Беседа с Дедом Морозом

Арарат Пашаян
Второй раз я обращаюсь к теме Деда Мороза. И второй раз перед новым годом, когда возникает некоторая инстинктивная мотивация завершить календарный год неким достижением, а если и получится, то и хорошим новогодним подарком одновременно самому себя и моим читателям.

Внутренняя суетливость и глупый предновогодний заразительный ажиотаж, чаще всего продиктованный ложным самовнушением того, что происходит нечто очень важное, подвигает всех нас, и взрослых, и детей совершать значимые поступки.

Вся планета Земля сходит с ума, магазины переполнены, и мужчины и женщины одинаково возбуждены и озабочены неистребимым желанием на этот год купить своей любимой, маме, сестре, сыну, дочери, другу и подруге достойный подарок…
***
У меня очень яркие воспоминания от моего серого и нищего детства. Я помню удивительные отрывки и эпизоды моей жизни, начиная с трех-четырех лет. И всякие мои попытки выстроить во времени события новогодних празднований с участием украшенной елки и Деда Мороза оказываются тщетными,  ввиду отсутствия таковых.

Как минимум несерьезно, если не сказать, что аморально рассуждать о том, ставили ли мои родители елку на новый год, если учесть, что мы жили в далеком высокогорном селе в Армении, куда дороги зимой заметены снегом и буря, как говорил поэт «мглою небо кроет, вихри снежные крутя» …

***
Любопытные, удивительные и трогательные истории, подробности и отрывки о праздновании Нового года я накапливал в себе, уже проживая в России. Много выдуманного, сказочного. а чаще всего глупого и смешного было во всех этих историях. К примеру:

- как встретишь Новый год, так и проживешь целый год;

- Новый год надо встретить в одежде, где имеется … цвет;

- под Новый год, перед сном надо загадывать желание, и оно обязательно исполнится;

- проснувшись беги к елке, а вдруг Дед Мороз подарки принес;

- приготовь хороший номер, вдруг встретишь Деда Мороза, и он попросит что-то исполнить…
***
Я большой скептик и не страдаю бредовыми фантазиями. Сказки и истории, а чаще всего анекдоты про Деда Мороза и Снегурочку (бывали и пошлые) я слушал уже в зрелом возрасте. Поэтому меня совсем не волновали вопросы о том, бывают ли Деды Морозы  на самом деле?

Однако, с годами, становлюсь сентиментальным и все острее ощущаю недостаток красивой сказки для души. Так хочется верить в существование чудес, а потом ждать, когда они наступят. И естественно, поэтому столь трогателен предновогодний ажиотаж. Ведь известно (хотя откуда это известно и почему так должно быть?), что в новогоднюю ночь происходят и совершаются чудеса.

А Новый Год упрямо и неуклонно приближается, и с недавних пор, появилось неистребимое желание быть соучастникам этой суетливой чехарды…

***
Год выдался весьма напряженным, особенно его конец. Отчеты, юбилеи друзей и разные празднования.

Неожиданно настало 31 декабря, и я с ужасом сообразил, что совсем не готов к наступлению Нового Года.

Что мне загадывать на этот год?

Какой номер приготовить для Дедушки, который вдруг придет?  Да еще не один, а со Снегурочкой.

Как хотел я хотя бы один раз в жизни общаться, а тем более и понравиться при этом Снегурочке!

А что такого интересного одеть в новогоднюю ночь?

А какой цвет в этом году рекомендуют?

Кстати, год какого зверя или животного предстоит нам встречать?

И так напряжённо и расстроенно я хотел собраться и сконцентрироваться, чтобы успеть хотя бы придумать половину требуемого объема…
***

- Здравствуй сынок!

- Извините, а Вы кто такой и сколько Вам лет, что 65 летного мужчину называете сынок?

- Я Дед Мороз. У нас нет понятия возраста. Мы во все времена с седой бородой изображаем образ доброго деда. И мы не стареем.

- Поэтому у Вас имя Дед, а фамилия Мороз?

- Сынок, не надо иронизировать. Я действительно Дед Мороз!

- А почему Вы говорите о себе во множественном числе? Сколько таких Дедов, как Вы, существует на Свете?

- Знаю, что много, но сколько, не знаю?

- Дед, а когда Новый год кончается и наступает весна, а потом лето, осень, куда вы все деды пропадаете, чем занимаетесь, чем питаетесь? Как вы зарабатываете свой хлеб? Кто вас финансирует, спонсирует или крышует?

- Сынок, какой ты зануда! Задаешь такие вопросы, что я теряюсь. Нету у меня ответов на твои вопросы. Ты лучше не упрямствуй и загадай желание, я его исполню.

- То есть ты воплощение золотой Рыбки?

- Опять умничаешь! У тебя есть заветная мечта или желание? Ну попроси меня, и я все исполню.

- Дед, я знаю, что для этого необходимо что-то исполнить, показать свое умение что-то сделать. Ты мне исполнишь желания просто так или за что-то?

- Конечно не просто так. Это у нас традиция. Ты должен мне показать свое мастерство. Что ты умеешь делать?

- Да в принципе ничего. Я всего лишь ученый - химик. Я пишу статьи, патенты, монографии. Руковожу аспирантами, выступаю на симпозиумах, конференциях. Но это все для тебя же неинтересно, правда?

- Почему, мне все интересно! Признаюсь, у меня такого клиента еще не было. Я с удовольствием послушаю тебя, твои рассказы о том, что это такое, заниматься наукой. Кто эти люди, которые занимаются наукой?

- Дед, я с Вами на Вы, а Вы со мной на «ты». Это как - то несправедливо. Можно я тоже буду на «ты»?

- Я не против. Обращение на «ты» как-то снимает ненужные условности и отчуждение, делая разговор более доверительным.

- Дед, давай так договоримся. Возьмем и присовокупим две стадии. То есть, я хочу у тебя брать интервью. Это то, что я умею делать и одновременно то, что я хочу.
Если, в конце тебе понравится, как я работаю, и тебе понравлюсь как человек, тогда я попрошу тебя исполнить одно мое желание.

- Интервью? У меня никогда такого не было. А это очень трудно или сложно давать?
И вообще, как это делается?

- Не волнуйся, дед! Я буду задавать вопросы, а ты будешь отвечать. Только честно и искренно. Врать не надо, какие бы не были неудобные вопросы. Договорились?

- Сынок, не забывай, что ты беседуешь с Дедом Морозом! Я не понимаю, что значит врать?

- Тогда, начнем, Дед?

- Начнем!

- Дед, про тебя и Снегурочку много анекдотов. Слушал ли ты такие и что думаешь вообще об этом? Кто такая Снегурочка и зачем деду Морозу молодая красавица? Так называемая girl friend.  Ведь во всех русских сказках принято, что  жили были дед да баба. Колобок, Золотая Рыбка. А уникальный образ Снегурочки встречается лишь в русском фольклоре.

- Сынок, побойся Бога! Снегурочка же моя внучка! О чем ты  говоришь?

- А почему Санта Клаус ходит и живет один?

- Это у Клауса надо спросить. Мне со Снегурочкой легче. И потом уже народ привык.
Она моя помощница. Я же старый, и один устаю. А Клаус намного моложе меня.

- Охотно верю. Тогда скажи, кто твоя жена и где она живет? Вы в разводе? И как Снегурочка на это смотрит? Ты наверно помогаешь своей жене?

- Точно не могу вспомнить, что там в сказке про мою жену говорят? У меня нет жены, а вот внучка - Снегурочка имеется. Значит, моя жена наверно умерла.Возможно при родах. А вообще не знаю.

- Как ты относишься к фольклору, Дед? Например, к частушкам.

- А что это такое?

- Например, к данному случаю народ сочинил частушку:

Старый дед свою старуху,

Поменял на молодуху,

Это не лихачество,

А борьба за качество…

- И что? Я должен смеяться? А мне не смешно.

- А ничего, что все малыши, рожденные и воспитанные на сказках и на образе Деда и
Снегурочки, повзрослев, в качестве стандарта устроенной жизни ходят, радуются жизни и гуляют всюду с молодыми красавицами - Снегурочками. Это такой атрибут успешности и высокого полета.

- Ну и что плохого? Красиво жить никому не запретишь!

- Хорошо, Дед! Я понял.

- Смотри сынок, не будь таким назойливым и настойчивым. Не забудь, что потом я должен исполнить твое заветное желание.

- Дед, ты мне угрожаешь?

- Напоминаю.

- Дед, ты когда - нибудь терял близких? Тебе знакомы боль и страдания потерь?

- Знаешь, мы Деды Морозы не стареем, потому и не умираем.

- То есть, ты никогда не присутствовал на похоронах и никогда не плакал?  Ни по какому поводу?

- Плакать? А зачем, если нет повода?

- Дед, как же ты скучно живешь!

- Сынок, я тебя не пойму. Если я не плачу, значит скучно живу? Значит тот, кто живет полноценной и интересной жизнью с утра   до ночи плачет?

- Не совсем так, но примерно так. Плакать - я имел в виду в целом выражение и всплеск эмоций, чувств. Стресс и потрясение, удивление и разочарование, радость и горе, смех и слезы. Вот совокупность показателей насыщенной жизни.

- И это ты называешь хорошей жизнью? Нет, я лучше буду жить так, как жил. Зато меня ждут. И взрослые, и дети. Я людям дарю радость, долгожданные подарки. Люди целый год готовятся к встрече со мной. Учат наизусть стихи. Рассказывают истории. Все хотят мне угодить. Все хотят мне понравиться. Мое одно слово «молодец» вызывает восхищенный и восторженный крик у моих подопечных. Так что, не надо мне внушать негатив по поводу моей жизни. Я счастлив. Я сам себе завидую. У меня есть возможность сделать людей счастливыми. Разве это не счастье?

- Дааа, Дед! Ты очень убедителен. Но тем не менее, я тебе не завидую. Хотя у тебя такая красавица-Снегурочка всегда рядом. Но ты несчастен. Ты как МАНКУРТ. Ты не знаешь, кто твои Родители. У тебя и Родины нет. У тебя Веры нет. Тебе некому поклониться и некого почитать. У тебя отсутствует чувство тоски, ностальгии. Ты не влюбляешься, не страдаешь, не радуешься встречи с любимой. Тебе незнакомы творческие муки, достижения или сотворения. Ты просто сдержанно и аккуратно исполняешь свои обязательства. Ты навещаешь людей под Новый год, раздариваешь подарки и все. Целый год безделья. Это страшно.

- Сынок, что ты от меня хочешь? Хочешь, чтобы я признался, что я несчастен? Как я могу это сделать, если ты мне рассказываешь о чувствах мне не знакомых, которых у меня нет. Я не могу этого понять.

- Вообще - то ты прав, Дед.

- А ну - ка дай мне сейчас тебя испытать и потрясти. Ты же должен меня радовать. Что ты можешь сделать для Дедушки Мороза, чтобы ему угодить и обрадовать? Чтобы он тебя одобрил и сказал МОЛОДЕЦ!

- Хочешь анекдот про Деда Мороза и Снегурочку?

- Ну попробуй меня рассмешить. Хотя я не любитель анекдотов.

- Вопрос: Чем отличается Дед Мороз от Санта Клауса? Ответ: Клаус всегда трезвый, а наш Дед всегда пьяный и с какой – то девкой.

-  Несмешно!

- Ты от кого слышал это ужасное слово? - набрасывается мать на сына. – От Деда Мороза, мама! Не может быть! – Он сказал это, когда Петька залепил ему снежком в глаз!

- Все равно несмешно.

- Дед, я хочу понять, у тебя вообще имеется чувство юмора? Поэтому давай еще один. Потерпи. Это кажется должен вызывать у тебя смех. Хотя…

- Ну давай, в последний раз попробуем,- согласился Дед.

- Просыпается Снегурочка и к Деду. – Дед, после вчерашнего ничего не помню.

- Когда к детишкам на елку пришли, ты еще пару стаканов намахнула, и начала стриптиз танцевать, - отвечает Дед.

– Теперь понятно, почему у меня полные трусы конфет, - с игривой улыбкой ответила Снегурочка.

- Ну что, Дед? Что скажешь? Понравился?

- Как я могу оценить,  когда я ничего не понял?. И вообще, кто такие дурацкие вещи сочиняет? Больше нечем заниматься? Какая гадость!

- Дед! Как плохи твои дела. Да ты и все твои братья самые несчастные люди на Свете. Вы пусты и неинтересны для общения. У вас полное отсутствие чувств. Мне кажется и инстинктов нет у вас. Это чуточку смягчило бы ситуацию.

- Сынок, меня вполне устраивает то, что я имею и как я живу.

- Это еще усугубляет твое положение, Дед! Ты не стремишься к совершенствованию. Дед, а у тебя есть заветная мечта?

- Нет, сынок. А что, это тоже очень плохо? А может это потому, что я счастливый, и у меня все есть. Что мне еще хотеть?

- Да, Дед!  Плохи твои дела. Я даже не знаю, что тебе посоветовать?  Может ты и прав. Живи как жил, ежели ты счастлив.

- Сынок, ты еще долго будешь меня мучить своим интервью?

- Нет, Дед. Мне все понятно. Признаться, мне очень грустно и тоскливо. Я всегда сопереживаю и страдаю, когда вижу, что кому-то плохо.

- Не страдай сынок. В этом нет необходимости. Со мной все в порядке. Это у тебя плохи дела. Страдаешь и переживаешь по пустякам. Вообще без повода и причин. Подумай, тебя долго может не хватить. Пересмотри свои взгляды. Живи проще.

Я молчал и позволил Деду продолжать философствовать. Благо, это единственное, что у него получалось хорошо.

- Кстати, я же обещал, если мне понравится наша беседа, как ты назвал, интервью, то я исполню твое желание. Ну, загадай желание. Хотя подожди. А какой номер ты подготовил для Деда Мороза. Ну- ка прояви свой талант.

- Дед, будь справедливым. Частушку спел, анекдоты рассказывал, на высоком уровне провел интервью. Думаешь, каждый умеет так хорошо и содержательно вести беседу. Уверяю, Дед, это - большое мастерство. Так что, я себя проявил по полной программе.

- Хорошо! Уговорил. Давай, исполню твое желание. Что хочешь? ...

***
Я стал себя щупать, чтобы убедиться, что  это я. Потряс головой и посмотрел по сторонам…

Будильник назойливо пиликал мелодию. Надо было спешить на работу.

- Какой я невезучий. Почему все сны прерываются на самом интересном месте?  У меня был шанс наконец узнать, какое мое заветное желание?

Сегодня у нас будет новогодний вечер. Будет и Дед Мороз, и Снегурочка. Будут зажигать елку…

А вдруг Дед попросит меня что-то исполнить, взамен исполнения желания. Что я буду делать?

Как плохо, когда человек не знает или не уверен, что он хочет или какое у него сокровенное желание?

Надо сосредоточиться. А вдруг Дед реальный?

В таких расстроенных чувствах и несколько заинтригованный я неохотно вышел из дома.

Во дворе была сказочная зима. Мелкие кристаллики снежка под утренним солнцем сверкали разноцветным отражением.

- А почему такие разные цвета? - подумал я и сразу же себя осёк. Ты что, совсем спишь. Пора проснуться. Тебе же лекцию еще читать. А они разноцветные, потому что на грани снежного кристаллика происходит дисперсия света.

Как просто и ясно в науке. Поставил Ньютон призму и пропустил через него луч белого света. И от противоположной стенки призмы вышли семь цветов радуги - результат разложения (дисперсии) полихроматического света в монохроматические.

А в жизни все намного сложнее. Я бы сказал положение безвыходное. Как измерить объемы счастья, или величину юмора или остроту его восприятия?

- Дааа, хорошее утро! Во всех отношениях… 

06.12.14.
г. Брянск