Милый друг

Надежда Лисицина
                «МИЛЫЙ ДРУГ»
    Зимний субботний вечер. За окном едва слышно завывание вьюги. Мне тепло и уютно. Хочется завернуться в мягкий плед и почитать хорошую книгу. Протягиваю руку к книжной полке и наугад беру книгу. Ги де Мопассан «Милый друг», открываю книгу…
«Статный от природы и к тому же сохранивший унтер офицерскую выправку, он приосанился и, привычным молодцеватым жестом закрутив усы, охватил запоздавших посетителей тем зорким взглядом, каким красавец мужчина, точно ястреб, высматривает добычу.
Женщины подняли на него глаза…»
  И вдруг память услужливо перенесла меня во времени в такой же зимний вечер. Звонок в дверь и я слышу звонкий голос моей школьной подруги Танечки. Дверь открывается, и она взволнованная вбегает в комнату. Я удивленно смотрю на нее, не понимая, что такого могло произойти, чтобы так взволновать мою подругу. Таня наклоняется ко мне и шепотом сообщает, что она достала книгу «Милый друг». В то время книги были в дефиците, а для нас, пятнадцатилетних школьниц, книгу такого содержания получить для чтения, это уже было настоящим чудом.
   Мы с Таней воспитывались только мамами. Правда у меня была еще бабушка. Обе мамы были строгими родительницами, и мы позже восьми часов вечера не могли приходить домой. Контроль был постоянный – где бываем, с кем дружим, что читаем, как сделаны уроки.
  Но нам  очень хотелось узнать о взрослой жизни, вход в которую нам был пока заказан. Наши одноклассники и одноклассницы уже ходили на свидание, бегали на танцы. Они над нами подшучивали, когда во дворе раздавался строгий голос: «Надя, домой», «Таня, домой». Обреченно под смешки своих ровесников и даже детей помладше мы послушно отправлялись к входной двери дома. И с этим  ничего поделать пока не могли.
   Однажды мы с подругой предприняли отчаянный шаг, в надежде прорвать информационную блокаду наших мам. Для этого надо было всеми правдами и неправдами достать билеты на фильм «Колдунья» с Мариной Влади в главной роли. Многие наши одноклассники уже фильм посмотрели и активно обсуждали на переменах. Мы добросовестно неделю обходили школьную столовую стороной. И вот заветная сумма в руках. Билеты по нашей просьбе   купили   девочки из 10 «Б» класса. Фильм начинался в 19.00. В установленное время для возвращения домой, мы явно не укладывались, но твердо решили, что идем. Будь что будет. Искушение было слишком велико.
   Таня  повыше меня, у нее было больше шансов, что ее пропустят. Мой рост меня явно подводил, да и  косички уж никак не придавали солидности. И тогда Тане пришла идея, она предложила сделать  начес, подняв волосы на моей голове на максимально возможную высоту. Я сверху  одела платок так, чтобы  казаться выше. Оценив  результат наших усилий, она решила, что этого мало. Тогда мы взяли газеты и, не доходя немного до кинотеатра, в подворотне натолкали газет в  валенки.
На негнущихся ногах, повиснув на руке подруги, я вошла с подругой в вестибюль кинотеатра «Октябрь». Народа было много. Встали в очередь. Контролерша отрывала контрольную полоску  билета и люди проходили в заветную дверь. Дошла и до нас очередь. Строго и слегка удивленно женщина взглянула на нас. Мы  замерли.
«Девочки, у вас есть паспорта?»
«Нет, мы дома забыли»- залепетали мы.
«Сбегайте домой за паспортами и приходите».
Это был приговор. Я уже от боли в ногах едва могла идти. Выйдя из дверей кинотеатра, я прямо на снегу сбросила валенки и вытряхнула эти ужасные обрывки газеты. Шли  молча, досада и разочарование были слишком велики. Ведь наш позор видели одноклассницы, которые легко проходили на фильмы до 16 лет. Было до слез обидно.
   И вот в наших руках книга, из которой мы узнаем тайны взрослых и, наконец, перестанем быть объектами насмешек более знающих ровесников.
   Таня достала книгу. Мы спрятали ее под учебники и начали читать. Но постоянное хождение мамы и бабушки лишало  удовольствия чтения, тогда  решили, что будем читать в школе.
  На следующий день на первой же перемене мы поднялись на лестницу, ведущую на школьный чердак. В небольшое окошко проникало достаточно света. Усевшись на ступеньки лестницы, мы склонились над заветной книгой,  предвкушая познание заветной тайны.
«Наконец он обернулся. Она не двигалась с места, — казалось, она выжидала. Тогда он бросился к ней, шепча:
— Как я люблю вас! Как я люблю вас!»
   К нашему несчастью, увлекшись чтением, мы во время не почувствовали опасность. На лестнице появился наш одноклассник Вовка. Он был далеко не пай мальчиком. Учился так себе, но зато играл на гитаре и был предметом обожания многих девочек из нашей школы. Но почему то он нам с Таней не давал прохода. Вел себя с нами он не так как с другими девочками из класса, а как с младшими. Мог и угостить конфетами и спрятать  портфели, или напугать, выскочив из-за угла.
    Вовка схватил книгу. Таня отчаянно бросилась к нему. Я пришла подруге на помощь. И вдруг, книга полетела в проем лестницы. Мы бросились к перилам, книга упала к ногам директора школы, она удивленно подняла глаза и увидела  над собой взволнованные красные физиономии – мою, Тани и Вовки. Секунда, и Таня кубарем скатилась с лестницы прямо к ногам Нины Павловны, схватила книгу, прижала к груди и бросилась бежать. Нина Павловна растерянно посмотрела ей в след. Это была картина! Нина Павловна директор, которую уважали и побаивались все, от учеников до учителей, чье слово было в школе закон, слегка растерялась от неожиданности. Но через мгновение так же достойно и невозмутимо продолжила свой путь. Дверь ее кабинета открылась и закрылась.
  Прозвенел звонок,  Таня и я вернулись в класс. Какой был урок и что говорил учитель,  не слышали, ждали, что сейчас откроется дверь, и нас вызовут в кабинет директора. Но самого страшного не случилось.
   На следующей перемене мы не рискнули пойти на заветную лестницу. Сели с Таней за парту и стали обсуждать потрясшее нас событие. Вовка же, воспользовавшись нашей растерянностью, незаметно унес портфель  с  книгой. Когда мы обнаружили пропажу,  терпение лопнуло. Выскочили из класса, решив за все посчитаться с Вовкой. И не нужны нам  его конфеты!
   Фигуру, похожую на Вовку с портфелем,  увидели в коридоре. Кроме портфеля, в руках сейчас уже ненавистного  Вовки, был футляр от скрипки. Таня с разбега ударила его по голове учебником: «Дурак, портфель мой стащил и скрипку, откуда то спер!». И вдруг, к ужасу Тани и всех кто находился в коридоре, мы видим растерянное лицо  учителя пения. «Девочка…» - услышали  его тихий голос. Перед нами стоял  добрейший школьный учитель, который со своей скрипкой приходил  на уроки пения и мы обязательно пели песню «Славься, славься». В коридоре немая сцена.
 Растерянный учитель молча скрывается за дверьми учительской, а мы с Таней в классе.  Вовка  стоит с виноватой улыбкой. Танин портфель на месте. Садимся за парту. Еще один урок проходит без нас. Мы здесь и нас нет.
  Как это ни странно, но нас не вызвали к директору. Интерес к книге мы потеряли. Вернее позже ее прочитали, но так ничего и не поняли. Пришло время, и мы узнали  взрослые тайны, жизнь нам написала каждой свой сценарий.
У меня в руках книга Ги де Мопассана «Милый друг», я удобно устраиваюсь в  кресле, включаю торшер и начинаю читать…