Без слез

Мариночка Пономарева
   «Вольфганг Амадей Моцарт. Симфония номер сорок.  Слушаем! Слушаем внимательно! А потом я задам вам несколько вопросов. Ах, да… Знаете ли вы, что музыка Моцарта лечит?! Даже если у вас просто простуда,  слушайте Моцарта! Ладно, об этом позже. И так слушаем…» -  произнесла Анна Павловна, как всегда воодушевленно, и известная всему миру музыка зазвучала в классе.  Анна Павловна расхаживала по классу, хотя нет, она, словно летала, а мысли ее были далеко, так звуки симфонии очаровывали ее…
    Так было всегда. Свой урок Анна Павловна начинала с биографии композитора. Она очень подробно рассказывала о его  жизни и творчестве.  Безусловно, в жизни каждого композитора было множество путешествий, концертов, знакомств  с  другими выдающимися личностями. Так вот  Анна Павловна знала место и время любого важного события  в судьбе творца. Казалось, от  нее не скрылась ни одна деталь.  Да и рассказывала она так увлекательно, что  мы вслушивались в каждое ее слово с жадностью.  Если мы узнавали какую-либо необычную информацию о жизни того или иного композитора, нам всегда было любопытно узнать мнение Анны Павловны, выяснить  правда ли это, и почему так много спорят об этом.  Она же охотно делилась с нами своими размышлениями, а мы слушали, открыв рты.  Ее замечания были такими точными и доказательными, что мы просто не могли ей не верить.  Дальше на уроке мы знакомились  с произведениями этих великих людей. Анна Павловна включала запись, и мы слушали, а, бывало, она подходила к фортепиано и играла сама.  Нашей задачей было попытаться разобраться во всей сложности произведения и понять, какие чувства и эмоции  передает эта музыка, но оценить всю красоту и глубину классической музыки в полной мере мы не могли.  Когда звучала мелодия, выражение лица Анны Павловны менялось, в нем было что-то новое, загадочное. Она будто знала секрет той музыки, что звучит, и надеялась, кто-то из нас поймет это, может, не сейчас, а когда-нибудь.
   Также можно сказать, Анна Павловна любила детей.  К нам она всегда была внимательна: приветствовала всех  добродушной улыбкой и  никогда не оставалась равнодушной к нашим проблемам.  Мы ценили это.  По праздникам мы дарили ей цветы и подарки. Ей было приятно, да и мы были рады.  Теплые слова благодарности звучали для нее на выпускном вечере…

   Закончив школу, мы скучали по урокам музыки.  А об  Анне Павловне мы не забывали, иногда забегали к ней в школу.  И она  всегда встречала нас с радостью.
   Давно я не видела ее.  Раньше часто приходила к ней, а теперь  стала очень редко. Другая жизнь после школы.  Новые заботы, новые впечатления.  Надо бы найти время заглянуть к ней. 
   Вот помню нашу последнюю встречу.  Зашла я к ней как-то во время урока.
 -Здравствуй, солнышко! – сказала она, одарив меня своей счастливой улыбкой.
Я заняла место на последней парте, оглядывая знакомый, любимый класс.  Анна Павловна начала  как обычно с биографии композитора. Этот  увлекательный рассказ  все  слушали с восхищением так же, как и мы когда-то.  Я поняла, что ничего не забыла. Я помнила каждое слово. Затем, как всегда,  чарующая музыка разлилась по классу. Все та же загадка отразилась на лице Анны Павловны.  Пока дети  погружались в необычный мир звуков, Анна Павловна подошла ко мне.  Она молча прижала меня к себе и нежно погладила по голове…

  Был конец августа.  В те последние летние деньки я встретила свою одноклассницу  Катю.  За одной партой  столько лет!  Катя уроки музыки тоже любила.   К тому же она нередко высказывала интересные мысли по поводу разных музыкальных произведений и часто прислушивалась к советам Анны Павловны.  В общем, я ужасно обрадовалась этой встречи.  Мы обнялись. Я стала расспрашивать Катю, что да как, а потом и говорю:
 -  Вот, хочу к Анне Павловне зайти.  Давно не видела я ее. Начнется учебный год – непременно к ней загляну. Может, вместе пойдем?
Катя удивленно посмотрела на меня, даже испуганно, а затем спросила:
 - Ты разве не знаешь?
- Что не знаю?
Лицо Кати было серьезным.  Она спокойно и, как мне показалось, равнодушно произнесла:
 - Анна Павловна умерла…
 - Как?! – только и смогла вымолвить я.

    Я шла по улице и думала об Анне Павловне. От Кати я узнала, что умерла она около года назад. Рак мозга.  В последние несколько месяцев своей жизни Анна Павловна едва ли могла что-то вспомнить. Она никого не узнавала: ни учеников, ни друзей, ни родных.   Уроки музыки резко изменились. Эта перемена пугала детей.  Анна Павловна через каждые пять минут  все переспрашивала.

- Тебя как зовут?»-  спросила она своего ученика, которого она знала уже несколько лет.
 - Миша.
 - Так вот, знаешь ли ты… - продолжала она свою речь. После чего  она снова спросила его имя. А мальчик растеряно отвечал.

    Как-то на улице к ней подошел выпускник. 
 - Анна Павловна, здравствуйте! Как хорошо, что вас встретил! Очень рад вас видеть! Как ваши дела?
- Вы кто? – он услышал в ответ.

  Кроме того, даже сходить в магазин ей не удавалось. Ей нужна была помощь.  Она не могла объяснить продавцу, что ей нужно…

   Утонув в своих заботах, я не нашла времени к ней зайти. А теперь я опоздала… Я глубоко поражена, но не горем! Я ненавижу себя! Ненавижу не только за то, что так долго не приходила к ней, а  за то, что, узнав о ее смерти, я лишь немного удивилась. Да… Только удивилась!  Я не почувствовала ни боли, ни тоски, ни печали, ни сожаления – ничего! Не было слез… 
Более того, я забыла об этом уже на следующий день.   Я всегда считала, что уважала и любила Анну Павловну, но это известие не тронуло меня. И мне стыдно за это!  Анна Павловна, простите меня!

   Я все вдруг поняла!  Как сразу все стало ясно! Потеряешь – осознаешь!  Да и потери все разные…  И вспомнился мне уход из школы  Анастасии Викторовны, и сердце сразу забилось быстрее.  Она жива, здорова, и жизнь у нее сейчас интереснее. Я  искренне рада за нее.  А ведь после разлуки с Анастасией Викторовной я  не скрывала огорчения.  И  боль, и тоска, и печаль, и слезы…