Коммуналка. Гл. 7. Клавка

Татьяна Калашникова 3
      Эту соседку не любил никто.  Удивительно, что коммуналка, частенько раз-дираемая мелкими и не очень противоречиями, в этом вопросе была монолитом. Я не знаю, что такого в ней было, но неприязнь возникала как-то интуитивно, вроде бы без всякого  видимого повода.  По причине молодости и зелени я, в тех крайне редких случаях, когда приходилось общаться,  называла соседку по имени-отчеству – Клавдией Филипповной.  Но только я.  Для  коммуналки она была исключительно Клавкой.

      Появилась она в коммуналке уже после войны, откуда, никто не знал. Про-сто поселилась в свободной комнате. Внешне была Клавка невысокая, худая, с какой-то нелепой, слегка косолапой походкой и всегда опущенным вниз взглядом. И еще была она  каким-то темным человеком.  Не в том смысле, что темная личность, хотя  и не без этого, а в прямом смысле слова темной.  Смуглая кожа, черные волосы с короткой стрижкой и перманентом, темно-карие глаза, темно-бардовая помада на губах и черная юбка.  Как-то осветляли ее только блузки.  Она их часто меняла и щеголяла обновками на кухне.  У нее у первой появилась новомодная гипюровая кофточка с блестками.  В кофточке этой Клавка тоже  вышла на кухню «производить впечатление».  Произвела, все дружно решили, что кофточка ей «как корове седло», хотя сама по себе, отдельно от Клавки, и ничего.
 
      По возрасту была соседка немного моложе ветеранов, еще не пенсионерка, примерно ровесница моей тетушке.  Трудилась в какой-то конторе, то ли при заводе, то ли в отдельной, не знаю.  Зарабатывала неплохо, все для жизни имела и еще обеспечивала учебу своего сына Вовки, довольно симпатичного паренька, года на 2-3 постарше меня.  Вовку коммуналка жалела.  Рос он без отца, похоже,  и не было его никогда, парнем был незлым, а от материнского характера свою порцию получал регулярно.

      Как-то раз я застала на кухне громкую сцену разборки.  Отношения выясняли Верочка с Клавкой.  Собственно, выяснять–то было нечего, все уже давно было ясно, но кидая друг другу обидные слова, они невольно, в пылу ссоры, приоткрыли мне причину всеобщей ненависти.  Я начала понимать сначала умом, а потом и чувствовать просыпающимся женским чутьем, что Клавка была из тех женщин, которые в силу своей природы, просто не могут жить в одиночестве, без мужчин.  А в силу своего скверного характера удержать мужчину около себя надолго тоже не могут.  И потому подбирают все, что плохо лежит, совершенно не думая о том, что будет дальше.   В той ссоре  Верочка припомнила ей все и всех, помню, я даже пожалела, что оказалась невольным свидетелем.  Есть ведь вещи, которые лучше и не знать.  Но зато многое встало на свои места.

      Надо сказать, что Клавка держать удар умела.  Ведь даже представить себе страшно жизнь в атмосфере всеобщей неприязни.  А она жила.  И держалась независимо, даже с каким-то превосходством.  Выглядело это, правда, иногда очень комично.  Ну как можно проявить независимость на коммунальной кухне, где и встать-то так, чтобы друг друга не задевать,  не всегда возможно, и к единственному крану бывает очередь? Застала я как-то редкостную сцену, когда на кухне были только она и Барыня.  Столы их стояли напротив друг друга, в узком проходе  расположиться удобно двоим было просто нереально.  Обычно в таких ситуациях та из хозяек, которая не очень спешила, уступала и уходила.  Потом ей просто «подавали сигнал», то есть стучали в комнату и сообщали, что место свободно.  Но здесь ситуация была совсем другая.  Уходить никто не собирался, поэтому хозяйки пытались всеми способами просто вытеснить друг друга из жизненного пространства.  Делалось это как в детской игре «кто вперед».  При этом кухонная работа  требовала не просто стоять на месте, а еще и курсировать между столом, раковиной и плитой, что тоже было не просто  и требовало определенных навыков во владении боевыми искусствами.  А чтобы подчеркнуть независимость и сделать вид, что на соседку ей просто наплевать, обе пели.  Пели без слов, просто мурлыча разные мелодии и стараясь сделать это громче соперницы.  Зрелище это я выдержала минут пять.  Потом убежала к себе и долго, до слез, хохотала.

      Как-то по коммуналке разнеслась новость – Вовка привел девушку.  Эту тему соседи очень даже любили, всегда живо интересовались чужими симпатиями, составляли мнение, обсуждали и выносили вердикт.  Когда замуж собралась Женька, вернее, родители собрались выдать ее замуж, жениха не одобрили, посчитали почему-то «неотесанным».   Мою двоюродную сестру Лизавету определили сразу – пара! Одного из моих первых кавалеров иначе чем «Танькин ненормальный» никто и не называл.  Ну, конечно! Кто же одобрит парня, который ночи напролет стоит под окнами, или мокнет под дождем, дожидаясь, когда я соизволю появиться!  А вот моего будущего мужа коммуналка одобрила сразу.  Даже удивительно.  Наверное, у меня сомнений было больше.  И ведь не ошиблись!

      Вовкину девушку обсуждали очень живо.  Она понравилась!!  И мне тоже! Имя я не помню, вроде Надя, но это неточно, да и какая разница.  Девушка была очень складненькая, светленькая и приятная в общении.  Все ждали, чем кончится дело, и болели за Вовку.  Встречались они довольно долго. Какое-то недолгое время Надя даже жила в коммуналке, уж не знаю как.  Вроде Вовкина мать куда-то  уезжала.  А потом случилось то, чего все  ждали и опасались – Клавка спустила невесту с лестницы.  Сын вроде пытался вступиться, но против матери было ему слабо и Вовка, к своему стыду и всеобщему неодобрению, девушку не вернул.  Больше Надя в коммуналке не появлялась, а Вовка новых девушек не приводил.  Я так и не знаю, женился он или нет.  Когда мы уезжали, никого на его горизонте не просматривалось.

      Уже живя в Подмосковье, я узнала, что у Клавки «поехала крыша», приче
м всерьез.  Я не очень удивилась.  Нельзя безнаказанно всю жизнь вредить людям и злиться.  Потом дошли слухи, что она в лечебнице.  Большего не знаю.  Думаю, ничего хорошего там не было.  Вовка еще долго жил в коммуналке.  Потом потерялся и он.  Кто знает, как сложилась его жизнь?  С одной стороны без матери вроде свободен, а с другой, если всю жизнь прожить по указке,  то  как потом жить одному и самому за все отвечать?
И почему природа иногда бывает так жестока?  Вкладывая в человека одно, вроде бы неплохое качество, она добавляет второе,  превращающее достоинство в недостаток и радость в муку.  И как она выбирает, кого наказать  одиночеством!?

      А вот, что женское одиночество – страшная штука, поняла я тогда, запомнила на всю жизнь и,  встречаясь с ним лицом к лицу, всегда вспоминала темную соседку и то, чем закончилась ее печальная история.  И не только ее, к сожалению