Как я открыл для себя Поллайоло?

Люба Мельник
Опубликовано было под псевдонимом: Герменевтик Беотийский

В списке использованной литературы, сопровождавшем статью одного из авторов «Школы Жизни», я увидел «Образы Италии» П. Муратова. И душа затрепетала!

Книги окружали меня с младенчества.

«Моими» были книги моложе меня – купленные в книжном магазине, с большими черными буквами, с разноцветными рисунками... Но они больше интересовали мою маму, которая все время хотела их со мной почитать.

В библиотеке, которую мой дед унаследовал от своего дяди, было много других книг. Настоящих, красивых, с картинками, закрытыми полупрозрачной бумагой.

Еще не умея читать, я рассматривал книги невероятной для меня древности. Там были и те самые «Образы Италии». Толстая тяжелая книга, с тисненым кожаным корешком, фактурной обложкой из темно-синей ткани...

Иллюстрации – репродукции произведений великих итальянцев, художников, скульпторов, ювелиров – не были цветными. Но они изображали нечто настоящее. Среди всего «настоящего» одна картинка заставила меня остолбенеть.

Помню, я ее рассматривал долго, и принялся скандалить, когда книжку отняли, а меня увели из гостей домой. Это была гравюра Антонио Поллайоло «Битва десяти обнаженных».

Изображение производило впечатление невероятное, просто невозможное. Десять обнаженных мужчин – схватились в жуткой по страсти битве, они убивают друг друга, битва жестокая, смертельная.

Миг – занести над головой врага оружие, взмахнуть мечом – и поразить лезвием противника. И мгновение это длится вечность, целую вечность яростными гримасами искажены лица. Они убивают друг друга уже несколько веков, и столько же – живут, борются за свою жизнь...

Ярость, с какой борется каждый из этих Десяти, ощущается просто физически. Осознается и обреченность каждого, победителей не будет. ...Эта битва в какой-то миг вдруг видится как исполненный трагичности танец.

Вот в тот самый момент, когда осознаешь, что судьба этой схватки – жить в вечности – и начинаешь замечать детали. Оружие в руках сражающихся – и валяющееся под ногами...

Деревья на втором плане, их ветви вторят движениям людей, они так же напряжены – и так же застыли в этом неимоверном напряжении... Извивы виноградной лозы, оплетающей стволы деревьев – и скользящие в последнем усилии одолеть врага руки людей...

Все – и живущие последний миг люди, и виноградная лоза, просыпающаяся каждую весну – исполнены жизненной силы. Ярость, жестокость, сила здесь дики, первобытны. И прекрасны тонкой красотой, особым ритмом.

Вот что рождает ощущение танца – две фигуры в центре, они задают ритм этого движения, этой дикой пляски, Они будто зеркально отражают друг друга. Реалистичность произведения предельно декоративна, пусть это и звучит парадоксально.

Позже, научившись добывать сведения из всех подручных источников, я узнал немного и о художнике этом, и о его произведениях.

Антонио дель Поллайоло, один из виднейших деятелей кватроченто, родился в 1433, умер в 1498 году. Живописец, скульптор, ювелир. Родился во Флоренции, умер в Риме. Он – один из первых художников Возрождения, занимавшихся в анатомическом театре изучением мускульной системы человеческого тела.

Предполагается, что младший его современник Леонардо да Винчи бывал в мастерской Антонио дель Поллайоло и имел возможность общаться с мастером.

Гравюра «Битва обнаженных» датирована 1470 годом. Я встречал разные названия этого произведения. «Битва десяти обнаженных», «Битва десяти», «Битва за пояс Гармонии» (вариант – за ожерелье), «Битва обнаженных богов»...

Насчет Гармонии вот что нашел. Это ожерелье работы Гефеста (или пояс?) было подарено Гармонии, дочери Ареса и Афродиты, на свадьбе. Оно стало источников бед для всех, кто с помощью оружия или воровства завладевал им – на ожерелье лежало заклятье.

Если Поллайоло действительно имел в виду битву за пояс Гармонии, видимо, произведение как раз и иллюстрирует действие заклятья.

Гравюра выполнена в технике черни, по-итальянски – ньелло. Эта техника и объясняет особую четкость линий в гравюре «Битва десяти», бриллиантовую чистоту, ювелирную пластику.

Мастерство Поллайоло как ювелира – безоговорочно и безупречно. Как и скульптора. Как и живописца.

Гравюру не случайно считают гениальным произведением. Она единственна в своем роде, она единственна в творчестве Поллайоло. И я счастлив, что очень рано в своей жизни повезло мне увидеть этот шедевр.