«Вольфганг Амадей Моцарт. Симфония номер сорок. Слушаем! Слушаем внимательно! А потом я задам вам несколько вопросов. Ах, да… Знаете ли вы, что музыка Моцарта лечит?! Даже если у вас просто простуда, слушайте Моцарта! Ладно, об этом позже. И так слушаем…» - произнесла Анна Павловна, как всегда воодушевленно, и известная всему миру музыка зазвучала в классе. Анна Павловна расхаживала по классу, хотя нет, она, словно летала, а мысли ее были далеко, так звуки симфонии очаровывали ее…
Так было всегда. Свой урок Анна Павловна начинала с биографии композитора. Она очень подробно рассказывала о его жизни и творчестве. Безусловно, в жизни каждого композитора было множество путешествий, концертов, знакомств с другими выдающимися личностями. Так вот Анна Павловна знала место и время любого важного события в судьбе творца. Казалось, от нее не скрылась ни одна деталь. Да и рассказывала она так увлекательно, что мы вслушивались в каждое ее слово с жадностью. Если мы узнавали какую-либо необычную информацию о жизни того или иного композитора, нам всегда было любопытно узнать мнение Анны Павловны, выяснить правда ли это, и почему так много спорят об этом. Она же охотно делилась с нами своими размышлениями, а мы слушали, открыв рты. Ее замечания были такими точными и доказательными, что мы просто не могли ей не верить. Дальше на уроке мы знакомились с произведениями этих великих людей. Анна Павловна включала запись, и мы слушали, а, бывало, она подходила к фортепиано и играла сама. Нашей задачей было попытаться разобраться во всей сложности произведения и понять, какие чувства и эмоции передает эта музыка, но оценить всю красоту и глубину классической музыки в полной мере мы не могли. Когда звучала мелодия, выражение лица Анны Павловны менялось, в нем было что-то новое, загадочное. Она будто знала секрет той музыки, что звучит, и надеялась, кто-то из нас поймет это, может, не сейчас, а когда-нибудь.
Также можно сказать, Анна Павловна любила детей. К нам она всегда была внимательна: приветствовала всех добродушной улыбкой и никогда не оставалась равнодушной к нашим проблемам. Мы ценили это. По праздникам мы дарили ей цветы и подарки. Ей было приятно, да и мы были рады. Теплые слова благодарности звучали для нее на выпускном вечере…
Закончив школу, мы скучали по урокам музыки. А об Анне Павловне мы не забывали, иногда забегали к ней в школу. И она всегда встречала нас с радостью.
Давно я не видела ее. Раньше часто приходила к ней, а теперь стала очень редко. Другая жизнь после школы. Новые заботы, новые впечатления. Надо бы найти время заглянуть к ней.
Вот помню нашу последнюю встречу. Зашла я к ней как-то во время урока.
-Здравствуй, солнышко! – сказала она, одарив меня своей счастливой улыбкой.
Я заняла место на последней парте, оглядывая знакомый, любимый класс. Анна Павловна начала как обычно с биографии композитора. Этот увлекательный рассказ все слушали с восхищением так же, как и мы когда-то. Я поняла, что ничего не забыла. Я помнила каждое слово. Затем, как всегда, чарующая музыка разлилась по классу. Все та же загадка отразилась на лице Анны Павловны. Пока дети погружались в необычный мир звуков, Анна Павловна подошла ко мне. Она молча прижала меня к себе и нежно погладила по голове…
Был конец августа. В те последние летние деньки я встретила свою одноклассницу Катю. За одной партой столько лет! Катя уроки музыки тоже любила. К тому же она нередко высказывала интересные мысли по поводу разных музыкальных произведений и часто прислушивалась к советам Анны Павловны. В общем, я ужасно обрадовалась этой встречи. Мы обнялись. Я стала расспрашивать Катю, что да как, а потом и говорю:
- Вот, хочу к Анне Павловне зайти. Давно не видела я ее. Начнется учебный год – непременно к ней загляну. Может, вместе пойдем?
Катя удивленно посмотрела на меня, даже испуганно, а затем спросила:
- Ты разве не знаешь?
- Что не знаю?
Лицо Кати было серьезным. Она спокойно и, как мне показалось, равнодушно произнесла:
- Анна Павловна умерла…
- Как?! – только и смогла вымолвить я.
Я шла по улице и думала об Анне Павловне. От Кати я узнала, что умерла она около года назад. Рак мозга. В последние несколько месяцев своей жизни Анна Павловна едва ли могла что-то вспомнить. Она никого не узнавала: ни учеников, ни друзей, ни родных. Уроки музыки резко изменились. Эта перемена пугала детей. Анна Павловна через каждые пять минут все переспрашивала.
- Тебя как зовут?»- спросила она своего ученика, которого она знала уже несколько лет.
- Миша.
- Так вот, знаешь ли ты… - продолжала она свою речь. После чего она снова спросила его имя. А мальчик растеряно отвечал.
Как-то на улице к ней подошел выпускник.
- Анна Павловна, здравствуйте! Как хорошо, что вас встретил! Очень рад вас видеть! Как ваши дела?
- Вы кто? – он услышал в ответ.
Кроме того, даже сходить в магазин ей не удавалось. Ей нужна была помощь. Она не могла объяснить продавцу, что ей нужно…
Утонув в своих заботах, я не нашла времени к ней зайти. А теперь я опоздала… Я глубоко поражена, но не горем! Я ненавижу себя! Ненавижу не только за то, что так долго не приходила к ней, а за то, что, узнав о ее смерти, я лишь немного удивилась. Да… Только удивилась! Я не почувствовала ни боли, ни тоски, ни печали, ни сожаления – ничего! Не было слез…
Более того, я забыла об этом уже на следующий день. Я всегда считала, что уважала и любила Анну Павловну, но это известие не тронуло меня. И мне стыдно за это! Анна Павловна, простите меня!
Я все вдруг поняла! Как сразу все стало ясно! Потеряешь – осознаешь! Да и потери все разные… И вспомнился мне уход из школы Анастасии Викторовны, и сердце сразу забилось быстрее. Она жива, здорова, и жизнь у нее сейчас интереснее. Я искренне рада за нее. А ведь после разлуки с Анастасией Викторовной я не скрывала огорчения. И боль, и тоска, и печаль, и слезы…