Непростая эта штука - жизнь!

Нина Гаврикова
                НЕПРОСТАЯ ЭТА ШТУКА — ЖИЗНЬ!
                (Нина Гаврикова о Татьяне Мажориной, 2015 г.)

Мажорина Татьяна Александровна — участница ЛТО «Лира» города Волгодонск, председатель Регионального отделения РСПЛ, кандидат в члены Союза писателей России. Она автор книг «А над Доном туман…» (стихи, 2007), «Кому это надо?» (басни, 2008), «Надежда в сердце моём» (стихи, 2010), «Мне бы выплеснуть душу» (стихи, 2013), «Просто шутка» (басни, лимерики, каламбуры, пантограммы, 2015). В настоящее время заканчивает работу над шестой книгой стихов, в которую пытается собрать лучшую лирику. Татьяна Александровна пробует свои силы в написании прозы, разместила девять очерков и три рецензии на проекте посвящённом Году Литературы, и была удостоена Николаем Гантимуровым, ведущим проекта, сборника Веры Сытник «Цикады».
…Какая же всё-таки непростая эта штука — жизнь! Человеку кажется, что он сам хозяин своей судьбы, но идёт время, и приходит осознание того, насколько ничтожны усилия людей хоть что-то изменить в жизненном русле. Сталкиваясь с разными непредвиденными обстоятельствами, которые в корне меняют взгляды на жизнь и привычные увлечения, понимаешь, что каждому из нас всё предопределено свыше. Мало того, все дни, все шаги и поступки расписаны, как мне кажется, ещё до рождения.
Героиня моего рассказа с прекрасным именем Татьяна родилась в тёплом солнечном городке Белореченск Краснодарского края, где прошло детство и школьные годы. О семье, к сожалению, она рассказала мне совсем немного: очень рано все ушли из жизни. Мама, в девичестве Деревягина Таисия Михайловна, — коренная кубанская казачка, работала в комбинате бытового обслуживания. Отец, Фарафонов Александр Андреевич, — уроженец Нижнего Новгорода (тогда ещё Горький), работал электриком на маслозаводе. Был у неё и младший брат Славик, жизнь которого оборвалась ещё в семилетнем возрасте.
В детстве Татьяна очень любила физику и математику, принимала участие в олимпиадах, мечтала поступить в пединститут, но судьба распорядилась иначе. Вот что она рассказала по этому поводу: «По окончании восьми классов мама без моего согласия (свидетельство с отличием) отвезла мои документы в Краснодар в техникум Советской торговли на отделение «Технология приготовления пищи». Были, конечно, возмущения с моей стороны, море слёз. Её поступок я смогла понять и оценить много позже (ей оставалось жить всего полгода, только я об этом не знала). Она просто хотела, чтобы мне удалось выжить. Кто знает, поступила бы я в пединститут, оставшись одна к шестнадцати годам?..»
Как бы то ни было, но техникум Татьяна окончила с красным дипломом и стала перед выбором: Институт народного хозяйства имени Плеханова в Москве (по направлению) или комсомольская стройка завода «Атоммаш» в Волгодонске (по распределению). Выбрала второй вариант. Почти всю свою сознательную жизнь (с 1976 г.) проживает в Волгодонске Ростовской области, который любит не меньше малой родины. Приведу её слова: «Он строился, рос и развивался одновременно со мной. Так и проработала всю жизнь зав. производством — вначале в столовой ПО «Атоммаш», а после провальной перестройки в МП «Школьное питание». Здесь родились мои дети и внуки, здесь проснулся интерес к творчеству, чему я несказанно рада. Видимо, так и должно было случиться».
Лишний раз убеждаюсь, как же похожа наша жизнь на течение реки! Вот что рассказала мне Татьяна Александровна в нашей беседе: «Писать начала совершенно неожиданно для себя. Произошло всё довольно интересно. 23 ноября 2003 года к нам в город приехал с концертом ансамбль «Золотое кольцо» с бессменной солисткой Надеждой Кадышевой.
Настроение было не из радужных: вдруг осталась одна. Дочь только вышла замуж, сын ушёл в армию (мужа к тому времени уже не было), на предприятии менялись хозяева (мягко сказано). И я подумала: а не пойти бы мне на концерт, развеяться чуть-чуть? Народные песни всегда любила. И во время концерта со мной произошла какая-то химия. Слушая исполнительницу, не могла наслушаться, не могла наглядеться (тогда она ещё носила народные костюмы), слова и мелодия попадали в самое сердце, если можно так выразиться. Дома не могла уснуть и всю ночь крутила потихоньку её кассеты. Ни о чём другом думать не могла, кроме как хотя бы ещё раз попасть на её концерт.
В июле 2005 года удача мне улыбнулась: удалось поехать в Москву на открытие Национального театра народной музыки и песни «Золотое кольцо». Билеты храню, как реликвию. Еду обратно. Ночь. Нужно бы уснуть, но нет. Именно в ту ночь в автобусе сложилось первое в моей жизни стихотворение. По приезде в Волгодонск, сразу записала на листок, а вечером зачитала его по телефону, как заявку, на радио «Шансон». Каково же было моё удивление, когда только положила трубку, а в эфире зазвучала «Широка река», и после исполнения было зачитано моё стихотворение и сказано: «Уважаемые радиослушатели! Если вы хотите, чтобы ваша заявка непременно прозвучала в эфире, постарайтесь её оформлять творчески, как эта заявка, поступившая от Татьяны Мажориной из Волгодонска». Могла ли я ожидать такого эффекта?! Нет, конечно! Так я начала пробовать писать свои первые стихи, наивно полагая с ходу написать удачный песенный текст для известной певицы, будто там своих профессиональных поэтов не хватает. Как говорится, мечтать не вредно! Но это неважно, важно то, что именно тогда пробудился необыкновенный интерес к стихосложению».
Во время отпуска в 2006 году Татьяне Александровне удалось ближе познакомиться с Надеждой Кадышевой и даже два дня побыть подсобным костюмером на добровольных началах. Она помогла собрать и перегладить костюмы участникам ансамбля перед поездкой на гастроли в Нефтеюганск. Так получилось, что в тот момент костюмер из ансамбля уволился, и помощь Татьяны Мажориной оказалась как нельзя кстати.
По возвращении домой работать спокойно Татьяна Александровна уже не смогла. Ради того, чтобы иметь возможность иногда посещать концерты и заработать денег на первый авторский сборник (потому что стихи полились рекой) она оставила работу в Волгодонске и уехала в Москву подрабатывать нянечкой (временно нужно было подменить подругу, а в школе как раз начались летние каникулы). В 2007 году вышел в свет её первый небольшой авторский сборник стихов «А над Доном туман», тиражом всего в сто экземпляров. В знак признательности и благодарности за неожиданное изменение жизненного русла, Татьяна Мажорина подарила одну книгу Надежде Кадышевой.
Дальше пошло всё так, как и должно быть: она вернулась домой работать по специальности, помогать детям в воспитании внуков, которых теперь трое. А самое главное — она основательно начала заниматься самообразованием в смысле стихосложения, поскольку первая книга, как считает сама Татьяна Александровна, была слабой. Одного желания писать недостаточно, нужны знания. Возникла острая необходимость в пополнении собственного литературного багажа, чем она активно и занялась.
Далее Татьяна Александровна рассказывает: «Читала-то я всегда много, особенно исторической, научно-познавательной, документальной литературы, а также о путешествиях, приключениях и т. д. Но всё это была проза. Признаться, интерес к этому не пропал до сих пор. Я по-прежнему места не нахожу, если не удалось по какой-то причине посмотреть по ОРТ «Умники и умницы» или «Что? Где? Когда?» К стихам раньше относилась более прохладно, как ни странно это звучит. Всё в пределах школьной программы, не более. Мне никогда в голову не приходило, что наступит время, когда стихи станут неотъемлемой частью моей жизни.
На протяжении этих десяти лет читаю постоянно в любую свободную минутку. Изучаю творчество поэтов «золотого» и «серебряного» веков, зарубежных классиков, слежу за новинками в литературе, посещаю литературные семинары при Союзе писателей России в Ростове-на-Дону, постоянно принимаю участие в конкурсах, фестивалях. Нет ничего удивительно в том, что самые любимые книги у меня на данный момент — словари: литературоведческих терминов, синонимов, энциклопедический, орфоэпический и, конечно же, Ожегова и Даля».
И слова её не расходятся с делом. Ярким подтверждением тому служат слова Ковалёвой Анны Ивановны, члена Союза писателей России: «Понимая, как важно в литературе знать не только о чём писать, но и как, Татьяна сосредоточила огромное внимание на теоретической подготовке, на овладении поэтической речью, изучая не только правила стихосложения, но и индивидуальные достижения лучших поэтов России. Она так усиленно занялась самообразованием, что вскоре удивила меня своими знаниями. И, что особенно замечательно, российская литературная жизнь стала ей не просто интересна, она превратилась в неотъемлемую часть её собственной жизни. К вопросам как социальным, так и литературным Татьяна Мажорина относится не просто заинтересованно, но как к личным, своим.
Именно поэтому она постоянный участник многих поэтических форумов и конкурсов, в которых не однажды уже являлась победителем. Так, она Лауреат IX Межрегионального открытого и X Международного фестивалей-конкурсов «Под небом рязанским» в номинации «Басни» (Рязань, 2012 и 2013 гг.), областного конкурса военно-патриотической поэзии им. А. Т. Твардовского (Калуга, 2012 г.), IV Международного поэтического конкурса «Звезда полей» имени Н. М. Рубцова (Москва, 2013 г.). В 2014 г. стала обладательницей гран-при II фестивального конкурса «Серебряная купель» в г. Азове, гран-при литературного конкурса им. Алексея Недогонова (Шахты, 2014 г.). Самара, Усть-Лабинск, Новокузнецк — вот ещё географические ориентиры её больших и малых достижений в различных поэтических соревнованиях». Анна Ивановна также пишет о неравнодушии этой удивительной женщины: «Татьяна Мажорина очень много делает для пропаганды творчества своих коллег, членов РСПЛ, отделением которого она руководит: помогает в редактировании, не так давно стала писать очерки и рецензии на книги понравившихся ей поэтов, организует встречи, поездки, делится знаниями, полученными на семинарах».
Хочу немного уделить внимания последней книге автора, выпущенной в 2015 году. «Просто — шутка» — книга, в которую включены иронические стихи и басни, а также лимерики, каламбуры, пантограммы и панторифмы. Сатира и юмор — это то направление в творчестве поэтессы, которое, на мой взгляд, ей удаётся более всего. Пороки общества в целом, да и отдельно взятого человека, — всё те же, что и были во времена Эзопа, Лафонтена, Крылова. По возможности автор пытается показать их в житейской трактовке
на современный лад, используя при этом олицетворения, аллегории и образный параллелизм — как звуковой (аллитерация, рифма), так и синтаксический (тождественное или сходное расположение элементов речи).
В современном мире к существующим ранее проблемам добавились такие, как грабительская (по отношению к народу) приватизация, растущие, как грибы, финансовые пирамиды, инфляция и напрямую связанная с ней нестабильность рубля, неэффективное использование природных ресурсов, загрязнение окружающей среды, бюрократизм, нищенские пенсии, засилие рекламы, «передёргивание» исторических фактов и т. д.
Всё это находит отражение в баснях Татьяны Александровны. Приведу пример из басни «Предприимчивая Акула», которая задумала «нефть по дну морей сплавлять»:

Ей пираньи помогали
Исполнять сей «мутный» план.
Кильку, тюльку запугали,
Чтоб сидели по углам.

Что всё в мировой экономике привязано к нефти, не знает только ленивый, однако результат от её использования оставляет желать лучшего:

Кто сказал, что нефть для всех?!
Это — «утка»!
Помечтайте! То не грех,
Просто — шутка.

А вот пример излишнего бюрократизма в структурах, где должны присутствовать сострадание, участие, здравый смысл. Цитата из басни «Имеющий уши да услышит…»:

Чиновники в креслах вальяжно сидят,
Заплывшими глазками тупо глядят,
Погрязли в заботах на «благо» страны:
«Отныне сдавать… безвозмездно должны
Букашки, кузнечики, прочая рать…
Сознание в массах пора поднимать!»

Это по поводу введения пайков вместо существующей прежде оплаты за донорство. Что из этого выйдет, мы-то с вами понимали прекрасно, а вот чиновники — вряд ли:

Неведомо им, что на грани живут
И те, что болеют, и те, что сдают…
Поникли букашки, сдавать не спешат
Ни плазму, ни кровь…. А больные лежат,
С надеждою смотрят хирургу в глаза.
Нет-нет да мелькнёт ненароком слеза…

Привлекают внимание читателя каламбуры, основанные на игре слов, их звуковом сходстве при различном смысле, придающие речи комический оттенок. Например:

Всю ночь учила я Устав,
Порядком от него устав.
Давно мечтала о «бароне»:
Теперь я смыслю в обороне.
Ведь был довольно нагл Амур, но
Как ухаживал гламурно!..

И последняя глава — пантограммы, в которых буквенный состав строк — попарно идентичен, но могут различаться места расположения ударений:

Знаешь про счёт, дорогая?
Знай — ешь, просчёт дорог, а я?

Однако в панторифме могут употребляться слова одинакового звучания, но разного написания:

Про пилигрима знали вы?
Пропили грим, а знали вы?

Сейчас Татьяна Мажорина работает над шестой книгой «И мёд и горечь», куда входят лирические стихи разноплановой тематики: пейзажные зарисовки, стихи о любви, имеют место произведения, сопряжённые с исторической действительностью.
Заслуживает читательского внимания «Венок сонетов». Процитирую пару терцетов из сонета № 10, откуда следует, что её стихи не просто рифмованные строчки, они отражают неустанный творческий поиск человека неравнодушного, искреннего и потому не могут не затронуть
читательскую душу:

В них боль моя, которая в ночи,
Как в клетке, бьётся, мечется, кричит,
От безнадёги гнёт порой подковой.
Но верю: всё пройдёт и отболит,
И выживет, проклюнется пиит.
К превратностям судьбы — всегда готова.
Татьяна Александровна при стихосложении старается пользоваться всеми средствами образности языка (тропы, стилистические фигуры, лексические средства художественной выразительности), а также рифмами и размерами. Привлекает разнообразие строф: дистих, терцет, катрен, секстина, октава. Стихотворение «Уснул в степи любимый город…» написано «онегинской строфой». Всё это создаёт некую динамичность. В книге имеет место и твёрдая форма восточной газели:

В плену забот толпятся мысли — как перед грозою,
А бесприютная душа скулит и ждёт покоя.
Притихли и потерянно молчат черновики:
Который день мне не до них — пустует «поле боя».

Приведу лишь несколько метафор, используемых автором. Читаю и представляю, что «чернобылом, тёрном поросли былых невстреч колючие овраги, поля несостоявшейся
любви», как «ночь продрогшая, жертвенно-тихая опустилась на город осенний», как «на бревенчатом срубе колодца спит малиново-тёплый рассвет…». В стихах имеют место и сравнения «Земля, как бесприданница, грустит без верной спутницы своей» или «душа, что птица раненая, влёт».
В стихотворении, посвящённом 200-летию со дня рождения М. Ю. Лермонтова, эмоциональное воздействие на читателя усиливается при помощи градации:

В нём горечь и злость закипали мгновенно;
Холодная страсть к разрушенью вела,
Ложась на бумагу строкой дерзновенной.
Строка раскалялась, как горн, добела,
И сыпались звёзды в свободном паденье…
Чеканился слог и звенел, как металл,
А юноша мрачный в лучах вдохновенья,
В тот миг — чародей,
над Вселенной взлетал!

А вот пример, когда автор использует антитезу, создавая резкий контраст образов:

И поседевший рано бересклет,
Как красна девица, зарделся ярко:
Румяные шары пылают жарко, —
Целует их рубиновый рассвет,
И нежит в росах утренних заря
И льёт потоки солнечного света…
…Друг друга убивать готовы где-то.
А где-то молятся и день и ночь…
Но зря…
Откликнись, Господи!
В беде Земля!

Мы с Татьяной Александровной чуть больше года назад познакомились на портале «Союз писателей», когда она впервые попала на сайт. Я всегда восхищаюсь тактичностью этой удивительной женщины, трудолюбием, упорством и, конечно, стихотворными строками, которые настолько разные по тематике, насколько разнообразна и насыщена сама жизнь героини этого очерка. Она по-прежнему считает, что ей много чему ещё нужно учиться, продолжает знакомиться с произведениями литераторов, чьё творчество не может оставить человека равнодушным. А вот как сама героиня говорит об этом: «Искренне убеждена в том, что на Земле всегда есть, были и будут авторы, которые пишут лучше меня. Считаю это подарком небес и счастлива тем, что имею возможность читать их творения, стремиться к ним».
В заключение хочется подвести итог: как бы ни складывалась судьба, нужно помнить об одном — в любых обстоятельствах необходимо всегда оставаться порядочным человеком!!!