Города - инородные тела на территории Беларуси

Владимир Старовойтенко
В советские времена существовало понятие -  «антагонизм между городом и деревней». Город всегда отождествлялся с прогрессом, деревня с отсталостью.
Оставив в стороне рассмотрение отличий города и деревни, остановимся лишь на одном: отличии горожанина от жителя деревни. Нужно сказать, что в целом горожанин был более интеллектуален. Город как пылесос вытягивал из деревни всех, кто был на что-то способен (влияние более высокого  материального состояния). В деревне редко встретишь любителя чтения (некогда, да и практически нечего). Горожанин, как правило, более модно одет. Но что резко бросалось в глаза, горожане разговаривали на русском языке, жители села - на белорусском. Парадокс – один народ, одна территория, одно государство, а языки разные. Попробуем разобраться почему.
 Вроде бы самая очевидная причина – школа. В городах, как правило, преподавали на русском языке, в деревнях на белорусском. Безусловно, это оказывает влияние. Но первопричина ли это? В деревне тоже русский язык изучали, но она по-русски не говорит и по сей день. В городе и английский учат, но он как-то не приживается. Почему же прижился русский?
    Русский язык в советские времена никто не навязывал. Официально даже государственного языка в СССР не существовало. Обучение в городских школах велось на русском потому, что большинство населения было русскоязычными.
Невольно возникает вопрос: а может он всегда в городах такой был? Деревенские жители попадая в русскоязычную языковую среду ведут себя так, как и другие мигранты, то есть переходят на язык большинства, а поколении в 3 практически становятся русскоязычными (лично на моем примере так и есть).
Если взять Ипатьевскую летопись, то можно увидеть, что полочане разные с кривичами народы, хотя очевидно, что Полоцк стоит в кривичской земле: «…а другое на реке Полоте, где полочане. От этих последних произошли кривичи, сидящие в верховьях Волги, и в верховьях Двины, и в верховьях Днепра, их же город - Смоленск; именно там сидят кривичи...». В летописях можно найти, что Полоцк и Смоленск это Русь. А вот кривичи так не зовутся: «Вот только кто говорит по-славянски на Руси: поляне, древляне, новгородцы, полочане, дреговичи, северяне, бужане, прозванные так потому, что сидели по Бугу, а затем ставшие называться волынянами. А вот другие народы, дающие дань Руси: чудь, меря, весь, мурома, черемисы, мордва, пермь, печера, ямь, литва, зимигола, корсь, нарова, ливы, - эти говорят на своих языках..».
Русские князья, враждуя друг с другом, обычно жгут окрестности городов, а сами города в редких случаях.
Если почитать русские летописи, то нужно признать, что к русскому языку они ближе, чем к белорусскому или украинскому. По крайней мере, чтобы старославянский понять, знание белорусского или украинского не обязательно.
Так может, города на территории Беларуси основаны чуждым пришлым народом (представители которых и были некоторое время большинством жителей в городах), который растворился в массах местного населения, но оставил после себя в наследство свой язык в городах, отличный от языка окрестных деревень? Другими словами в городах жила Русь, в окрестностях этих городов – Литва.
  Города на территории Беларуси появились в то же время, когда в Европе стали известны славяне. Это результат их экономического подъема, связанного с торговлей. Что касается конкретного времени, так на мой взгляд это был очень длительный и сложный процесс. Закончился он в основном примерно к 14 веку, но  полностью не завершен и теперь. Языки славян то все равно разные.
 Города строились совсем не одновременно. Первоначально (видимо практически одновременно) были построены города по крупным торговым артериям - Днепру, Припяти, Двине, Неману, Бугу. На ответвлениях же они были построены значительно позже. Уже не первоначальными славянами-пришельцами, а ославяненной Русью. Например, тот же Новогородок был построен уже в летописное время. А города на территории ятвягов стали вообще строиться во времена Даниила Галицкого, так как жители видимо препятствовали этому процессу.
Процесс славянизации шел тоже не постоянно. Я делю его на два этапа. До христианизации, и после крещения Руси.
На первом этапе славянский язык развивался постепенно, разговаривали на нем только города. Окрестное население славянский язык видимо знало (был необходим для торговли), но вне городов разговаривали на своих языках. Столетия спустя, ославянились и волости, небольшие территории вокруг городов. Они были как бы островами славян среди моря аборигенов.
С крещением, процесс славянизации пошел ускоренными темпами. Этому способствовали проповеди священников, письменность. Язык славян пришел в деревни и стал вытеснять понемногу местные языки, которые под его воздействием превратились в славянский, но до конца они не стали тождественными языку городов и до сих пор.
  Первоначально сама Русь (Киевщина) славянами не была. Процесс славянизации Руси еще не был закончен и во времена К.Багрянородного, т.е. в 10 веке. Свидетельство тому - двойное название Днепровских порогов.
Увы я снова отошел от понятий авторитетов, для которых первоначальная Русь это варяги. Того, что в ПВЛ варяги упомянуты одновременно с Русью, как разные народы, они не видят: "В год 6452 (944). Игорь же собрал воинов многих: варягов, русь, и полян, и словен, и кривичей, и тиверцев, - и нанял печенегов, и заложников у них взял, - и пошел на греков в ладьях и на конях, стремясь отомстить за себя."
Какие это были дославянские этносы? Сказать затрудняюсь. Слишком мало сведений. Знаю только отдельные их названия по названию регионов - Русь, Литва. Они делились на племена и племенные союзы. ПВЛ говорит, что славяне, придя на наши земли приняли название земель:"Спустя много времени сели славяне по Дунаю, где теперь земля Венгерская и Болгарская. От тех славян разошлись славяне по земле и прозвались именами своими от мест, на которых сели." Думаю первоначально, это были названия аборигенов, а потом стали и славянские - поляне, древляне, дреговичи, радзимичи, кривичи, словене, вятичи, аукштайты, жемайты.
Какой у аборигенов был язык? Думаю у каждого племени был свой язык, но были они похожими, как похожи и современные славянские языки между собой. Почему так думаю? Русские названия Днепровских порогов легко объясняются жемайтским языком и отличаются от славянских названий. Значит, древний русский язык был похож на жемайтский. А значит, были похожи языки и других племен.