовы сознаться…

    Просидели кураторы у меня с месяц, что нанесло ощутимый ущерб моей хоть и не скромной (по тем временам) зарплате, т.к. закуски и выпивка предполагались с виновника, то есть с меня. Но увы… Ни кураторство, ни интенсивная работа, ни даже вечерние подведения итогов за столом и снятие стресса - результатов не принесли, даже на след похитителей не вышли. Кураторы поняли, что орденов не заработать и тихо все растворились. При этом однозначно дали понять, что повышение мое накрылось, так же как и перевод с острова в ближайшее время, а если не найду пистолеты и они где-нибудь серьезно всплывут, могут быть проблемы и посерьезнее.

    Почесав тогда еще густую шевелюру и достойно отметив по-северному отъезд высокопоставленной комиссии, я, засучив рукава, стал искать злоумышленников, уже без ажиотажа, который создавали кураторы, а спокойно, методично - как нас учили. На основании анализа всей имеющейся информации (которой наработали за месяц действительно не мало), составил специальный план-сетку, где расписал, чуть ли не по секундам, весь процесс от получения оружия со складов в Мурманске (а это было за 8 лет до моего прихода на остров), доставки его на барже на остров, разгрузке и пр. и пр., и так до момента обнаружения недостачи. Нашел всех лиц причастных ко всем этим операциям. Не поленился направить во все соответствующие территориальные органы КГБ и органы МВД запросы с просьбой подробно опросить всех, кто хоть в малой толике мог соприкасаться с злосчастными пистолетами, складом «НЗ» и нашим Островом. Долго ждал ответы, направлял напоминания. И как в сказке Пушкина «О рыбаке и рыбке» закидывал и закидывал невод, только не три раза, а много-много раз. С нетерпением ждал ответов, и все они приносили только разочарование.

    Прошло уже более года после обнаружения недостачи оружия. Надежда таяла… И вдруг ответ из Питера из известных «Крестов», где благополучно парился на тюремных нарах за совершение какого-то преступления один из бывших матросов с самоходной Кильдинской баржи. В ходе опроса этого бывшего матроса (может быть даже с пристрастием) выяснилось, что похитили эти пистолеты ещё во время доставки оружия на Остров. И одним из похитителей был именно этот отбывавший наказание за преступление (благо без участия наших «ПМов»). На второго похитителя вышли тоже благодаря полученным показаниям. А получилось у них все очень просто. Перед отходом уже загруженной оружием баржи, море заштормило. Что в этих краях не редкость. Командир баржи мичман, пользуясь предоставленным природой случаем задержаться на Большой Земле в Мурманске, быстренько нашел подружку в городе, и пока штормило, он тоже с ней время не терял. А два «дембеля», в основном со скуки и интереса ради, вскрыли аккуратно трюм, залезли туда и начали строить из себя Рембо, обвешиваясь автоматами, пулеметами, пистолетами… При этом все запечатлели на фото, которые потом у них обнаружили в дембельских альбомах. Наигравшись и натешившись, решили прихватить с собой на гражданку по пистолету, как в фильме «Бриллиантовая рука» - так «… на всякий пожарный случай». Чтобы не рисковать, пистолеты они припрятали в трюме, на тот случай если бы обнаружилась недостача пистолетов при закладке на склад «НЗ», то они их благополучно «нашли» бы в трюме. Риска не было никакого. Однако пропажу оружия в то время не заметили, и так она ждала своего часа (8 лет), до прихода в часть дотошного начальника артвооружения. Не появись он на острове в то время, может быть, так до сегодняшнего времени о пропавших пистолетах никто бы и не знал, а моя бы судьба повернулась иначе. Вот с тех пор я перестал верить актам проверки, подписанным многими лицами. А этих актов за 8 лет проверок склада «НЗ» в деле было подшито не один десяток. И в каждом, «…оружие и боеприпасы полностью в наличии. Недостачи нет». Вот такая история.
О полученных материалах по розыску оружия доложил наверх, а там уже давно забыли об этой истории. В стране нарастал бардак, и было не до каких-то 2-х пистолетов. Тем более, что организационные меры к «виновному в пропаже» оружия (т.е. ко мне) уже давно были приняты".

    С началом горбачевской перестройки Кильдин начал хиреть во всех отношениях. В это время начались создаваться разные кооперативы, а люди на первое место стали ставить только деньги и свою выгоду. Вояки и солдатики тоже старались урвать своё. Начали воровать военную технику, оружие и боеприпасы и превращать их в деньги... Такое же творилось по всему Советскому союзу, в том числе и на полуострове Рыбачий, Кольском полуострове и на нашем "непотопляемом авианосце".

    В октябре 1989 года я работал капитаном на теплоходе "Канин", который стоял на линии Мурманск - Дальние Зеленцы - Мурманск с заходом на остров Кильдин. Также, мы ходили еще и в порт Киркенес (Норвегия), куда доставляли наших туристов.

    При очередном заходе на Западный Кильдин еще на подходе к якорной стоянке мы услышали выстрелы из автоматов и другого оружия. В районе причала шла настоящая война! Я в начале ничего не понял и думал, что вояки отрабатывают какую-то свою очередную военную задачу. Но вскоре все кто был на мостике и палубе начали понимать, что это не учение, а что-то более серьезное...

    Не знаю, уместно ли будет разместить этот мой рассказ о трагедии,  произошедшей в октябре 1989 года на острове Кильдин  судить Вам мои читатели. Но коль начал рассказывать об острове, то и эту историю умолчать нельзя. Это небольшое мое повествование будет основано на воспоминаниях непосредственных участников тех реальных событий. Фамилии и имена, которых не вымышленные, но немного измененные по эстетическим соображениям. За исключением одной - капитан 3 ранга Фост Дмитрий Иванович, отважно выполнившего свой офицерский долг. Так же опущу номера частей.

     В канун празднования Дня Конституции СССР 7 октября 1989 года,  на складе вооружения одной из воинских частей острова Кильдин, возник пожар.  После его ликвидации, на складе была назначена ревизия, в результате которой была выявлена недостача 4-х автоматов, штык-ножей к ним, ящика гранат Ф-1, двух цинков патрон (1800 шт). На лицо явное хищение. Да и при внимательном изучении причин  вызвавших пожар,  были выявлены следы умышленного поджога склада, а так же умысел замести следы самого хищения путем взрыва боеприпасов. А именно емкость из под горючей жидкости, остатки свечи и граната с вытащенным кольцом и примотанной изолентой к запалу чекой. То есть по мере сгорания свечи, пламя должно было перекинутся на горючку, далее пережечь изоленту на запале . И от последующего взрыва гранаты должны были  сдетонировать боеприпасы хранящиеся на складе, а там и …еще…еще…и еще…  Нижнего городка могла по идее и не остаться вообще. Если не предполагать большего… Так же была отключена сигнализация, имелись следы распила дужки замка.

    О случившемся незамедлительно доложили по инстанции, после чего на остров прибыли представители  КГБ, военной прокуратуры, командования.  Личный состав гарнизона был посажен на казарменное положение. В Кильдинскую салму вошли два БПК, матросы и офицеры с которых начали планомерное прочесывание окрестностей склада и всего острова. Шмон был нешуточный, но всё было тщетно. Следов оружия не было. При осмотре места проишествия, возле склада были найдены куски изоленты, ножовка по металлу с особыми приметами, небольшой клочек бумаги со следами свежей крови.

    11 октября во время обеденного перерыва, когда представители  КГБ и командование убыли на обед. Перед убытием на обед командование объявило л/составу, что после него будет общее построение для осмотра на предмет наличия ранений или других травм. А одному из работников прокуратуры удалось добиться признательных показаний связиста Андриянова О.А., который отключал сигнализацию в момент хищения оружия. Он назвал и непосредственных участников преступления: старшина 1статьи Павленко и старший матрос Нурутдинов.

    К сожалению информация, что Андрианов раскололся и сдал своих подельников очень быстро распространилась среди гарнизона. Поняв, что разоблачены, Павленко и Нурутдинов покинули расположение части, взяли спрятанное на свалке, под мысом Бык оружие и боеприпасы. После этого направились в сторону причала, с целью попасть незамеченными на  пассажирский теплоход «Канин» или какое-либо другое судно. Однако планам их было не суждено сбыться. На пирсе заранее был выставлен вооруженный офицерский пост. Тогда Павленко и Нурутдинов не придумали ни чего лучшего, как захватить автомашину и на фоне общей суматохи, проехать на пирс,  расположенный на Кильдине Восточном.

    По берегу моря они незамеченными прошли в Нижний жилой городок, где в это время у дома стояла автомашина ЗИЛ-131с загруженными в кузове ящиками с овощами и бочками с соленьями. Под угрозой оружия они выкинули из машины молодого водителя, после чего вошли в подъезд жилого дома, с целью взять в заложницы жену кильдинского особиста. Но той не оказалось дома, а на стук из соседней квартиры вышла жена лейтенанта Мизина -  Юлия. Сам  лейтенант Мизин в это время находился в отпуске в Севастополе, а Юлю с ним не отпустили, т.к. она только что устроилась работать библиотекарем в часть. Многие матросы и офицеры, специально записывались в библиотеку, что бы только пообщаться с Юлией. Какой-то особенной красоты была хозяйка библиотеки.

    Сев в кабину автомашины, вместе с заложницей они проследовали в сторону Кильдина Восточного мимо причала со стоявшими на нем плавсредствами. В это время в части уже были начаты поиски Павленко и Нурутдинова. После доклада водителя об угоне машины, была объявлена тревога и произведено оповещение всех частей острова. Все женщины и дети были собраны в изолированные помещения. К ним была приставлена вооруженная охрана. Так,  как  дорогу на Восточный так же перегородили, выставив вооруженный пост, преступники, по старой военной дороге, через сопки, направились в сторону боевых позиций ОБРП. Спустя некоторое время машина появилась в районе автопарка,  а оттуда преступники направились в сторону верхнего жилого городка. 

    К сожалению, несвоевременность оповещения из-за отсутствия мобильной связи не позволили оповестить заслон, выставленный в районе «Военкора». В результате этого, машина с преступниками и заложницей, беспрепятственно проехав верхний городок, вышла к заслону с неожиданной стороны. Подъехав на малой скорости, прорвали заслон и направились вниз. Вслед им был открыт огонь. Услышав выстрелы, командир отдал приказ вооруженным группам занять позиции в районе расположения части. Командирам групп был отдан приказ о применении оружия только в ситуации, обеспечивающей безопасность заложницы. Спустившись напрямую, минуя серпантин, машина на медленной скорости проехала по хозяйственной территории части и направилась в сторону нижнего городка. На повороте дороги к жилым домам уже стоял заслон, офицеры которого потребовали остановиться выйти из машины, сложить оружие и сдаться.

    Проигнорировав требование остановиться, преступники увеличили скорость, и, стреляя в открытое окно из автомата, бросая гранаты,  прорвались в сторону причала.  Вслед машине был открыт пулеметно-автоматный огонь. В начале спуска дороги к причалу находился заслон из военнослужащих срочной службы мичманом во главе. Пытаясь остановить машину, мичман Гамко  Борис запрыгнул на подножку машины с пассажирской стороны. Сидевший у двери Павленко выставил в открытое окно автомат и открыл огонь.

    Падая с подножки, мичман Гамко  открыл ответный пистолетный огонь. Неприцельными выстрелами, через заднюю стенку кабины, Павленко был ранен. Под шквальным огнем матросов и офицеров, Нурутдинов увеличил скорость и направил машину к причалу. В этот момент из руки раненого Павленко выпала граната без чеки и взорвалась на полу кабины. Нурутдинов не справился с управлением,  и машина врезалась в сложенные строителями у КПП причала бетонные плиты. С Нурутдиновым начались переговоры. Вел переговоры капитан 3 ранга Фост Дмитрий Иванович, оставшись в одной рубашке, демонстрируя отсутствие оружия, расположился на капоте разбитой машины. Ему удалось уговорить Нурутдинова разрешить вынести из кабины убитого Павленко и раненную в голову Юлию Мизину. Юлию тут же отправили на машине в верхний городок в 75 лазарет. По дороге она скончалась от потери крови.  Переговоры  с Нурутдиновым продолжались около полутора часов. Все это время он держал в руке гранату без чеки.

    Фосту удалось убедить Нурутдинова, взамен на пистолет Макарова, выбросить гранату в море. Однако и тут Нурутдинов проявил хитрость, отказался от предложенного ствола, потребовал другой. Когда он получил требуемое (ПМ) и выбросил гранату, его скрутили. Он хотел выстрелить из ПМа,  так как  он тоже был специально подготовленным солдатом.

    В это время,  из-за отсутствие нормальной связи и оповещения,  привело к тому, что часовой, охранявший техническую территорию  на вышке у дороги, обстрелял водовозку, следовавшую к жилому дому. Произведенным одиночным автоматным выстрелом был ранен старший машины.

    Не обошлось и без накладок. От одного из постов прошла информация, что огонь велся так же назад из кузова машины. А потом оттуда спрыгнул мужик в гражданке с автоматом наперевес и скрылся в сопках. Слух о наличии четвертого преступника возник после того, как участникам заслона у нижнего городка показалось, что из кузова прорвавшейся автомашины кто-то выпрыгнул и скрылся в темноте. Утром вертолетом на остров доставили спецгруппу.  Военнослужащие гарнизона еще двое суток «гонялась за тенью». Командир части, несмотря на кратковременность пребывания в должности, приказом МО СССР был снят и назначен начальником артиллерии в другую часть. Оставшиеся в живых преступники Нурутдинов и Андрианов были осуждены.

    Все это мне позже рассказал мой знакомый особист, который непосредственно принимал участие в вышеуказанных событиях. После проведенных допросов Нурудинова и Андрианова стало ясно, что эти преступники планировали захватить теплоход «Канин», чтобы на нём добраться  до соседней Норвегии. Зная, что мы уже начали в это время  ходить на Норвегию,  они под страхом расстрела капитана – т.е. меня, планировали потребовать, чтобы судно следовало в порт Киркенес, где они хотели попросить политического убежища. Слава Богу, что преступники не попали на наш славный теплоход! В противном случае, возможно,  мне не пришлось бы писать эти строки.

    Первое поселение на западной части Кильдина можно отнести к концу 16 века. Именно тогда, Ван-Линшотен - участник экспедиции Баренца, составил карту острова Кильдин и изобразил становище на западе острова. Учитывая разницу между верхним плато острова (макс. точка 286 м) и прибрежными террасами на западе Кильдина, постройки возле кильдинского пролива называли «низ». Так и возник Нижний (Западный) Кильдин. Настоящими годами расцвета Нижнего (Западного) Кильдина можно считать приход на остров 616 отдельного берегового ракетного полка (обрп). Для доставки техники и вооружения причал был перестроен, а возле причала выросли объекты служб обеспечения полка и жилые дома. К причалу могли подходить малые ракетные корабли (МРК) для выгрузки/загрузки ракет и доставки необходимых грузов.
Поселок Нижний (Западный) Кильдин «умер» после вывода с острова 616 обрп в 1995 г.
 
    А начиналось все так. Поворотным моментом в жизни острова явилось решение о создании Северной военной флотилии 1 июня 1933 года, согласно Циркуляру Начальника Штаба РККА. Эта дата является днем рождения СФ. 15 апреля 1933 г. на Север с Балтики по Беломоро-Балтийскому каналу отправляется «Экспедиция Особого Назначения» - ЭОН-1, в составе эсминцев «Урицкий», «Куйбышев», СКР «Ураган», «Смерч», ПЛ «Декабрист» и «Народоволец». Экспедиция благополучно приходит в Мурманск 5 августа. Начинается строительство военно-морской базы в городе  Полярном. В июле 1933 г. партийно-правительственная комиссия во главе с И.В.Сталиным осматривает места предполагаемого базирования. Начинается строительство баз и аэродромов, создание береговой обороны и судостроительной базы, осваивается и оборудуется морской театр.

    Не осталось без внимания и стратегическое расположение острова, на котором в 1933 г. находились только два Поста Наблюдения и Связи (ПНиС) и гражданские предприятия. Кстати, пост НиС на Западном Кильдине был создан еще во время первой мировой войны. На Кильдине  в течение нескольких лет создаются батареи береговой обороны, части ПВО, пулеметные и танковые роты, полуэскадрилья самолетов-амфибий МБР-2, лазарет, аэродром, подразделения тыла...  Основные строительные работы на острове выполняет 97-ое Строительное Управление Инженерной службы СФ. В 1935 г. началось строительство 10 батареи в составе двух башен МБ-2-180, в последующем составивших основу 2-го Отдельного артиллерийского дивизиона.

    Вот сюда - в Восточный и Западный Кильдин,  я  регулярно заходил на разных судах, начиная с 1966 года и до середины 90-х, когда активная жизнь на славном острове-авианосце практически прекратилась….

    Я хорошо помню Кильдин 1970-1980 годов. Солдат в то время учили не только военным делам, но и рассказывали им историю этого острова. На политзанятиях командир своим  солдатикам не статьи из «Коммуниста Вооруженных Сил» талдычил, а историю освоения острова рассказывал. Про то, как Вильям Баренц с Кильдина отплывал для поиска северного морского пути в Китай. Как потом зимовал на Новой Земле, и погиб там. Как его товарищи, похоронив командора, с трудом добрались снова до Кильдина, где местные лопари их отогрели, накормили и помогли добраться до Колы. Как монахи Соловецкого монастыря основали на Восточном мысу селение Монастырское, а англичане разграбили погост, сожгли постройки и убили монахов. С тех пор мыс и бухта стали называться Могильными...

    Много, много интересного порассказывал  командир. Образцом для себя он считал норвежца Эриксена, который, не испугавшись трудностей, поселился в конце девятнадцатого века на этом безлюдном острове с молодой женой и двумя малыми детьми. Поначалу ютились в лачуге, которую смастерил из плавника. Со временем построил на Могильном добротный двухэтажный дом, обзавелся скотиной, промысловыми снастями и мотоботами. Стал зажиточным, преуспевающим колонистом. Вырастил на острове одиннадцать детей. Весь Мурман звал его уважительно «Кильдинский король». И эти рассказы командира на всю жизнь остались в памяти его подчиненных...

     А каким остров  Кильдин стал после ухода с него военных? Что они оставили будущим поколениям?  Какая на Кильдине экология?  Вот вам ответ одного служивого с Восточного Кильдина, когда я его спросил об экологии острова после начала вывода воинских частей с острова: «А, КАКАЯ ТАМ ТЕБЕ ЭКОЛОГИЯ?   Тогда  ведь солдаты и не знали такого слова (или не хотели знать). Если на территории гарнизонов еще какой-то порядок и чистота были видны, то уже за ней начинали гадить, сваливая военные отходы, где только можно. После нас - трава не расти! О вывозке этого мусора с острова, тогда даже в мыслях ни у кого не возникало. К великому своему стыду перед Кильдином, и я так же был одним из тех, кто это делал, даже не задумываясь о таких последствиях, какие показаны на современных фотоснимках - по существу экологической катастрофы острова. Остров загажен военным мусором по самые-самые помидоры, как говорится: «Мама не балуй!»

    С большим интересом я прочитал на сайтах очень интересную историю о. Кильдина. О многом узнал впервые. Много посмотрел фоток теперешнего острова. И моё отношение к Кильдину стало резко меняться. От гордости и восхищения за него, до жалости и обиды за то, что с ним сделали военные. И вот, что с прискорбием, хочется отметить. Эту Жемчужину Баренцева моря, мирный красивый уникальный остров, с 30-х годов Советская власть решила сделать «Форпостом защиты и обороны Кольского залива и Кольского полуострова» от любой агрессии врага.
 
     Возможно, в то время это было единственно правильным решением. Начали его вооружать, вгрызаясь в святую землю. На острове поставили современные, по тем временам, дальнобойные орудия, дзоты, построили аэродром для самолётов, дорогу. Даже какой-то военный «мудрец» загнал туда танки, очевидно полагая, что одно из крупнейших танковых сражений в современной войне произойдет именно на Кильдине.
 
     И вот, вооружённый до зубов остров встретил войну. История дала ему уникальный шанс, доказать всем, что недаром в него было вбухано немерено средств нашего нищего голодного народа. А так же, хоть как-то оправдать адский, каторжный труд на вымирание, не заслуженно страдавших заключенных Кильдинского лагеря (уверен, уголовников там не было), а какие заключённые были в 30-тых, вы и без меня знаете.  И это смогло случиться, когда на виду у Кильдина, два немецких военных корабля расстреливали и топили безоружное торговое судно. Кильдин мог своими двумя-тремя выстрелами из 180-миллимитровых орудий, навечно и гордо войти в военную историю, как истинный оплот, твердыня и настоящий  защитник Родины.

    Кильдину вот тут-то и надо было показать всю свою мощь, РЯВКНУВ своими орудиями так, чтобы от немчуры и мокрого места не осталось. В щепки разнести бы их, имея такое грозное вооружение. Но Кильдину приказали отвернуться, и он стыдливо промолчал. А затем всю войну, сохранял зачем-то свою секретную невинность. Правда, проскочила в прессе информация, что какую-то подлодку он всё-таки «уконтрапупил». Но, это может быть, была сталинская пропаганда. Врали ведь тогда во всем, без зазрения совести, для поднятия боевого духа. И сапогами всех затопчем и шапками закидаем. А пришла беда, так при чутком Сталинском руководстве, за полгода немцы до Москвы докатились, заливая землю солдатской кровью и массовыми пленениями целых армий. Такая вот наша история! Но время, видимо, расставит все по своим местам. Возможно…

    После войны, как не старались остров ещё больше и больше наполнить всё более и более современным вооружением, но  он так и остался что-то вроде -  «типа пугача».
А дальше, в нынешнее время, с ним поступили хуже некуда. Все вложенные средства, судьбы и жизни людей, всё пошло прахом. Уходя с острова, всё военное имущество бросалось, а затем, все оставленное безжалостно подвергалось разграблению и уничтожению. То, что создавалось здесь десятками лет, служившими здесь матросами и солдатами, было впоследствии разграблено. Полагаю, что и тот ствол 180-миллимитрового  орудия, который я видел, бессмысленно отрезали безмозглые уроды. Матросы, которые служили на этих пушках, с огромным удовольствием и без всякого сожаления запендюрили бы его им в задницы «по те же самые  помидоры».

    А сколько денег, в результате такой преступной бесхозяйственной ситуации осело в штанах с лампасами и у их подручных, можно только догадываться. Наверняка, наши военные краснолампасники докладывали в высшие инстанции, что средства, выделенные на консервацию военного оборудования,   потрачены по назначению. И за весь этот бардак, при распаде СССР, мы должны «славить» нашего первого президента-алкоголика. Там проспал, а там просрал. Пропади он пропадом! (Хотя о мертвых не принято плохо говорить). Прошу прощения, но на душе накопилось! Ему-то сто пудов пьяных соплей  было на Россиян наплевать. И то, что до сих пор мы не можем последствия его царствия разгрести, его главная вина. И то, что многие нормальные мужики, такие как рыбачинец Виктор Викторович Куделя, или же кильдинский майор - Николай Савицкий, оказались вдруг «за границей» своей родины, главная вина алкоголика-президента. А история с Кильдином и всего того, что с ним случилось за последнее время, - это всего лишь малюсенькое пятнышко, на фоне огромной, оставленной, государевой кучи дерьма.

    И вот сейчас на острове находится то, что может быть, и должно было бы раньше находиться на этом мирном месте: действующие радиопост и два маяка. Хотя тут палка о 2-х концах. Не было бы такого прошлого, не было бы и этих воспоминаний! И не знаешь, что лучше. Одно теперь меня  успокаивает и утешает, что ни службы ПВО,  ни других морских служб, связанных с бряцаньем оружием, больше никогда не будет на Кильдине, а значит, все плохое осталось в прошлом!!!???  Природе надо очень много времени, чтобы залечить нанесенные ей человеком раны. Главное, ей в этом деле не мешать и помогать. И гори оно, всё плохое, синим пламенем, во веки веков. Аминь!

    P.S. 1. Вот еще, кое-что о строительстве золотой дороги: «Мне посчастливилось общаться в конце 80-х с человеком, который был морским артиллеристом в то время и участвовал как военспец в оборудовании береговой батареи на Кильдине в 1938 году. Он видел, как там все строилось, и какие были порядки... Дорога - это наказание для заключенных...  тот, кто не выполнил норму - отправлялся на этот участок, и вместо сна - мостил этот путь... все - исключительно руками... Оттого и начинается она ниоткуда и кончается нигде...». Точная длина «золотой» дороги – 837 метров.

    2. 10 мая 1935 года на острове Кильдин началось строительство мощной (калибр 180мм) башенной артиллерийской батареи. Одновременно строили открытые позиции для артиллерийских и зенитных установок, причал для военных кораблей на Западном Кильдине. В скалах метростроители пробивали штольни для будущих ремонтных цехов. На южном берегу, в районе мыса Пригонный,  возводили взлетно-посадочную полосу для авиации Северного флота. На кильдинском плато (около 250м над уровнем моря) ставили казармы, жилой городок (Новый Кильдин) для военных, базовый лазарет, клуб, пекарню и банно-прачечный комбинат.

    Для бесперебойной доставки тяжелых крупногабаритных грузов и техники на строительные объекты нужна была дорога с твердым покрытием. О строительном материале позаботилась природа – осушка южного берега, сплошь усыпана гранитными булыжниками, а  проблем с кадрами  у начальства ГУЛАГа  никогда не было. В их распоряжение имелись и классные военспецы, и умелые организаторы производства, и квалифицированные рабочие...  А заставить работать рабов в НКВД умели. Это сегодня многие воры и убивцы сидят в тюрьмах, ничего не делая. Сидят и ухмыляются!
 
   Понимая, ответственность задачи и реальную угрозу (в случае  малейшей промашки) личной безопасности, главный «мастер заплечных дел» применял на деле жесткий кнут, сдабривал его иногда мягким пряником. В одной из директив  УНКВД Берия требовал: «...лично наблюдать за качественным отбором контингентов... Отправить только мужчин — лучших производственников, здоровых, пригодных к тяжелому физическому труду в условиях Севера, имеющих остаток срока заключения не менее 6 месяцев.
....Объявить заключенным, что всем хорошо работающим на строительстве будет выдаваться повышенное премиальное вознаграждение. Лучшим ударникам и особо отличившимся по окончании строительства будут применены льготы в виде сокращения сроков. А лучшие ударники-рекордисты будут освобождены досрочно и представлены к наградам. А по отношению к отказникам, дезорганизаторам производства и лагерного режима  будут применяться самые суровые меры.
Народный комиссар внутренних дел СССР, комиссар госбезопасности  Л. Берия».
...Долгие годы сведения о пребывании в тюрьмах НКВД кадровых офицеров и использовании их на строительстве военных объектов Севера, составляли государственную тайну.

    3. ... В январе 1961 года на Северном флоте случилось ЧП – в Баренцевом море севернее острова Кильдин затонула новая ракетная подводная лодка «С-80». Морская пучина унесла 68 жизней. Для расследования обстоятельств и причин гибели лодки, была назначена правительственная комиссия во главе с Главным инспектором Министерства обороны СССР Маршалом Советского Союза Константином Константиновичем Рокоссовским.   В разгар дебатов слово попросил уважаемый адмирал в отставке, многие годы отдавший службе на Северном флоте.  И вот, что он рассказал: «Когда мы, офицеры штаба Северного флота, выходили  в море к месту гибели подводной лодки «С-80», находившийся на ходовом мостике Маршал Рокоссовский, глядя на проплывающую мимо угрюмую громаду Кильдина, не обращаясь ни к кому конкретно, задумчиво  произнес: «Здесь я строил дорогу»...!?

     4. ...Послевоенная мирная жизнь на острове налаживалась быстро. На Восточном Кильдине (Могильное) заработала рыбацкая фактория. Пробовали даже разводить песцов. Снова открыли почту, школу. Построили клуб, баню. К концу 1948 года в поселке проживали 117 человек, из них 38 - дети. Как и в былые времена, в Могильную бухту на летние промыслы съезжались рыбаки со всего Мурмана. Воинские части, оставленные на острове, несли повседневную службу и, как могли, обустраивали свой немудреный быт. Запасной аэродром изредка встречал и провожал самолеты с проверяющими.

     Только вот до окончания строительства дороги Рокоссовского опять руки так и не дошли. Каждый командир, кляня её, на чем свет стоит, считал дорогу не своим «объектом», а во время периодически случавшихся разносов инспектирующего начальства старался перевести стрелку на соседа. Дорога ветшала, и лишь брусчатка золотого километра, словно в укор нашей извечной безалаберности, оставалась в первоклассном состоянии...

    …В пятидесятых годах корабли и береговые части Советского Военно-Морского флота получили новый вид вооружения – крылатые и зенитные управляемые ракеты. И снова Кильдин стал секретным объектом. Всё гражданское население опять выслали на материк. Теперь уже навсегда! Особенно пострадала рыбацкая фактория на Восточном (Могильном) Кильдине. Брошенный поселок выглядел покойником, которого забыли похоронить в спешке отъезжавшие родственники. Было это в конце 1966 года.

    5. ... А потом наступили  смутные времена: в Москве били из танков по «Белому дому». В Чечне бомбили Грозный. В Севастополе делили Черноморский флот. Из Германии, Польши и Прибалтики срочным порядком выводили советские войска. На Кильдине с тревогой следили за разгулом «демократии» и ждали своего часа. Ждать пришлось не долго.  В 1994 было приказано убрать с острова все воинские части, расквартированные на южном берегу. Потом дошла очередь и до ракетчиков. Директива пришла в  начале мая 1995 года. В ней предписывалось к 31 августа 1995 свернуть полк.  Вывезти боезапас ракет и системы управления стрельбой, а всё остальное бросить на вечные времена в кильдинских сопках. Матросов срочной службы отправить в Североморский экипаж. Офицеров и прапорщиков, имеющих необходимую для пенсии выслугу, представить к увольнению в запас, а остальных направить в распоряжение начальника управления кадров Северного флота.

     ...В ночь на 31-е декабря 1995 года последние офицеры берегового ракетного полка покинули остров Кильдин. Покинули в спешке,  как при отступлении.  Уничтожить  капитально отремонтированные, и подготовленные к  долгой зиме банно-прачечный комбинат, детский сад, базовый матросский клуб (гордость островитян), котельную и электростанцию, не поднялась рука. В аккуратные штабели уложили бочки с соляром. Уголь сбункеровали, и прикрыли старыми чехлами от ракет. Тщательно смазали все механизмы  недавно модернизированных многотонных пусковых установок. Их опустили в шахты и закрыли железобетонными  крышами – откатниками. На  все двери повесили замки и слепки с печатями, в тайне надеясь, что «перестроечный» угар  вскоре пройдет и разум возобладает. ...Но этого не случилось. По весне, едва сошел снег,  на  секретный остров хлынули лихие ребята с судами, автогенами, кранами и тягачами. За короткое полярное лето вырезали, вырубили, упаковали и увезли брошенное военными добро. Не забыли и про заботливо припасенный с осени соляр с угольком...

    Покидают чужие края дембеля, дембеля, дембеля! И куда ни взгляни в эти майские дни всюду пьяные ходят они.

    (Из воспоминаний моего товарища, служившего на Кильдине во времена разгона военных в средине 90-х). – А квартировали мы на Могильном. Там была у нас матросская казарма, да пару домиков для постоянного состава. В начале девяностых, после развала Союза, начался массовый исход военных с острова. Уходили, словно отступали. Бросали всё – технику, имущество, городки. В этом вселенском бедламе про нас забыли. И остались мы на острове как племя аборигенов – сами по себе. До бога высоко, до начальства далеко. Да и начальству на нас наплевать. У него свои проблемы... Не поверите, зиму едва пережили. Осеннего завоза не было: – ни соляра, ни угля, ни продуктов. Собирали плавник по берегу, разбирали на дрова пустующие дома. Питались, чем придется. Спасибо рыбакам – не дали подохнуть с голоду. Ну, а уж о воинской службе и говорить нечего. Какая там к черту служба, если матросы хуже бомжей – оборванные, немытые, голодные. На вахту кое-как ходили и то, слава богу. Командир – разведенный каплей. Воинское звание перехаживал уже два срока. На всё забил откровенный «болт». Трезвым мы его и не видели. Весной убыл в Североморск. И с концами…

    ...И сейчас на острове (вот уже более 15 лет) «металлисты» уродуют военные реликвии, которыми следовало бы гордиться, грабят городки, рушат могилы и памятники первопоселенцам... Истерзанный остров тихо и окончательно  умирает, уже не веря в своё возрождение.

    Жаль, что  столько поселков, где я был  на севере уже нет на карте, а есть только их развалины, запустение и разруха! А сколько таких островов и островков никому не нужных и забытых раскидано по всей  России!!! Да вы просто даже сегодня выедьте в глубинку и увидите, сколько колхозов и деревень разграбленных вокруг и никому уже не нужных... Эх РОССИЯ!!!

    Грустно видеть такие картины вокруг. Грустно по нескольким причинам: 1. столько же страна наша потратила на то, что в конце концов всё это  бросить. Возникает сразу вопрос? А нужно ли было  это всё делать? 2. Люди, которые провели там лучшие годы своей жизни, получается, потратили свою жизнь впустую? Разве после этого всего можно спокойно жить? А виноваты в этом по большому счёту всего лишь два ублюдка от партии - меченый  Мишка Горбатый и алкаголик Ельцин! Твари!

    Не знаю, уместно ли будет разместить этот мой рассказ о трагедии,  произошедшей в октябре 1989 года на острове Кильдин  судить Вам мои читатели. Но коль начал рассказывать об острове, то и эту историю умолчать нельзя. Это небольшое мое повествование будет основано на воспоминаниях непосредственных участников тех реальных событий. Фамилии и имена, которых не вымышленные, но немного измененные по эстетическим соображениям. За исключением одной - капитан 3 ранга Фост Дмитрий Иванович, отважно выполнившего свой офицерский долг. Так же опущу номера частей.

    В канун празднования Дня Конституции СССР 7 октября 1989 года,  на складе вооружения одной из воинских частей острова Кильдин, возник пожар.  После его ликвидации, на складе была назначена ревизия, в результате которой была выявлена недостача 4-х автоматов, штык-ножей к ним, ящика гранат Ф-1, двух цинков патрон (1800 шт). На лицо явное хищение. Да и при внимательном изучении причин  вызвавших пожар,  были выявлены следы умышленного поджога склада, а так же умысел замести следы самого хищения путем взрыва боеприпасов. А именно емкость из под горючей жидкости, остатки свечи и граната с вытащенным кольцом и примотанной изолентой к запалу чекой. То есть по мере сгорания свечи, пламя должно было перекинутся на горючку, далее пережечь изоленту на запале . И от последующего взрыва гранаты должны были  сдетонировать боеприпасы хранящиеся на складе, а там и …еще…еще…и еще…  Нижнего городка могла по идее и не остаться вообще. Если не предполагать большего… Так же была отключена сигнализация, имелись следы распила дужки замка.

    О случившемся незамедлительно доложили по инстанции, после чего на остров прибыли представители  КГБ, военной прокуратуры, командования.  Личный состав гарнизона был посажен на казарменное положение. В Кильдинскую салму вошли два БПК, матросы и офицеры с которых начали планомерное прочесывание окрестностей склада и всего острова. Шмон был нешуточный, но всё было тщетно. Следов оружия не было. При осмотре места проишествия, возле склада были найдены куски изоленты, ножовка по металлу с особыми приметами, небольшой клочек бумаги со следами свежей крови.

    11 октября во время обеденного перерыва, когда представители  КГБ и командование убыли на обед. Перед убытием на обед командование объявило л/составу, что после него будет общее построение для осмотра на предмет наличия ранений или других травм. А одному из работников прокуратуры удалось добиться признательных показаний связиста Андриянова О.А., который отключал сигнализацию в момент хищения оружия. Он назвал и непосредственных участников преступления: старшина 1статьи Павленко и старший матрос Нурутдинов.

    К сожалению информация, что Андрианов раскололся и сдал своих подельников очень быстро распространилась среди гарнизона. Поняв, что разоблачены, Павленко и Нурутдинов покинули расположение части, взяли спрятанное на свалке, под мысом Бык оружие и боеприпасы. После этого направились в сторону причала, с целью попасть незамеченными на  пассажирский теплоход «Канин» или какое-либо другое судно. Однако планам их было не суждено сбыться. На пирсе заранее был выставлен вооруженный офицерский пост. Тогда Павленко и Нурутдинов не придумали ни чего лучшего, как захватить автомашину и на фоне общей суматохи, проехать на пирс,  расположенный на Кильдине Восточном.

    По берегу моря они незамеченными прошли в Нижний жилой городок, где в это время у дома стояла автомашина ЗИЛ-131с загруженными в кузове ящиками с овощами и бочками с соленьями. Под угрозой оружия они выкинули из машины молодого водителя, после чего вошли в подъезд жилого дома, с целью взять в заложницы жену кильдинского особиста. Но той не оказалось дома, а на стук из соседней квартиры вышла жена лейтенанта Мизина -  Юлия. Сам  лейтенант Мизин в это время находился в отпуске в Севастополе, а Юлю с ним не отпустили, т.к. она только что устроилась работать библиотекарем в часть. Многие матросы и офицеры, специально записывались в библиотеку, что бы только пообщаться с Юлией. Какой-то особенной красоты была хозяйка библиотеки.

    Сев в кабину автомашины, вместе с заложницей они проследовали в сторону Кильдина Восточного мимо причала со стоявшими на нем плавсредствами. В это время в части уже были начаты поиски Павленко и Нурутдинова. После доклада водителя об угоне машины, была объявлена тревога и произведено оповещение всех частей острова. Все женщины и дети были собраны в изолированные помещения. К ним была приставлена вооруженная охрана. Так,  как  дорогу на Восточный так же перегородили, выставив вооруженный пост, преступники, по старой военной дороге, через сопки, направились в сторону боевых позиций ОБРП. Спустя некоторое время машина появилась в районе автопарка,  а оттуда преступники направились в сторону верхнего жилого городка. 

    К сожалению, несвоевременность оповещения из-за отсутствия мобильной связи не позволили оповестить заслон, выставленный в районе «Военкора». В результате этого, машина с преступниками и заложницей, беспрепятственно проехав верхний городок, вышла к заслону с неожиданной стороны. Подъехав на малой скорости, прорвали заслон и направились вниз. Вслед им был открыт огонь. Услышав выстрелы, командир отдал приказ вооруженным группам занять позиции в районе расположения части. Командирам групп был отдан приказ о применении оружия только в ситуации, обеспечивающей безопасность заложницы. Спустившись напрямую, минуя серпантин, машина на медленной скорости проехала по хозяйственной территории части и направилась в сторону нижнего городка. На повороте дороги к жилым домам уже стоял заслон, офицеры которого потребовали остановиться выйти из машины, сложить оружие и сдаться.

    Проигнорировав требование остановиться, преступники увеличили скорость, и, стреляя в открытое окно из автомата, бросая гранаты,  прорвались в сторону причала.  Вслед машине был открыт пулеметно-автоматный огонь. В начале спуска дороги к причалу находился заслон из военнослужащих срочной службы мичманом во главе. Пытаясь остановить машину, мичман Гамко  Борис запрыгнул на подножку машины с пассажирской стороны. Сидевший у двери Павленко выставил в открытое окно автомат и открыл огонь.

    Падая с подножки, мичман Гамко  открыл ответный пистолетный огонь. Неприцельными выстрелами, через заднюю стенку кабины, Павленко был ранен. Под шквальным огнем матросов и офицеров, Нурутдинов увеличил скорость и направил машину к причалу. В этот момент из руки раненого Павленко выпала граната без чеки и взорвалась на полу кабины. Нурутдинов не справился с управлением,  и машина врезалась в сложенные строителями у КПП причала бетонные плиты. С Нурутдиновым начались переговоры. Вел переговоры капитан 3 ранга Фост Дмитрий Иванович, оставшись в одной рубашке, демонстрируя отсутствие оружия, расположился на капоте разбитой машины. Ему удалось уговорить Нурутдинова разрешить вынести из кабины убитого Павленко и раненную в голову Юлию Мизину. Юлию тут же отправили на машине в верхний городок в 75 лазарет. По дороге она скончалась от потери крови.  Переговоры  с Нурутдиновым продолжались около полутора часов. Все это время он держал в руке гранату без чеки.

    Фосту удалось убедить Нурутдинова, взамен на пистолет Макарова, выбросить гранату в море. Однако и тут Нурутдинов проявил хитрость, отказался от предложенного ствола, потребовал другой. Когда он получил требуемое (ПМ) и выбросил гранату, его скрутили. Он хотел выстрелить из ПМа,  так как  он тоже был специально подготовленным солдатом.

    В это время,  из-за отсутствие нормальной связи и оповещения,  привело к тому, что часовой, охранявший техническую территорию  на вышке у дороги, обстрелял водовозку, следовавшую к жилому дому. Произведенным одиночным автоматным выстрелом был ранен старший машины.

     Не обошлось и без накладок. От одного из постов прошла информация, что огонь велся так же назад из кузова машины. А потом оттуда спрыгнул мужик в гражданке с автоматом наперевес и скрылся в сопках. Слух о наличии четвертого преступника возник после того, как участникам заслона у нижнего городка показалось, что из кузова прорвавшейся автомашины кто-то выпрыгнул и скрылся в темноте. Утром вертолетом на остров доставили спецгруппу.  Военнослужащие гарнизона еще двое суток «гонялась за тенью». Командир части, несмотря на кратковременность пребывания в должности, приказом МО СССР был снят и назначен начальником артиллерии в другую часть. Оставшиеся в живых преступники Нурутдинов и Андрианов были осуждены.

    Все это мне позже рассказал мой знакомый особист, который непосредственно принимал участие в вышеуказанных событиях. После проведенных допросов Нурудинова и Андрианова стало ясно, что эти преступники планировали захватить теплоход «Канин», чтобы на нём добраться  до соседней Норвегии. Зная, что мы уже начали в это время  ходить на Норвегию,  они под страхом расстрела капитана – т.е. меня, планировали потребовать, чтобы судно следовало в порт Киркенес, где они хотели попросить политического убежища. Слава Богу, что преступники не попали на наш славный теплоход! В противном случае, возможно,  мне не пришлось бы писать эти строки.

    Один  знакомый военный передал мне вот такое стихотворение, им же  написанное.

    Остров Кильдин - лишь точка на карте, открытый навстречу ветрам.
Характер на нем ковали, как в Спарте,  - ведь служба была суровая там.
Твою красоту позабыть нам не в мочь. Крик чаек на птичьих базарах,
Дорогу «брусчатку», полярную ночь. И день без конца и начала …
На память приходят твои «Сундуки», «Могильный», рыбалка с причала.
Туманы, снега и друзья моряки… Как жаль, не вернуть всё с начала.
Ты чувствуешь взор этих Северных вод, изменчивость дикой природы.
Опасность, суровость полярных широт,  коварство ветров и погоды.

  На этом я уже  хотел завершить мое повествование о непотопляемом авианосце СССР, но  в конце августа 2010 года, когда я уже жил в Боровичах, по телевизору показали  информацию о начале крупных учений в Баренцевом море. А как же Кильдин? Неужели непотопляемый авианосец остался никому не нужным? Ведь это же лучшее место для стрельб по «врагам» Баренцева моря. Я ждал развития событий и дождался…

 P.S. P.S.  Сентябрь 2010 года. Кильдин,  не забыли! И даже очень вспомнили! Временно завезли  два комплекса С-300 и стрельнули в сторону Баренцева моря. Все-таки с  Северного Кильдина очень  далеко все  видно – возможно,   до самого  Северного полюса!

   В последнее время много говорят о возрождении России. Но общество развращенное и отравленное горбачевской демагогией, ельцинской беспринципностью и чубайсовской прихватизацией, по-прежнему инертно и бездуховно. Безучастно наблюдая, как алчные нелюди, лишенные совести и гражданского долга, переступившие грань памяти беззастенчиво грабят могилы отцов…  И пока мы не поймем, что Великую Россию не создать  без методического воспитания в новых поколениях искреннего патриотизма, высокой духовности, бескорыстной любви к Родине, уважительного отношение к могилам отцов - надругательства над памятью и историей страны  будет продолжаться…

    Тоска и разруха – это все, что осталось от Кильдина сегодня. А будет ли его возрождение?

Теперь Кильдин закрыло  плотной тучей - лиловой тучей гробовой тоски.
Лишь посвист вьюги, да мороз колючий, да мыслей мрачных рваные куски…