Поздней осенью в парке

Сергей Рябцев
Поздней осенью в парке мы гуляли с тобой,
По безлюдным аллеям брели не спеша,
Воздух свежий вдыхали, слушали шёпот листвы,
И о чём-то мечтали, вспоминая ушедшие дни.


Не знаю как вам, а мне нравится осень, и особенно та её часть, что является приграничной к зиме, - это время, когда в природе всё замирает и погружается в сон. Да, осень принято считать старостью года, и вряд ли кого данное обстоятельство может обрадовать, однако не стоит печалиться, ведь пройдёт некоторое время и всё вернётся, повторится в который раз. И хорошо, что не существует в природе календарей, где на всех страницах значится только одно время года. Думаю, день Сурка, если бы такой имелся на самом деле, стал бы вечной головной болью, а так у нас есть возможность чередовать на протяжении всего года наши душевные состояния. Осень, особенно поздняя, – это самое время для воспоминаний. Очень полезно, иногда, вспоминать прошлое, ведь от этого мы лучше начинаем ценить настоящее.

В старом парке в одну из ноябрьских ночей мороз сковал тонким льдом пруд и многочисленные протоки. Снега не было и от того лёд выглядел на удивление синим, как ясное небо. А ещё он был прозрачным, точно стекло, и лишь небольшие разводы от наплывшего льда, как облака, выделялись белыми пятнами на его гладкой поверхности. Время для них остановилось, по крайней мере, до весны или ближайшей оттепели. Деревья стояли голыми и пожухлые листья, что ветром сорвало ранее, покрывали землю пёстрым ковром. Казалось, природа тешила себя напоследок, баловала яркими красками перед долгим холодным сном, ещё бы, ведь скоро закончится праздник и всё здесь покроется белым саваном. Снег скроет опавшую листву, а с ней исчезнет последнее напоминание осени. Удивительно, но такое увядание природы не вызывает особенной грусти. Ещё слышится в шорохе опавшей листвы звон лета и щебетанье птиц. Серенадой дальних холмов разносятся они по пустынным аллеям, вызывая воспоминания о былом. Так, год за годом, всё повторяется, и сегодня, гуляя по парку, задумываешься, а ведь ему уже триста лет. Довольно приличный возраст, есть что вспомнить.

***

Было тихо, осенний вечер навевал прохладу. У распахнутого окна стояла императрица и читала письмо. Прочтя несколько строк, она, задумавшись, прошептала:

- Хорошо бы написать стихи, но не дал Бог таланта, что ж, подарю ему табакерку.

Закончив чтение, Екатерина положила на подоконник письмо и бриллиантом кольца своего на стекле нацарапала: «Табакерку Вольтеру»

***

Стекло долговечнее льда, но и оно оплывает с годами. Увы, время беспощадно к любым творениям, но верится мне, что тайны парка не растаяли, как лёд по весне, и в каждом его уголке, будь то дворец или простая аллея, прохожего ждёт интересная встреча. Главное - это не пройти равнодушно мимо. Не пройти мимо листвы, что вмёрзла в уснувший пруд и тем сохранила, пусть ненадолго, утраченную свою красоту. Мимо голых деревьев, что сбросили яркий наряд и приготовились к зимней спячке. В каждой ветке, в каждом листке можно прочесть историю.

***

Они родились в один день, и судьбой предначертано было всегда оставаться вместе. Ни ветер, ни дождь не могли разлучить их. Но пришла осень и дерево, на котором они росли, начало сбрасывать листву. Наши герои видели, как ветер разбрасывал их собратьев, и им стало страшно. Страшно, не от того, что суждено погибнуть, нет, больше всего они боялись другого - это расстаться, ведь там, на земле, они уже никогда не нашли бы друг друга. Так и висят они до сих пор одни на той ветке. Может и впрямь, несмотря ни на что, им суждено оставаться вместе? Знаю, законы природы неумолимы, но ведь случаются же чудеса.

***

Ломоносов, парк Ораниенбаум, ноябрь 2014 года

(Фото из личного архива)