Человек 2014

Андрей Якуп
               
   Спираль "Человек" - этап развития материи - третья Спираль континуума.

            (Сервер ПРОЗА.РУ, автор Андрей Якуп, папка МКМ,
               статья «2.1. Рис. "Схема ре-эволюции материи".)

   "Человек" – гомо сапиенс, вид животного, отличающийся от других видов способностью абстрактно мыслить. То есть, строить виртуальную модель реального мира в форме структурированного процесса. Например, описывая объект или события в устной речи или в структурированной радиоволне. Строительство виртуальной модели реального объекта происходит гораздо быстрее, чем реального, а, главное, есть возможность манипулировать моделью, не нанося ущерба самому реальному объекту. (По сути, виртуальный объект – проект реального.)  Скорость  абстрактного мышления плюс  логика, позволяют человеку просматривать варианты возможного развития событий, до того как они произошли в реальном мире. И выбирать для достижения цели оптимальный путь. Это значит, что человек, фактически, научился опережать время, обретя существенное преимущество в скорости перед другими видами животных. Притом, что скорость – это системообразующий фактор Спирали "Живые системы"

     ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА.

   На последнем витке "Животные" Спирали "Живые системы" сложилась критическая ситуация. Эти системы, "спасая" положение по методу тришкиного кафтана, повышают устойчивость в одном месте за счёт её снижения в другом. Реагируя на внешнюю среду, высшие животные  в своих структуре и "душе" накладывают заплатки одну на другую, последовательно усложняя систему и тем снижая её надёжность. В результате баланса "дебит-кредит" в части повышения-снижения устойчивости, зависшие в ступоре высшие животные оказались в борьбе за существование в одной весовой категории с ускоренно "перевооружающимися" примитивами (У примитивов смена поколений  происходит во много раз быстрее, чем у высших животных. Опять всплыл системообразующий фактор живых существ - скорость!).
Таким образом, появление человека обусловили критическая ситуация и необходимость спасать положение, принимая экстренные кардинальные меры. Под руку подвернулось абстрактное мышление. И прекрасно.
   Спираль «Человек» отпочковалась от витка «Животные» благодаря тому, что в одной точке пространства и времени случайно сошлись следующие четыре обстоятельства.
Первое. - Острая потребность у будущего человека в абстрактном мышлении, играющем решающую роль в вопросе сохранения жизни высших животных, поскольку они, будучи самыми сложными и потому наименее надёжными системами, подвержены максимальному риску. Таким образом, говоря языком рыночной экономики, "возник спрос" на эффективные экстренные меры. Никто не знает, сколько ветвей и веточек, по которым на Древе Жизни эволюционировали "сложные животные", кануло в Лету, прежде чем природа нащупала революционный вариант сохранения сложного живого существа за счёт абстрактного мышления.
Второе. – Наличие у будущего человека, как у всех животных, «серого вещества» - мозга, клетки которого на порядок более жизненно активны, чем клетки других органов. Об этом косвенно свидетельствует то обстоятельство, что "серое вещество" в десять раз более интенсивно, чем другие  клетки организма, снабжается кислородом ("Серое вещество» - мозговые клетки, составляя 2% массы тела, потребляют 20% всего получаемого животным кислорода. А как утверждают исследующие Антарктиду геологи и археологи, уровень развития биосферы напрямую зависит от концентрации в атмосфере кислорода. Не удивительно, что «серому веществу» стало по силам абстрактное мышление.
Третье. - Стадный образ жизни, вынуждающий животных обмениваться друг с другом информацией, применяя  символы, т.е., использовать абстракцию на практике.
Четвёртое. - Жизнь на деревьях. Необходимость хвататься за ветки привела к тому, что у древолазающих животных конечности приобрели способность брать и удерживать предметы, а отсюда один шаг к использованию этих предметов в качестве орудий. В свою очередь, применение орудий требовало развития логики, что подталкивало древолазающих животных к развитию мышления – строительству виртуального мира, мира абстракций.
В какой-то момент острая потребность в абстрактном мышлении, наличие «серого вещества», социальный образ жизни - развитие речи, использование орудий плюс господин Счастливый Случай привели к тому, что, когда в программе самосохранения одного из видов животных,  назвавшегося впоследствии гомо сапиенсом, промелькнул намёк на абстрактное мышление, он тут же был подхвачен естественным отбором. В результате, абстрактно мыслящее животное получило возможность «заглядывать в будущее».  Воспользовавшись этой возможностью, каждый субъект Спирали «Человек» строил в своём воображении собственный виртуальный мир из, так называемой, "полевой" материи – копию реального, в виде процесса – структурированного энергопотока, курсирующего по замкнутой поверхности. Мир, соответствующий реальному настолько, насколько индивидуум был способен адекватно воспринимать окружающий его реальный мир.

     КАКОВ ОН – ЧЕЛОВЕК?

   У каждого человека воображаемый мир получался (и получается до сих пор) не таким, как у других людей, поскольку индивидуальный мир возводится из довольно ограниченной информации, полученной в процессе собственной жизни лично каждым "строителем". Из информации, объективно неполной  (никто не может объять необъятное), искажённой вследствие ошибок "строителя" ("человеческий фактор", куда от него денешься), к тому же, субъективной, поскольку одно и то же явление даже один и тот же человек воспринимает по-разному, в зависимости от своего состояния: здоровья, возраста, опыта и т.д.
 
   При зачатии человек стартует в жизни как уникальный вариант мутанта – результат случайного  сочетания фрагментов хромосом родителей, развивается в эксклюзивных условиях и финиширует под старость (если не погибнет от не зависящих от него причин) либо продвинувшимся вверх по спирали "социального рвзвития" ("инкарнация") либо оставшимся в социальном плане на прежнем уровек ("реинкарнация", т.е., возвращение назад, на ступень своих родителей), либо опустившимся по социальной лестнице, деградировавшим, (деинкарнация).

               (Сервер ПРОЗА.РУ, автор Андрей Якуп, папка МКМ,
                статья «5.1. Рис. "Схема развития человека".)

   Человек одновременно живёт в двух мирах: виртуальном и реальном. Согласно обстановке в виртуальном мире индивидуум планирует свои поступки и принимает решения, но действует и набивает шишки в мире реальном. Результаты поступков индивидуума в большой степени зависят от "качества" его виртуального мира, от того, насколько он соответствует реальному.
Виртуальный мир – память о нём, вместе с Программой самоорганизации хранится в душе человека.
            
         (Сервер ПРОЗА.РУ, автор Андрей Якуп, папка МКМ,
                статья «5.2. Рис. "Душа».)

В теле содержатся инстинкты, в кольцевом сигнале – рабочие программы, в линейных сигналах - оперативная информация.

   Каждый индивидуум в течение своей жизни проживает в микро-варианте всю историю земной Жизни.
                (Сервер ПРОЗА.РУ, автор Андрей Якуп, папка МКМ,
               статья «5.3. Рис. "Жизнь индивидуума – модель жизни Жизни".)

   В целом, человек является продуктом ре-эволюционного процесса развития материи, который запечатлелся в его структуре. Структурно человек – это система, состоящая из двух пирамид. Как писал в 18-м веке шведский архиепископ Э.Сведенборг, человек состоит из "человека внешнего" (тела) и "человека внутреннего" (души). Причём, внутренний человек, по мнению Э.Сведенборга,  управляет внешним. Каждый из этих "людей" представляет собою пирамиду из ступеней-систем.
У "внешнего человека" нижняя ступень – это элементарные частицы, следующая - элементарные частицы, объединённые в атомы. Следующая ступень – атомы, объединённые в молекулы и т.д. Верхняя часть пирамиды заканчивается ступенями: внутренние органы тела, жизнеобеспечивающие системы (нейросистема, сердечно-сосудистая, пищеварительная и т.д.) и системой – "тело человека в целом".
Внутренний человек – это пирамида, которая состоит из ступеней - "душ" (подпрограмм), управляющих (организующих и сохраняющих) ступени пирамиды "внешнего человека". Каждая "душевая" ступень – свою "телесную" ступень.
Ступени обеих пирамид взаимодействуют на "межпирамидальном" уровне  - "по горизонтали" – каждая "душевая" ступень взаимодействует с "вещественной" системой-ступенью, которой она управляет. На "внутрипирамидальном" уровне взаимодействие между ступенями происходит по вертикальному иерархическому принципу: каждая ступень отчитывается перед вышестоящей и выполняет её указания. Точки ("энергетические центры"), в которых реализуются связи между элементами системы "человек" и связь с внешним миром, называются "чакрами".

                (Сервер ПРОЗА.РУ, автор Андрей Якуп, папка МКМ,
                статья «4.1.  Рис. "Схема чакр".)

В санскритской литературе, в некоторых Малых Упанишадах, Пуранах и тантрических трудах часто упоминаются шесть "энергетических центров",
шесть чакр, в которых осуществляются связи между элементами каждой "чакровой подсистемы", по горизонтали - межу чакрами, и по вертикали - связи этих шести чакр с седьмой - Сахасрарой. Сахасрара получает информацию от шести нижележащих чакр, анализирует её и транслирует вниз команды чакрам для ретрансляции по инстанции, - по своим элементам. (Содержание и смысл чакр даны в трактовке и понимании автора, построенных на смысловом материале санскритской литературы.)

Муладхара. (Чакра 1).
Иначе, - копчиковый центр. Расположена в самой нижней точке человеческого тела. Содержит программы принципиальной самоорганизации живых систем.
Свадхистана. (Чакра 2.)
Содержит программы, обеспечивающие работу эндокринной системы  и двуполую схему размножения. Расположена вблизи яичек и яичников.
Манипура. (Чакра 3.)
Курирует вопросы информационных связей и взаимодействия человека с внешней средой. Расположена в области солнечного  сплетения.
Анахата. (Чакра 4.)
Иначе, - сердечная чакра. Содержит социумную подпрограмму человека,  курирует отношения людей друг с другом.
Вишудха. (Чакра 5.)
Иначе, - горловая чакра. Расположена на передней поверхности шеи и связана с вопросами самоограничения. Оголтелое потребительство человека и отсутствие у него барьера разумной достаточности связаны с недоразвитой горловой чакрой.
Аджна. (Чакра 6.)
Иначе, - лобный центр. Занимается вопросами абстрактного мышления. Присутствует только у человека.
Сахасрара. (Чакра 7.)
Макушечный центр (чакра 7) – это чакра, обеспечивающая сохранение системы "человек" в целом. Она регулирует взаимодействие всех органов тела человека с прицелом на следующую надсистему -  "социум людей". Седьмую чакру связывают с духовным началом в человеке. ("Высокодуховными" людьми принято называть тех, кто совершает поступки, направленные на благо ближнего (на благо социума), даже если они идут вразрез с его личными интересами.) Если у индивидуума социумная подпрограмма имеет приоритет перед подпрограммой-эго, то это значит, что Сахасрара у него открыта, и он перешагнул рубеж между животным человеком-эго и человеком-разумным в сторону последнего, став – потенциальным элементом ещё не состоявшейся системы "социум людей". На рис. "Пространственно-временной континуум" – человек-разумный перешёл с четвёртого на пятый уровень континуума.

                (Сервер ПРОЗА.РУ, автор Андрей Якуп, папка МКМ,
                статья «4.3. Рис. "Континуум".)

В структуре Оператора Управления  современного человека (его «души») отражается процесс становления ОУ в разрезе истории живого существа.

                Сервер ПРОЗА.РУ, автор Андрей Якуп, папка МКМ,
                статья «5.2. Рис. "Душа".)

На первом этапе становления Жизни связь между элементами живого существа и внешней средой осуществлялась посредством линейных сигналов – «привет–ответ». Линейно-сигнальная связь существует мгновение и её содержание не хранится в долгосрочной памяти системы "живое существо".
В «Душе» современного человека этот этап истории присутствует как его двухсторонняя оперативная связь между внешней средой и человеком, между системой и её элементами.
Первое направление. «Внешние обстоятельства» - тело». Например, припекло Солнце, тело информирует об этом Душу. Душа изменяет своё состояние – у человека возникает ощущение жары. Душа отдаёт команду телу, и оно включает испарительную систему - тело начинает потеть. Или человек уходит в тень.
Второе направление.  «Внешние обстоятельства» - «Душа». Например, человеку сообщили трагическую весть. Душа изменяет своё состояние – возникает ощущение горечи, расстраивается подпрограмма самоорганизации системы, у тела начинаются неприятности: текут слёзы, болит сердце, обостряется гастрит, догоняет инфаркт.
 На втором этапе становления Жизни линейно-сигнальные связи «Души»  с телом дополнились кольцевыми. Наиболее часто повторяющиеся сочетания сигналов «привет – ответ» или наиболее яркие замкнулись в кольцо и оказались привязанными к определённому месту в пространстве – к породившей их системе. Например, представление о том, что огонь – это горячо. Информация, содержащаяся в закольцованном сигнале, постоянно присутствует в «Душе»  живого существа,  передаётся от человека к человеку и из поколения в поколение посредством обменов линейными сигналами между полевыми составляющими ОУ собеседников при непосредственном общении индивидуумов. И набирается из собственного опыта.
В «Душе» человека этот этап истории присутствует как полевая (в виде структурированного процесса) составляющая Оператора Управления.
На третьем этапе становления Жизни наиболее устоявшиеся и оправдавшие себя элементы полевой составляющей ОУ-«Души» перемещаются в Вещественный Оператор, в структуру тела живого существа. Эта  информация «ушла» из оперативной памяти (разума, воли) и из полевой составляющей «Души» (закольцованного сигнала). Вновь появившаяся вещественная составляющая Оператора Управления «общается» непосредственно с Вещественным Оператором (телом), минуя закольцованную полевую составляющую ОУ и оперативную память (волю, разум). Например, «руководит» работой внутренних органов. Вещественная составляющая ОУ - это устоявшаяся информация (банк данных и программы, обеспечивающих сохранение человека как животного) хранится на молекулярном уровне в структуре клетки и передаётся от родителей к детям  по вещественному каналу (генным путём), «упакованной» в сперматозоиде и яйцеклетке.  «Свежая» информация (законы  сохранения живого существа как элемента социума и законы сохранения социума) передаётся от предка потомку (а также от индивидуума индивидууму и от социумом индивидууму) из полевой составляющей родителей непосредственно в полевую составляющую потомка.
В «Душе» человека этот этап истории ОУ присутствует в своём естественном виде и называется «животными инстинктами». Но, мало того. Человек нашёл искусственный способ перевода информации из сигнальной формы в вещественную и обратно – это письмо, книги, магнитные записи, микрочипы. С их помощью банк данных и подпрограммы ОУ передаются от индивидуума к индивидууму и из поколения в поколение, минуя память живых индивидуумов и исключая необходимость личного общения людей. Например, в виде юридических законов – жёстко, и в виде художественной литературы – мягко.

   Сопоставляя представление о "душе" в версии МКМ и в версии Библии, не трудно увидеть, что естественно сформировавшийся Оператор Управления человека и «душа», «сотворённая Богом",  функционально и по физическим свойствам идентичны. Аналогичную параллель можно провести между полевой составляющей ОУ и Святым Духом. "Полевая составляющая души" – это та её часть, которая сохраняется на месте события в момент смерти человека, а не улетает безвозвратно, как это происходит с волей – линейными сигналами, и не распадается вместе с телом, как это происходит с инстинктами. Разница в том, что, по версии религии, "душа" дожидается "на небе" подходящего "вновь народившегося тела", а согласно МКМ, душа ребёнка формируется из фрагментов  душ родителей, каждый из которых начинает свою "вторую жизнь" в лице своего дитяти, представительствуя в его душе, примерно, на 50%. Вариант сочетания родительских генов, плюс, в дальнейшем, внешние условия (социальная обстановка вокруг индивидуума) формирования души нового гражданина Вселенной, плюс его воля, определяют развитие ребёнка по социальной ветви: пойдёт ли он по пути реинкарнации, инкарнации или деинкарнации.

              (Сервер ПРОЗА.РУ, автор Андрей Якуп, папка МКМ,
          статья «5.4. Рис. "Схема развития и деградации человека.")

   Функционально душа является Программой самоорганизации человека, состоящей из двух подпрограмм. Подпрограммы-эго - сохранения тела человека, унаследованной от животного, и социумной подпрограммы, сохраняющей человека опосредовано, через сохранение социума - его гаранта. Обе подпрограммы "питаются" из общего жизненного ресурса, ограниченного по объёму, поэтому постоянно занимаются перетягиванием каната. Это образно обозначил в Послании к римлянам Святой апостол Павел, гл.7, ст.25, где говорится: “БЕДНЫЙ Я ЧЕЛОВЕК!  … Я УМОМ СВОИМ СЛУЖУ ЗАКОНУ БОЖИЮ (закону социума), А ПЛОТИЮ – ЗАКОНУ ГРЕХА. (закону животного)”   

  Если сопоставить историю развития земной Жизни и жизненный путь индивидуума, то не трудно увидеть, что второй представляет собою сжатую во времени модель первой.

              (Сервер ПРОЗА.РУ, автор Андрей Якуп, папка МКМ,
         статья «5.3. Рис. "жизнь индивидуума – модель жизни Жизни".)

Живое существо "человек-индивидуум" в своём  развитии проходит те же уровни, которые Жизнь прошла за миллионы лет. Возникнув в момент слияния сперматозоида и яйцеклетки, человек-зародыш какое-то время существует как простейшее органическое соединение, пассивно плавающее в амниотической жидкости. Затем, укоренившись на стенке матки как растение, система "проживает" в жидкостной среде фазу рыбы и земноводного. На свет божий человек появляется как примитивный зверёныш, который в течение четырёх – пяти лет формируется как человек-эго – животное вида гомо сапиенс, и ещё лет через десять выходит на уровень половозрелого самца (самки). Выполнив свою миссию воспроизводства потомства, человек сосредотачивается на адаптации к существующему социуму и лишь в конце жизненного пути переходит к обустройству социума, в котором живёт.
Сопоставление Жизни с большой буквы и её модели – жизни индивидуума позволяет лучше понимать и уточнять наше представление об "обеих жизнях".
Не трудно увидеть, что "социум людей" формируется в самом конце жизненного пути Жизни, значит, социальная активность индивидуума тоже , соответственно, проявляется в конце его жизни. В целом, Жизнь и её модель – несколько рассогласованное по протяжённости этапов во времени зеркальное отражение друг друга. В этом зеркале видно, в какой тупик завело Жизнь основанное на рыночных отношениях либерально-демократическое общество. Его плоды – в два раза сокращённая продолжительность жизни среднестатистического индивидуума. (60 лет вместо 120-ти.) А это значит, что люди, пройдя за свою жизнь этапы, где смыслом и целью жизни последовательно были становление индивидуума как животного, затем, как элемента существующего социума (социума-эго), не доживают до биологического возраста, когда их "божественным предначертанием" – целью и смыслом жизни становится обустройство социума. А это значит, что строить "социум людей", просто, некому. Сегодня человек ускоренно развивается по интеллектуально-технократической ветви, изобретая всё более и более губительное оружие, а на ветви социального развития топчется в ступоре. Разная скорость естественных процессов развития человека по интеллектуальной и социальной ветвях имеет объективные причины, но от этого не легче. Внутренние противоречия в системе человек, перенесенные при демократии на уровень социумов, рано или поздно приведут к естественному концу и гибели, как минимум, человечества. В том случае, если гомо сапиенс не воспользуется данной ему Богом способностью к абстрактному мышлению и не внесёт разумные коррективы в собственное развитие.


  РАЗВИТИЕ  ЧЕЛОВЕКА.

   Развитие человека пошло по двум направлениям: интеллектуальному, как абстрактно мыслящего животного, и социального, по которому человек совершенствовался как элемент социума, сохраняя и укрепляя его.

               (Сервер ПРОЗА.РУ, автор Андрей Якуп, папка МКМ,
            татья «5.4. Рис. «Схема развития и деградации человека».)

Интеллектуальный прогресс человека-эго, по сути, абстрактно мыслящего животного, начался с этапа «познание окружающей среды» и закончился этапом «преобразование окружающей среды». На этапе «познание» хорошо просматриваются следующие подэтапы.
«Человек-эго, воспринимающий информацию».  На этом подэтапе человек находится в период внутриутробного развития.    
Далее – подэтап подражания - «Мячиковый ребёнок». На подэтапе подражания, человек находится в первое время после появления на свет. В своих поступках он копирует действия первого попавшегося на глаза предмета, бежит за ним, будь это курица, утка, кошка, даже катящийся мимо него мячик. (Отсюда термин «мячиковы дети».) Причём, это относится как к реальному, так и к виртуальному мирам. Ребёнок, родившийся в христианской семье становится христианином, в семье атеистов – атеистом, в исламской – исповедующим ислам и т.д.  В большинстве случаев, объект подражания  – родители.
Затем последовательно идут подэтапы: «Человек-эго, логически мыслящий» и «Человек-эго, критически мыслящий». На первом из них индивидуум пытается логически увязать стекающуюся со всех сторон информацию и строит из неё свой виртуальный мир. Как правило, это происходит в юношеском возрасте.  На втором этапе индивидуум пытается отсечь то, что не укладывается в его логические построения (Это уже – «зрелый муж».)
Подэтапом «Человек-эго, критически мыслящий» заканчивается этап «Человек познающий» и начинается этап «Человек созидающий». На этом этапе находятся, как правило, люди творческих профессий: учёные, технари-изобретатели, писатели, композиторы и, вообще, профессионалы, достигшие мастерства в своей деятельности, в частности, менеджеры. Этап «Человек созидающий» - высший уровень на ветви интеллектуального развития.
Социальный прогресс человека – суть его адаптация в общество, стартует со ступени «Человек-эго». «Душа» человека-эго, в отличие от «души» животного, обладает способностью к абстрактному мышлению, но в остальном сохранила все качества «души» животного. Человек-эго озабочен сохранением своего тела и довольствуется набором подпрограмм, упакованных в его Вещественном Операторе. (Удовлетворением инстинктов.) Все они, за исключением сексуальной, тактического плана. Все они прагматичны и выпестованы естественным отбором. Выжили в конкурентной борьбе только те, у кого, в результате мутаций и естественного отбора, из поколения в поколение совершенствовались подпрограммы добывания и переработки пищи, дыхания, поддержания температуры тела в пределах 0-100 градусов Цельсия (жидкой фазы Н2О). Для животного характерно также стремление к лидерству, возникшее на рациональной основе: оно даёт индивидууму преимущество перед лидируемыми  при распределении добычи - «общественных фондов потребления». Кроме того, преимущество при выборе секс-партнёра (молодого и здорового) позволяет лидеру улучшить свои позиции в «последующей жизни», в детях, обеспечивая себе здоровое и обильное потомство. Сегодня система "человек в социуме"  миновала пик развития, вошла в ступор и отсекает  "переусложнившиеся" варианты.

                (Сервер ПРОЗА.РУ, автор Андрей Якуп, папка МКМ,
                статья «4.2. Рис. "Схема развития кланов".)

Такие, как стремление к лидерству, переросшее рамки разумной достаточности, когда подавление лидируемых становится самоцелью и работает на разрушение социума и, вместе с ним, на разрушение человека, в том числе, лидера. Человек-эго в своих действиях руководствуется ощущениями голода, холода, жажды, сексуальной потребности, Поступки человека-эго диктуются ощущением комфорта, если инстинкты (подпрограммы сохранения животного), удовлетворены, или дискомфорта, если не удовлетворены.
Среди генетиков, исследовавших хромосомы с использованием математических методов, существует предположение, что современное человечество – потомство всего лишь одной пары людей, победившее в конкурентной борьбе других представителей животных вида гомо сапиенс. Этот тезис, опять же, совпадает с библейским положением о происхождении человека от одной супружеской пары – Адама и Евы.

Первый этап развития по социальной ветви, на которой человек формирует свои связи с себе подобными - «Человек-эго, не адаптированный  в социум-эго».

              (Сервер ПРОЗА.РУ, автор Андрей Якуп, папка МКМ,
                статья «5.1. Рис. "Схема развития человека".)

Его представители противопоставляют себя своему социуму. Характерный пример – типичный гражданин СССР: украсть у государства не грех, а дело чести доблести и геройства, поскольку «оно обворовывает нас на каждом шагу». Такую же, позицию, враждебную по отношению к своему социуму, занимают представители уголовного мира.
На втором этапе социальной ветви развития «Человек-эго, адаптированный  в социум-эго» индивидуум играет по правилам своего социума. В первую очередь, это государственные служащие, а также остальные законопослушные граждане.
Третий этап развития по социальной ветви - «Человек-общественный, не адаптированный  в  социум-эго». Человек-общественный воспринимает себя как часть системы «мой социум»; он чувствует себя ответственным за всё, что в его социуме происходит. Достигшие этого этапа индивидуумы в социальном плане переросли свой эго-социум и пытаются подтянуть его до своего уровня законными и противозаконными способами (правозащитники, диссиденты, революционеры).
Четвёртый этап развития по социальной ветви «Человек-общественный, адаптированный  в социум-общественный». На этом этапе социальная позиция индивидуума и его социума совпадают.  Его представители сегодня – это члены небольших социумов, например, семьи, спортивного коллектива, группы единомышленников.
Пятый, высший на ветви социального развития, этап - «Человек-общественный, адаптированный в природу» или «человек-эколог». Человек-эколог воспринимает себя как часть природы, как элемент системы, взаимозависимый от других элементов этой системы, несущий  ответственность за её сохранность, переживающий за всё, что в ней происходит и борющийся за её сохранение.

   Каждый индивидуум в своих действиях руководствуется определённой стратегией. Стратегии, по мере развития индивидуума также совершенствуются. Самая низшая – «Два ока за око». Насколько она для общества ущербна, видно из следующего примера. Представим себе, что человек в трамвае случайно наступил соседу на ногу. (Сейчас это трудно представить, но во времена «развитого социализма» толкучка в общественном транспорте при отсутствии личных автомобилей – повседневное явление.) Индивидуум, практикующий стратегию «Два ока за око», тут же, срывая своё раздражение на первом встречном, оттопчет ноги двум своим соседям. – Конфликт начнёт лавинообразно разрастаться.
Следующая стратегия – «Око за око». Её сторонник, на доставленную неприятность ответит аналогичным действием - случайно возникший в обществе конфликт будет тлеть, пока не потухнет, случайно столкнувшись с  индивидуумом, практикующим стратегию "око за два ока", или пока не разрастётся, столкнувшись с  индивидуумом, практикующим стратегию " два ока за око "..
И, наконец, высшая стратегия – «Око за два ока». Практикующий её индивидуум стерпит нанесённую ему обиду и лишь при повторно нанесенном уроне ответит аналогичным поступком. Эта стратегия способствует затуханию конфликтов в обществе, т.е., работает на его сохранение. Оно математически обосновано в книге Р.Докинза "Эгоистичный ген".  Стратегию «Око за два ока» не понимают и не принимают люди-эго, исповедующие первую и вторую стратегии. Для них дико звучит слегка гипертрофированное толстовское выражение: «когда тебя ударили по левой щеке, подставь правую.») Казалось бы, третья стратегии обеспечит формирование общества, в котором будут царить тишь, гладь и божья благодать. Возможно, но только не в условиях естественного развития событий. Там же, в "Эгоистичном гене", Р.Докинз показал, что слишком благополучное общество становится благодатной средой для людей-эго, которые, интенсивно размножаясь в благоприятной обстановке, быстренько меняют ситуацию на противоположную - с преобладанием в обществе людей-эго.
Индивидуум, исповедующий стратегию разумной  достаточности, в своих притязаниях на блага исходит из материальных возможностей своего социума. Например, изолированная группа людей оказалась в затруднительном положении с продуктами питания. – Разумная достаточность имеет одни пределы. Если продуктов излишек – другие.
Индивидуум, исповедующий добропорядочную стратегию, никогда не развяжет конфликт по своей инициативе, исповедующий недобропорядочную – может и развязать.
"Переусложнившаяся" стратегия – стратегия оголтелого потребительства, стратегия-переросток, присуща олигархам, которые  сколько  ни гребут под себя, им всё мало.
Если индивидуум в своём развитии достиг ступени «Человек-созидающий» на интеллектуальной ветви развития, «Человек-эколог» - на социальной, руководствуется стратегиями «око за два ока», «добропорядочная» и «разумного самоограничения», то он обретает статус «Человек-разумный». Любопытно, что в этом же смысле в 18-м веке высказал шведский епископ Э.Сведенборг:
«… РАЗУМЕТЬ  ИСТИНУ  И  ХОТЕТЬ  БЛАГО; ЭТО И ЕСТЬ ТО, … ЧТО ДЕЙСТВИТЕЛЬНО СОСТАВЛЯЕТ ЧЕЛОВЕКА.» («О небесах, о мире духов и об аде». Лейпциг, 1863).
 Разуметь истину – значит, заменить инстинкты разумом, увидеть механику Мироздания и опасности, грозящие человеку. Хотеть благо – значит, действовать «во благо» - предотвращать развитие событий, "уразуменное" как негативное, и руководствоваться положительными стратегиями.

   При объективной оценке действий «человека-разумного» видно, что он – разумный эгоист. Эгоист? Да. Во всех случаях, на первом плане – чувство самосохранения. Разумный? Сомнительно. Как правило, оперативная память (его разум) современного среднестатического человека не участвует в принятии решений, всем командуют инстинкты через ощущение комфорта при достатке кислорода, тепла, пищи, секса, а также ощущение дискомфорта при их недостатке.  Эта зависимость присуща всем животным, в том числе, животному вида гомо сапиенс, и для людей познающих очевидна.  Несколько завуалировано, но имеет то же происхождение удовольствие, которое получают люди познающие, созидающие, общественные, экологи. Люди познающие и созидающие (информированные и обладающие орудиями), безусловно, более жизнестойки, чем остальные. Люди-общественные и экологи защищают социум и природу, элементами которых является человек, то есть, в конечном счёте, - себя любимого. Таким образом, все поступки людей имеют цель - сохранение Жизни (в этом её смысл) и направляются ощущением удовольствия. То есть, если опустить промежуточные ступени логического построения, то можно сказать, что смысл жизни в получении удовольствия. Чем выше человек поднимается по интеллектуальной и социальной ветвям развития, тем больше диапазон удовольствий, которые он получает, но и больше диапазон огорчений.
 «Человек-разумный» не бежит туда, куда побежали все - не плывёт по течению, не плывёт против течения, он плывёт туда, куда ему надо. Человек-разумный берёт из окружающей среды, не истребляя её, только то, что необходимо для собственного сохранения, сохранения своего социума и среды своего обитания. Этим он отличается от «человека-эго», у которого не выработался естественный, на уровне инстинкта, «ограничитель по максимуму потребностей» и господствует принцип: «чем больше, тем лучше». Чем больше еды, тем лучше. Чем меньше работать, тем лучше. Чем больше «хороших и разных» секс-партнёров, тем лучше». (Среди мужчин считалось, что  перелюбить всех женщин невозможно, но стремиться к этому надо.)
 Позиция «чем больше, тем лучше» и соответствующий инстинкт выработались у животного за миллионы лет дефицита в еде и отдыхе, в течение которых Оператор Управления преобразовывался из линейного сигнала в закольцованный сигнал, потом в структурированное вещество.
Однако, путь наверх – не единственный возможный вариант трансформации индивидуума и общества вместе с ним. Человек-эго может возвращаться вспять, к животному, и опускаться ещё ниже.
   
                (Сервер ПРОЗА.РУ, автор Андрей Якуп, папка МКМ,
                статья «5.4. Рис. "Схема развития и деградации человека".)

Наглядный пример этому, так называемые, «отморозки» (или «беспредельщики»). По социальной ветви они опустились вниз не только по отношению к людям-эго и уголовникам, живущим, хотя и по асоциальным, но законам (по «понятиям»), но даже по отношению к животному. В части стратегий большинство людей сидит на игле оголтелого потребительства,  и находится в зависимости от наркотиков разной силы, начиная от чая, кофе, шопоголизма, аудионаркотиков, кончая игроманией и химическими наркотическими препаратами.
   Стремительно возросшие (за счёт людей-созидающих) возможности человечества, которое в подавляющем большинстве состоит из людей-эго, не имеющих инстинкта ограничения по максимуму потребления  поставили общество в положение, которое можно характеризовать как «горе от ума». (В том числе от потребления удовольствия путём созидания),
Во-первых, человек, стремясь облегчить свой физический труд, обрушил на себя гиподинамию. Он обрёк сердце на перегрузку, практически отключив привод венозного кровообращения – работу мышц, сделал дряблыми стенки кровеносных сосудов и тем создал благоприятные условия для прилипания к ним холестериновых бляшек, затрудняющих передачу в ткани кислорода, приносимого кровью. В резулдушевая людьми принято называть тех, кто совершает поступки, направленные на благо ближнего (на благо социума), даже если они идут вразрез с его личными интересами.) Если у индивидуума социумная подпрограмма имеет приоритет перед подпрограммой-эго, то это значит, что Сахасрара у него открыта, и он перешагнул рубеж между животным человеком-эго и человеком-разумным в сторону последнего, став – потенциальным элементом ещё не состоявшейся системы ьтате - инфаркты и инсульты.
Во-вторых, сверх разумного стал накапливать подкожный  запас энергии в виде сала (как верблюд: «всё своё ношу с собой») и растянул желудок одновременно перерабатываемой пищей до таких размеров, что с трудом передвигается, усугубляя  гиподинамию.
В-третьих, человек-эго лекарственными препаратами блокировал работу собственной иммунной системы (не говоря о передозировках), обрекая её на вырождение за ненадобностью. В результате – СПИД.
В-четвёртых, в ходе второй мировой войны воюющие стороны изготовили (спасибо, не использовали) химическое оружие, которое потом утопили в океанах и зарыли в землю.  Сегодня оболочки сотен тысяч тон снарядов, авиабомб, начинённых ипритом, разрушаются под действием солёной воды. Бочки с ядом (стратегические запасы) ржавеют, теряя в толщине стенки по 0,1 мм в год. Не далёк тот день, когда вода в мировом океане превратится в раствор иприта, соответственно, его растительный и животный мир превратится в химическое оружие, которое обернётся против человечества в виде морепродуктов. А оно расплодилось настолько, что без них не выживет. Дальше – хуже. Поскольку кругооборот воды в природе замкнут (испарение с поверхности океанов, облака, дожди, реки, подпочвенные воды, кровеносные  и лимфосистемы животных, в том числе людей) Жизнь пропитается ипритом. Иприт поражает кожу, глаза, дыхательные пути, легкие, органы пищеварения, гормональную систему. Некоторые производные азотистых ипритов подавляют клеточное деление. Станет ли концентрация иприта критической, конечно, вопрос. Скорее всего, отдельные мутанты выживут, а остальные …
 
   Социальный прогресс человека – суть его адаптация в общество, начинается со ступени «Человек-эго». «Душа» человека-эго, в отличие от «души» животного, обладает способностью к абстрактному мышлению, но в остальном сохранила все качества «души» животного. Человек-эго озабочен сохранением своего тела и довольствуется набором подпрограмм, упакованных в его Вещественном Операторе. (Ограничивается удовлетворением инстинктов.) Все инстинкты, за исключением сексуального, тактического плана. Все они прагматичны и выпестованы естественным отбором. Выжили в конкурентной борьбе только те династии, у которых, в результате мутаций и естественного отбора, из поколения в поколение совершенствовались подпрограммы добывания и переработки пищи, дыхания, поддержания температуры тела в пределах 0-100 градусов Цельсия (жидкой фазы Н2О).
Поступки человека-эго диктуются ощущением комфорта, если инстинкты (в основном, подпрограммы сохранения тела животного), удовлетворены, или дискомфорта, если они не удовлетворены. Человек-эго в своих действиях руководствуется ощущениями голода, холода, жажды, сексуальной неудовлетворённости, Животные – пращуры человека, испытывая постоянный дефицит в пище и отдыхе, не выработали инстинкт разумной достаточности и не передали его нам по наследству. В результате мы – их потомки страдаем ожирением и гиподинамией, сокращая свою биологическую жизнь. Таким же "перебором" отзывается стремление к лидерству, возникшее на рациональной основе, поскольку даёт индивидууму преимущество перед лидируемыми  при распределении добычи в стае животных, в СССР – при распределении «общественных фондов потребления». Кроме того, преимущество при выборе секс-партнёра (молодого и здорового) позволяет лидеру улучшить свои биологические позиции в «последующей жизни», в детях, обеспечивая себе здоровое и обильное потомство. Сегодня система "человек в социуме"  миновала пик развития, вошла в ступор и отсекает  "переусложнившиеся" варианты. Такие, например, как стремление к лидерству, когда подавление лидируемых становится самоцелью, работает на разрушение социума и, вместе с ним, на разрушение самого лидера.

                (Сервер ПРОЗА.РУ, автор Андрей Якуп, папка МКМ,
                статья «3.1.  Рис. "Схема "жизни" систем".)

   Конечно,  рисунок "Схема развития и деградации человека" - всего лишь схема, разделяющая процесс на условные ступени (это необходимо для понимания общей картины); в действительности, процесс непрерывен, и каждый индивидуум плавно переходит (или не переходит) из одного состояния в другое. Каждая ступень имеет собственную подпрограмму поведения индивидуума, но они не сменяют одна другую, а наслаиваются друг на друга, причём, всё время происходит «перегруппировка сил»  - переориентации приоритетов подпрограмм. Поступки же индивидуума, по которым судят о социально-интеллектуально-стратегической сущности индивидуума, диктуются равнодействующей всех имеющихся у него в наличии подпрограмм, которые, к тому же, сами не абсолютно жёстки, а зависят от обстоятельств в конкретной ситуации. Прогресс индивидуума по одной из ветвей Спирали «Человек» в какой-то степени корреспондируется с прогрессом по другой, но напрямую они друг с другом не связаны. В реальной жизни индивидуум, достигший по интеллектуальному развитию витка «Человек созидающий», на социальной ветви может остаться на витке «Человек-эго». И наоборот. Каждый индивидуум в каждый момент своей жизни находится на определённых ступенях интеллектуальной и социальной ветвей развития и руководствуется определёнными стратегиями. Каждый человек, если задумается, сам в состоянии определить своё положение на "поле» схемы развития и деградации человека, но для оценки динамики процесса лучше всего использовать методику Л.Платонова "рейтинг-йоги".
Сегодня, в процессе НТР, стремительно возрастающие технические возможности интеллектуалов завели человечество в тупик. С одной стороны, интеллектуалы,  которых меньшинство, подстёгивают прогресс, получая удовольствие от процесса созидания; с другой стороны, люди-эго, которых большинство, получают удовольствие от процесса неограниченного потребления материальных благ. С третьей стороны, демократия – власть большинства, то есть, людей-эго, не позволяет придержать интеллектуалов, поскольку это лишило бы людей-эго их плотских утех. Сложившуюся ситуацию следовало бы оценить как «горе от ума», и учёные время от времени дебатируют по поводу своей ответственности за результаты использования их открытий, но дело кончается разговорами - "пар уходит в свисток". Если кого-то из учёных не устраивает верноподданическая болтовня, ег убеждают "философы в штатском".
   В результате.
Во-первых, человек, стремясь облегчить свой физический труд, обрушил на себя гиподинамию. Он обрёк сердце на перегрузку, практически отключив привод венозного кровообращения – работу мышц, сделал дряблыми стенки кровеносных сосудов и тем создал благоприятные условия для прилипания к ним холестериновых бляшек, затрудняющих передачу в ткани кислорода, приносимого кровью. В результате - инфаркты, инсульты, простатит.
Во-вторых, сверх разумного стал накапливать подкожный  запас энергии в виде сала (как верблюд: «всё своё ношу с собой»), растянул желудок пивом и одновременно перерабатываемой пищей до таких размеров, что с трудом передвигается, усугубляя  гиподинамию.
В-третьих, человек-эго лекарственными препаратами блокировал работу собственной иммунной системы (не говоря о передозировках), обрекая её на вырождение за ненадобностью. В результате – СПИД.
В-четвёртых, в ходе второй мировой войны воюющие стороны изготовили (спасибо, не использовали) химическое оружие, которое потом утопили в океанах и зарыли в землю.  Сегодня оболочки сотен тысяч тон начинённых ипритом снарядов и авиабомб, разрушаются под действием кислорода и солёной воды. Бочки с ядом (стратегические запасы) ржавеют, теряя в толщине стенки по 0,1 мм в год. Не далёк тот день, когда вода в мировом океане, включая кровеносные системы морских растений и  животных, станет раствором иприта, соответственно, растительный и животный мир мирового океана превратится в химическое оружие, которое обернётся против человечества в виде морепродуктов. А людей стало столько, что без морепродуктов начнётся голод. Дальше – хуже. Поскольку кругооборот воды в природе замкнут (испарение с поверхности океанов, облака, дожди, реки, подпочвенные воды, кровеносные  и лимфосистемы животных, в том числе людей) Жизнь пропитается ипритом. Иприт поражает кожу, глаза, дыхательные пути, легкие, органы пищеварения, гормональную систему. Некоторые производные азотистых ипритов подавляют клеточное деление. Станет ли концентрация иприта критической, конечно, вопрос. Скорее всего, отдельные мутанты выживут, а остальные …

   Система "животное вида гомо сапиенс" ("человек") по структуре тела, практически, не отличается  от своего "исходника" – животного. Принципиальное отличие человека, вынудившее автора выделить его в отдельную Спираль - абстрактное мышление, благодаря которому человек научился строить виртуальный мир: заглядывать в будущее и видеть прошлое.
               
           Сервер ПРОЗА.РУ, автор Андрей Якуп, папка МКМ,
                статья «4.3.  Рис. "Континуум".)

Это дало гомо сапиенсу уникальную возможность в корне изменить стратегию развития материи, в том числе развития животных, себя и социума, стратегию, неизменно заканчивавшуюся гибелью систем-переростков. До момента "Т4" события развивались по сценарию: "случайное стечение обстоятельств – закономерно вытекающие из него, непредсказуемые, последствия". Начиная с момента "Т4" человек начал формулировать цель (задаваться "предсказуемыми последствиями") и создавать обстоятельства, которые приведут к этой цели. Изготовлять орудия, в частности, оружие. Выводить сорта растений и виды животных с нужными человеку качествами. Обучать своих детей в школах и ВУЗах, формируя специалистов разных профилей. Разрабатывать юридические нормы взаимодействия людей и социумов всех степеней сложности.
До момента "Т4"
               
                (4.3. Рис. "Континуум".)
      
Каждый новый пространственно-временной уровень начинался с хаоса конкурирующих между собою систем – выходцев ("избранных") с предыдущего уровня, а заканчивалась превращением конкурентов в сотрудников и образованием новой системы, элементами которой становилась часть конкурентов - очередные "избранные". Отбор в новую систему происходил естественным путём – длительное время и жёстко. Участники событий, не выдержавшие конкуренции, просто погибали. Пока вопросы конкуренции решались с помощью булыжника, рогов и копыт, с лица Земли исчезали отдельные индивидуумы, роды и виды. Но когда гомо сапиенс овладел оружием массового поражения, любой передел собственности, а они при рыночных отношениях и конкуренции неизбежны, может кончиться гибелью Жизни. Тогда не будет ни победителей, ни побеждённых. 
Абстрактное мышление дало человеку возможность перейти с естественного пути развития, включающего случайности, на искусственный, целенаправленный, где цель – сохранение Жизни. То есть, появился шанс не упереться в тупик, которым заканчивались витки Спирали-Пирамиды до момента "Т4", а избежать естественной смерти системы "человечество". Однако иметь возможность и реализовать её – это не одно и то же. Это же самое абстрактное мышление дало возможность совершенствовать оружие, которое из булыжника выросло в самонаводящиеся ракеты с разделяющимися боеголовками, несущими ядерные боезаряды. Остаётся открытым вопрос, какую из двух возможностей реализует человечество: апокалипсис или глобальную систему "человечество", но это уже проблема не человека, а социума людей.

   На сегодняшний день человек – продукт естественного развития материи, содержащий все проблемы её предшествующих уровней, оказался одновременно в четырёх критических зонах.
Как животное (вида гомо сапиенс) человек вошёл в ступор, так как движущий фактор его эволюции – усложнение, себя исчерпал. Усложнение системы снижало её надёжность и растягивало период смены поколений. В результате, в борьбе за жизнь человек оказался в одной "весовой категории" с простейшими живыми существами – микробами.
Как абстрактно мыслящее животное человек вошёл в ступор в результате разной скорости социального и "физического" развития. И превратился в "обезьяну с гранатой".
Как элемент социума человек оказался в ступоре вместе с ним; стал заложником государства - "большой обезьяны" с "большой гранатой".
К трём, полученным по наследству с предыдущих уровней, проблемам человек добавил четвёртую – собственного разлива – замену естественных элементов своего тела на искусственные.
Спираль "Человек" продолжилась Спиралью "Социумы людей" традиционным путём: за счёт объединения систем предыдущей спирали. Но всё не так просто. В четвёртом пространство-временном уровне "люди-эго" и выше происходит перерождение самого субъекта процесса – человека-эго. Абстрактно мыслящий человек-эго начинает совершенствовать свои элементы, дополняя и заменяя их более совершенными, целенаправленно созданными искусственными системами. Такими, как орудия, одежда, обувь, искусственное сердце, почки, лёгкие. Глаза он дополнил очками, телескопом, микроскопом, радаром. Мозг - вычислительной техникой. Дубину трансформировал в самонаводящиеся ракеты с разделяющимися ядерными боеголовками. В результате, бывший человек-эго переродился в полуискусственную систему-эго, в которой элемент "собственно человек" стал постоянно слабеющим звеном. (Пресловутый «человеческий фактор».) Искусственные элементы стали более совершенными, чем «элементы естественного происхождения» и постепенно вытесняют последних из бывших них самих. Как элемент полуискусственной системы человек постепенно сходит на нет. Самое пикантное в том, что человек своими руками выращивает своих гробовщиков и, неадекватно воспринимая себя любимого, планирует расселиться на планеты других солнечных систем, среда которых, по его мнению, в первый момент способна выдержать его чревоугодный натиск. А дальше что? Загадим всю Вселенную, как мы поступили с Землёй?
 Если тенденция технократического развития общества не изменится, то человек как слабое звено из полуискусственных систем исчезнет, и они превратятся в полностью искусственные системы, которые, может быть, сохранят людей в качестве домашних животных, а может быть, уничтожат, как раковую опухоль на теле Жизни. По логике развития Мироздания, естественный отбор рано или поздно удалит человека из полуискусственной системы, сделав её полностью искусственной. Если мы не одумаемся и не сделаем себе аборт - не приостановим дальнейшее оголтелое и бессмысленное технократическое развитие полуискусственных систем в ущерб духовности – социальным отношениям, не перестанем бесконтрольно размножаться, то не известно, какой стороной к нам обернётся будущий – "человек-искусственный". Возможно, по отношению к людям он займёт такую же позицию, какую мы занимаем по отношению к животным, животные – к растениям, растения – к минералам, т.е., утилитарно-потребительскую. Скорее всего, «технический прогресс» приведёт к тому, что последующие за полуискусственными системами искусственные уничтожат человека как вид, вредный для биосферы. И на то у них будут все основания: не сдерживаемый материальными ограничениями, гомо сапиенс-эго бездумно размножается, уничтожая среду своего и других живых существ обитания: связывает кислород воздуха, отравляет гидросферу, уничтожает флору и фауну Земли, уничтожает генофонд планеты, разрушает литосферу. Последствия того, что человечество творит с собою и природой, безусловно, для него гибельны, если прямолинейно экстраполировать прошлое в будущее. Но будущее может развернуться совершенно неожиданно для нас, поскольку полуискусственные системы – новый участник событий, разворачивающихся в существенно изменившейся внешней среде по сравнению с той, которая была при формировании человека-эго.

   В момент появления человека - Т4 

                (4.3. Рис. "Континуум".)

развитие материи подошло к бифуркационной точке возможного перехода от естественного развития материи к искусственному.
То есть, от случайного стечения обстоятельств, из которого закономерно вытекают непредсказуемые последствия, к формулированию цели и формированию таких обстоятельств, из которых столь же закономерно вытекают нужные человеку последствия. В области техники человечество давно уже освоило искусственные процессы, а вот в социологии катастрофически отстаёт. И тому есть объективные причины: социум "живёт" медленнее, чем индивидуум, а торопыга-индивидуум всё норовит заставить его делать "большие скачки", не представляя себе, в какую яму социум может запрыгнуть.

        БУДУЩЕЕ ЧЕЛОВЕКА.

   Спираль "Человек" оказалась "трифуркационной" точкой, из которой развитие материи пошло в трёх направлениях: социумы людей, полуискусственная материя и полевые системы.
Когда религиозные деятели рассуждают о "загробной" жизни, они смешивают два понятия: жизнь Жизни и жизнь индивидуума. Жизнь (с большой буквы), действительно, перерастает из амёбы в растение, из растения – в животное, из животного – в человека, из людей – в полевые системы. Но утверждать, что конкретный индивидуум, очень постаравшись, превратится в "Духа", так же нелепо, как конкретному растению стремиться стать животным (капусте стать зайцем), а животному - гомо сапиенсом (зайцу стать человеком). Нет, наша судьба – навсегда остаться на своей ветви Древа Жизни, и наша задача – обустроить себя в том качестве, в котором мы существуем в системе "социум людей".  А наша "загробная" жизнь гораздо ближе, она – в наших детях и в детях наших детей. По-существу, с каждым поколением мы всё больше и больше растворяемся в своём социуме.

   Когда умирает индивидуум, разрушается его тело, и, вместе с  ним, исчезают инстинкты - часть души человека, «обитавшая» в её естественно-вещественной части. Такая же участь у «воли», реализовывавшейся посредством линейных сигналов.  Были, и нет – улетели. Летят и тают, растрачивая запас энергии, которым их когда-то снабдило ныне  разрушившееся тело. (Может быть, корни обычая поминать умерших на 9-й и 40-й дни связаны со сроком «жизни» кольцевых сигналов, отделившихся от своих «кормильцев-тел»? А предсмертные покаяния и исповеди – суть «предпродажная подготовка» отделяющихся душ?
   Судьба кольцевых сигналов («Святых Духов» в религиозной терминологии) может сложиться по трём сценариям. Если человек умер в физических или нравственных мучениях, то эта часть души ("Святой Дух") может быть разрушена или искалечена до стадии нежизнеспособности. (Противодействие этому – предсмертное причастие, "отпущение грехов".) Если кольцевые сигналы, не погибли в момент смерти человека, то они, так же, как линейные, должны угасать, расходуя имеющийся у них запас энергии на индукционные процессы. Если кольцевые сигналы, не погибли в момент смерти человека, то среди них могли найтись (а при бесчисленном повторении ситуации не могли не найтись) такие у которых сохранились и включились в работу подпрограммы далёких предков человека – растений, усваивающие лучевую энергию Солнца напрямую от него. Такие Духи остались жить в мире полевых систем, который раньше выступал для Духов в роли хосписа. (Впрочем, жизнь на Земле рядового индивидуума - это тоже своего рода пребывание в хосписе, поскольку человек заведомо смертен.)
Став в религиозной терминологии "бессмертными", "Святые Духи" вполне могли объединиться в социумы, которые современные религиоведы позиционируют как "Богов". В какой-то степени это соответствует тому, что в Ведах высшие ступени "божественной иерархии" теряют личностные признаки.
И опять мы сталкиваемся с "религиозным эхом" в "Материалистической концепции Мироздания". Не исключено, что из хосписа, в котором пребывают новопреставившиеся души, "Бог", в лице Святого Петра, отбирает для "рая" (для вживления в их Программу подпрограммы прямого усвоения солнечной энергии) души наиболее продвинувшихся по социальной ветви развития людей. В таком случае получается, что  Святые Духи используют "околоземной хоспис" в утилитарных целях - как естественную плантацию, для отбора подходящих для "горнего мира" её плодов. Ключом, открывающим двери в "загробную жизнь" в составе полевых систем и их социумов, является "вживление" в Программу вновь преставившегося  индивидуума подпрограммы получения энергии напрямую от Солнца. Пропуском - степень социального развития умершего.
Кстати, религиозное представление о блуждающих "в космосе" душах умерших, поджидающих подходящие  новорождённые тела, может отражать реальное явление – постоянно индуцируемые в пространство, пусть недолго существующие, электромагнитные копии кольцевых энергопотоков-подпрограмм, живущих а также недавно умерших людей.
 Вполне возможно, что "выжившие" Духи используют "земной хоспис" в утилитарных целях - как естественную плантацию, для отбора подходящих для "горнего мира" её плодов. Ключом, открывающим двери в "загробную жизнь" в составе полевых систем и их социумов, является "вживление" в Программу вновь преставившегося  индивидуума подпрограммы получения энергии напрямую от Солнца. Проходной балл  - степень социального развития умершего.

До момента "Т4" события развивались по сценарию:

                (4.3. Рис. "Континуум.")

"случайное стечение обстоятельств – закономерно вытекающие из него, непредсказуемые, последствия". Начиная с момента "Т4" человек начал формулировать цель (задаваться "предсказуемыми последствиями") и создавать обстоятельства, которые приведут к этой цели. Изготовлять орудия, в частности, оружие. Выводить сорта растений и виды животных с нужными человеку качествами. Обучать своих детей в школах и ВУЗах, формируя специалистов разных профилей. Разрабатывать юридические нормы взаимодействия людей и социумов всех степеней сложности.
До момента "Т4" каждый новый пространственно-временной уровень начинался с хаоса конкурирующих между собою систем – выходцев ("избранных") с предыдущего уровня, а заканчивалась превращением конкурентов в сотрудников и образованием новой системы, элементами которой становилась часть конкурентов - очередные "избранные". Отбор в новую систему происходил естественным путём – длительное время и жёстко. Участники событий, не выдержавшие конкуренции, просто погибали. Пока вопросы конкуренции решались с помощью булыжника, рогов и копыт, с лица Земли исчезали отдельные индивидуумы, роды и виды. Но когда гомо сапиенс овладел оружием массового поражения, любой передел собственности, а они при конкуренции неизбежны, может кончиться гибелью Жизни. Тогда не будет ни победителей, ни побеждённых. 
Абстрактное мышление дало человеку возможность перейти с естественного пути развития, включающего случайности, на искусственный, целенаправленный, где цель – сохранение Жизни. То есть, не упереться в тупик, которым заканчивались каждый виток Спирали-Пирамиды до момента "Т4", а избежать естественной смерти системы "человечество". Однако иметь возможность и реализовать её – это не одно и то же. Это же самое абстрактное мышление дало возможность совершенствовать оружие, которое из булыжника выросло в самонаводящиеся ракеты с разделяющимися боеголовками, несущими ядерные боезаряды. Остаётся открытым вопрос, какую из двух возможностей реализует человечество: апокалипсис или глобальную систему, но это уже проблема не человека, а социума людей.

В момент появления человека - Т4 

                (4.3. Рис. "Континуум".)

 развитие материи подошло к бифуркационной точке возможного перехода от естественного развития материи к искусственному. То есть, от случайного стечения обстоятельств, из которого закономерно вытекают непредсказуемые последствия, к формулированию цели и формированию таких обстоятельств, из которых столь же закономерно вытекают нужные человеку последствия. В области техники человечество давно уже освоило искусственные процессы, а вот в социологии катастрофически отстаёт. И тому есть объективные причины: социум "живёт" медленнее, чем индивидуум, а торопыга-индивидуум всё норовит заставить его делать "большие скачки", не представляя себе, в какую яму социум может запрыгнуть.
Как элемент социума человек оказался в ступоре вместе с ним; стал заложником "большой обезьяны" с "большой гранатой".
К трём, полученным по наследству с предыдущих уровней, проблемам человек добавил четвёртую – собственного разлива – замену естественных элементов своего тела на искусственные.
Спираль "Человек" продолжилась Спиралью "Социумы людей" традиционным путём: за счёт объединения систем предыдущей спирали. Но всё не так просто. В четвёртом пространство-временном уровне "люди-эго" и выше
               
                (4.3. Рис. "Континуум".)

происходит перерождение самого субъекта процесса – человека-эго. Абстрактно мыслящий человек-эго начинает совершенствовать свои элементы, дополняя и заменяя их более совершенными, целенаправленно созданными искусственными системами. Такими, как орудия, одежда, обувь, искусственное сердце, почки, лёгкие. Глаза он дополнил очками, телескопом, микроскопом, радаром. Мозг - вычислительной техникой. Дубину трансформировал в самонаводящиеся ракеты с разделяющимися ядерными боеголовками. В результате, бывший человек-эго переродился в полуискусственную систему-эго, в которой элемент "собственно человек" стал постоянно слабеющим звеном. (Пресловутый «человеческий фактор».) Искусственные элементы стали более совершенными, чем «элементы естественного происхождения» и постепенно вытесняют последних из бывших них самих. Как элемент полуискусственной системы человек постепенно сходит на нет. Самое пикантное в том, что человек своими руками выращивает своих гробовщиков и, неадекватно воспринимая себя-любимого, планирует расселиться на планеты других солнечных систем, среда которых в первый момент способна выдержать его чревоугодный натиск.
 Если тенденция технократического развития общества не изменится, то человек как слабое звено из полуискусственных систем исчезнет, и они превратятся в полностью искусственные системы, которые, может быть, сохранят людей в качестве домашних животных, а может быть, уничтожат, как раковую опухоль на теле Жизни. По логике развития Мироздания, естественный отбор рано или поздно удалит человека из полуискусственной системы, сделав её полностью искусственной. Если мы не одумаемся и не сделаем себе аборт - не приостановим дальнейшее оголтелое и бессмысленное технократическое развитие полуискусственных систем в ущерб духовности, не перестанем бесконтрольно размножаться, то не известно, какой стороной к нам обернётся будущий – "человек-искусственный". Возможно, по отношению к людям он займёт такую же позицию, какую мы занимаем по отношению к животным, животные – к растениям, растения – к минералам, т.е., утилитарно-потребительскую. Скорее всего, «научно-технический прогресс» приведёт к тому, что последующие за полуискусственными системами искусственные уничтожат человека как вид, вредный для биосферы. И на то у них будут все основания: не сдерживаемый материальными ограничениями, гомо сапиенс-эго бездумно размножается, уничтожая среду своего и других живых существ обитания: связывает кислород воздуха, отравляет гидросферу, уничтожает флору и фауну Земли, уничтожает генофонд планеты, разрушает литосферу.
Но это при прямолинейном развитии истории. А если взглянуть в будущее в ракурсе рисунка «1.1»,

                (Сервер ПРОЗА.РУ, автор Андрей Якуп, папка МКМ,
                статья «1.1. Рис. "Схема ре-эволюции материи".)

 то полуискусственные системы – новый участник событий, разворачивающихся в пространстве-времени. У него принципиально новые "тело" и "душа", и обитает он в существенно изменившейся внешней среде по сравнению с той, которая была при формировании человека-эго. (Не в среде животных вида гомо сапиенс, а в среде полуискусственных систем.) Это значит, что полуискусственная или искусственная система может стать очередной маточно-матричной системой
               
                (Сервер ПРОЗА.РУ, автор Андрей Якуп, папка МКМ,
                статья « 4.2. Рис. "Схема развития кланов".)

и продлить жизнь Жизни, став родоначальницей очередного клана. Но разработка этого направления развития материи не входит в задачу  МКМ-2012.

                17. 08. 2011г.