Русские инженеры. Виктор Мельниченко

Василий Куприянов
              Познакомились мы с ним случайно. Заехал я к своим знакомым ребятам, которые продавали нефтепродукты с Астраханского ГПЗ.  Да были такие времена, когда центральный Газпром еще не наложил лапу на эту тему.  Кому сколько отпустить бензина или солярки решало местное руководство. В отличие от сегодняшних времен, когда даже договор на однократное заполнение газом зажигалки требует согласования в Москве со сбором полсотни виз от чиновников, которые очень не любят бесплатно раздавать  свои автографы. В основном эти астраханские «нефтетрейдеры» были молодыми ребятами, но среди них выделялся один человек  в возрасте. Все его звали Захаровичем.               
              Обычные разговоры в этой среде, кто, кому и сколько. С кем не стоит связываться. Рутинная коммерческая информация. Только один вопрос вызвал заметный интерес у компании:
          -  «А не испить ли нам пивка?».
              Время двигалось к обеду, поэтому ни громких дебатов, ни особых возражений не последовало,  и все дружно направились к ближайшему ресторанчику, в котором очень прилично кормили и следили за качеством подаваемых напитков. Уселись за один стол, и я непроизвольно оказался рядом с этим человеком, который мне был несколько ближе по возрасту, чем молодняк. За пивом  разговоры продолжились. Уж больно тема была животрепещущая. Потом все потихоньку стали рассасываться, и мы, в конце концов, остались одни.   
             Я нефтепродуктами не торговал, но так как встреча начиналась под разговоры о бензинах и дизельке, то решил щегольнуть своими знаниями в нефтянке перед новым знакомым. Он внимательно слушал, как я рассуждаю о разных процессах в нефтепереработке, не перебивал, но в конце моей речи мягко высказал, что я несколько заблуждаюсь в некоторых вопросах,  и тут же от комментировал ряд моментов из моего монолога. Его поправки были настолько изящны, что мне, наконец, пришло в голову спросить, а чем он собственно занимался до прибытия в Астрахань.
           После его ответа у меня появилось горячее желание вытянутся во фрунт, и если бы я был в головном уборе, то взять под козырек и молча есть глазами моего собеседника. Если уж говорить об армейской табели о рангах, то передо мной сидел и попивал пивко минимум генерал-полковник. Я был перед ним в лучшем случае майоришкой. Оказывается, он  много лет проработал руководителем советской делегации в Болгарии, где под его реальным руководством организовывалась вся нефтехимия страны, а последние годы работал Генеральным директором Грознефти. Что такое Грознефть мне говорить не нужно. Это был действительно флагман советской нефтепереработки.
            Мы с ним быстро подружились. Это был удивительный человек. Никакой фанаберии, никаких обид на жизнь, хотя он потерял  в Грозном все после известных событий. Хорошо, что Генеральный директор Астраханьгазпрома не стал его унижать подачками, а просто дал ему возможность заработать на сносное жилье, выделяя ему объемы на продажу нефтепродуктов. В этой сфере его авторитет  был полной гарантией на сделки. А ведь в те времена уже была масса кидальных схем, как со  стороны поставщиков, так и со стороны покупателей. Но слово Захаровича было выше всяких бумажек и печатей. 
           В дальнейшем я именовал Виктора Захаровича просто – Живая энциклопедия советской нефтепереработки. У него были просто феноменальные знания в этой отрасли. Я не знаю ни одного процесса в нефтянке, про который он не мог детально рассказать, выделить все тонкости. Процессы то одни, но в эксплуатации всегда имеются нюансы. Он мог отметить, что киришане этот процесс вели так, а ярославцы немного по-другому. Что было лучше, а где сталкивались с проблемами. И это были не академические знания, а  был колоссальный производственный опыт блестящего Инженера.
            Я часами слушал его рассказы о любимой нефтянке. Он нашел во мне благодарного слушателя. Я и сам не знал, зачем мне все это было нужно и где это может пригодиться. Был уже на пенсии, в эксплуатацию, наверняка, больше не полезу. Хотя с другой стороны, когда меня москвичи попросили просмотреть предложенную ими схему  нового нефтеперерабатывающего завода, то мы совместно с ним сделали детальнейшую проработку, после которой меня московские друзья считают очень  большим специалистом в этой области. Признаюсь, что моя доля в этом документе не больше двадцати процентов. Я действительно неплохо знаю несколько процессов, но в целом по этим вопросам мне до Виктора Захаровича, как до Луны.
           Поражала его удивительная простота. Я хорошо знал, как вели себя генералы от производства во времена, когда я начинал свою  карьеру. А тут на виду была простота и мудрость человека, знающего себе цену. Правда,  здесь просматривается и прямая зависимость, чем умнее человек, тем проще с ним общаться. В последние годы мы встречались с ним под чаек, с неторопливыми беседами, под которые отдыхаешь душой.
           В моей жизни было довольно много встреч с интересными людьми. Мне как-то везло на них.   И Виктор Захарович в этом ряду один из первых. Его нет уже несколько лет. Но он стоит у меня в памяти с немного грустным лицом, ироничным взглядом удивительный, замечательный человек и специалист высочайшей квалификации – Виктор Захарович Мельниченко. Русский Инженер от Бога.