Студент - заочник и секреты обучения

Тимофеев Владимир
                Студент - заочник и секреты обучения.

      Капитан Александр Иванович  Поповиченко,  замполит дивизиона, в который я приду командиром через восемь месяцев   после нашей первой встречи в аэропорту г. Благовещенск.

      Жили мы на одной лестничной клетке, имели по двое детей, примерно ровесников, что и способствовало нашей дружбе. Он был лет на пять старше меня, его жена Татьяна была нашей ровесницей.

       Военного образования Саша не имел, прошёл путь из комсомольских деятелей,  в Советскую Армию попал по пути, описанном мной в Приложении №1 к "Армейским потешкам".  Кроме военного отсутствовало и иное образование.

        Максимум, что ему светило, получить майора  на занимаемой должности и через пять  - шесть лет оказаться на пенсии при той же незавидной перспективе "разбитого корыта". По моему совету он поступил в Благовещенский педагогический институт на заочное обучение исторического факультета.

         Уже первая сессия, казалось бы, отрезала мечты о светлом будущем на ниве продвижения исторического прошлого Земли в целом, т.к. обучение начиналось чуть ли не с момента появления мамонтов. Именно палеонтологию, наряду с ещё двумя дисциплинами он браво завалил.

      Спросил его, как такое могло случиться; оказалось ему не хватило времени на подготовку к экзаменам. Я выпал в осадок,  договорились со своими командирами и поехали в институт заново, соответствующим образом экипировавшись.
 
      Надо сказать, Саша обладал роскошной седой шевелюрой.  К первому и второму преподавателю заходил я; оставив в одном кабинете бутылку коньяка, а во втором коробку конфет, я "получил" две проходных тройки. Загонять в третий кабинет с целью приобретения опыта его пришлось силой, но моё заявление, что получение образования вопрос длительный, а меня в дальнейшем может не оказаться рядом, привело к принятию им здравого решения. Трояк он вынес, при этом вышел из кабинета на грани обморока, хотя все варианты развития событий были оговорены до того, как.

     Ко второй сессии я стал его командиром, ощущая повышенную ответственность за своего подчинённого, я подошёл к проблеме иначе. Помните одну из Светлан , дальневосточницу, из рассказа "Я на улице с прохожими", так вот она оказалась аспирантом кафедры научного коммунизма в ДВГУ. По моей просьбе она почтой высылала нам уже проверенные  курсовые работы своих заочников по темам, которые мы у неё запрашивали. Иной раз до двадцати работ.

       Далее, на политзанятиях, другого времени я ему не давал из вредности (я писал, что он закладывал меня , когда я оные срывал в воспитательных целях) расшитые курсовые раздавались по паре листов каждому бойцу и он старательно их переписывал. Затем работы сшивались и в недельный срок, таковы были договорённости с аспиранткой, отправлялись назад, во Владивосток. Дома Татьяна великолепным подчерком переписывала солдатские каракули и курсовые сдавались в институт, уже в Благовещенске. Были, и неоднократно, случаи, когда Саша получал оценку за предмет без экзамена, так высоко оценивались его курсовые.

       Перед выпускным курсом, учитывая его успешную учёбу в институте, Сашу перевели на подполковничью должность в г. Амурск, я к тому же времени ушёл на повышение в Хабаровский край. В одной из командировок в Комсомольск - на - Амуре, я подскочил к нему в гости. Из беседы с ним выяснил, что институт он , получив вожделенное продвижение , бросил. Из его квартиры отзвонился  уже кандидату исторических наук с просьбой оказать помощь охламону, которого я к ней, с её разрешения, подошлю.

       Институт Саша  закончил, что позволило, на пенсии в Ново - Каховке, занять должность заместителя по учебной части в одном из техникумов.

      В целом, это был интересный человек, с прекрасным чувством юмора и ярким представителем своей украинской нации. Вспоминаю деревенские рассказы из его кудрявого детства. В четырнадцать  лет его соблазнила двадцатилетняя соседка, свершилось это прозаично, но с интересными деталями. Тёмным украинским вечером, возвращаясь с местечковых танцев, она заприметила любопытного СашкА  и прижала его к забору.  Саша, давно интересовавшийся, что же такого эти девки носят за пазухой, воспользовался моментом и ухватил её шаловливой ручонкой за левую грудь. Девица замерла, а затем затопала левой ногой, Саша меняет руки и видит ответную реакцию с правой ноги. Продолжает эксперимент и схватывает её двумя руками сразу, девица запрыгала на месте, затем подхватила пытливого мальца на руки и занесла  в свой сарай...

        Полагаю, что хохол  врал, т.к. я не раз проверил его версию позднее и ни разу не получил подтверждения его рассказу.

      Ещё один случай с ним. Саша приобрёл машину, "Запорожец" , уже той модели, когда она стала похожа на автомобиль.  В воскресный день мы семьями собрались выехать на озеро, километрах  в десяти от городка. Саша уточнил вес вех членов нашей семьи (напомню, двое детей), приплюсовал своих и пришёл к выводу, что машину надо по максимуму облегчить. Выбросил запаску, домкрат, ключи, сократил объём продуктов на пикник и т.д. Отдохнули,  едем назад, начинается нередкий в тех местах летний ливень, вода стеной. Дорогу не видно, останавливаемся, т.к. выясняется , что щёток стеклоочистителя на лобовом стекле  нет. Предлагаю : мне выйти на дождь и достать щётки из багажника, Саша останавливает мою попытку , оказывается щётки попали в разряд перегруза.

      Многие продукты на Дальнем востоке были в виде концентратов или специально для этих мест изготовлены. Допустим, я ни разу в жизни нигде больше не встречал: консервированный в трёхлитровых банках очищенный картофель, сушёный репчатый лук, аналогично, морковь, свёкла, чеснок. Широким оборотом пользовались разного рода каши в банках, уже готовые (просто добавь воды), которые нам выдавали на полевые учения и боевые стрельбы. Саша, любивший качественно поесть, сокрушался: "Опять "концы в сраку!", так интерпретировались концентраты.

     Он умер два - три года тому назад, этот рассказ написан в память о нём.