Древнегреческий корабль

Константин Рыжов
При всем неизбежном разнообразии греческие суда имели много общего. Весь корабль снаружи и изнутри обшивался досками. В местах стыка досок прибивали узкие планки (номис). Подводная часть корабля для большей прочности обтягивалась несколькими прочными канатами. На корме находилась будка для кормчего. Из нее он при помощи каната (халинос) управлял двумя рулями (педалион), имевшими вид больших лопат. Выступающие за нос и корму части палубы назывались икриома. К верхней части кормы прикреплялось особое украшение – афластион. Под ним помещалось еще одно – хенискос в виде гусиной шеи. Между этими украшениями находился шест (стегис) для флага или какой-нибудь фигуры, чаще всего божества. Нос каждого корабля снабжался особым резным знаком (парсемоном).
Уключен не было - весла привязывались ремнями к колкам. Мачты были съемные, при непогоде, во время сражения или стоянки они убирались и укладывались вдоль борта. Своим нижним концом (шпором) мачты крепились в специальное гнездо. От мачты к носу (протону), корме (эпитону) и бортам тянулись крепкие канаты, которые удерживали ее в равновесии. Высота мачты не превышала длины корабля. На ее верхнем конце (топе)  находился блок для поднятия поперечной реи: тонкой жерди, посередине скрепленной веревкой – фалом. С помощью бегучего такелажа рею поднимали к вершине мачты, где и крепили бейфутом. Для удержания реи в заданном горизонтальном положении от ее концов (ноков) к топу мачты шли  топенаты, которые через блок спускались по мачте вниз. Поворачивалась и фиксировалась рея в нужном положении с помощью привязанных  к нокам брасов. Наверху мачты иногда делалось  специальное приспособление – марс для дозорного. К рее с помощью веревок из плетеных ремней привязывался парус.  Наряду с кожаными тросами греки употребляли растительные (изготовлялись они из белого льна или папируса). Четырехугольный по форме парус имел в нижней части вырезы, позволяющие кормчему видеть, что делается впереди судна. Паруса были сшиты в горизонтальном направлении из отдельных полотен. Для крепления к рее они имели веревочные кольца – кренгельсы – и маленькие обмётанные отверстия, в которые пропускался крепящий трос – слаблин. Для постановки паруса пользовались снастями – шкотами. При уборке паруса или для его подтягивания к рее имелись специальные снасти – гитовы. Обычно к мачте один над другим привешивались два паруса, прикрепленных на реях. На самом верху мачты развивались два маленьких треугольных паруса (сипара), которые использовались при боковом ветре для поворота корабля. Якорные канаты наматывались на ворот, находившийся в носу над палубой.
Экипаж корабля, помимо кормчего, включал в себя  келевстеса – начальника гребцов (его помощник назывался эпоптесом). Ритм для гребцов задавал особый музыкант.

Хозяйственная жизнь древних греков  http://proza.ru/2014/12/06/1726