Пикирующая Ласточка 20-14

Смирнов Валерий Эрнестович
В преддверии горнолыжного сезона немецкие поезда «Ласточка» могут исчезнуть из Сочи: "РЖД" и Краснодарский край не могут договориться о компенсациях монополии. Край обещает заменить «Ласточки» более дешевыми российскими электричками. Хотя это необходимо было сделать гораздо раньше.

Часть1. «Ответственные за электрички»
Организация пригородного железнодорожного сообщения согласно федеральному законодательству относится к полномочиям субъектов РФ. Субъект РФ выбирает перевозчика, заключает с ним договор на регулярные перевозки, возмещает ему выпадающие доходы, сообщили в пресс-службе "РЖД". Во многих регионах, в том числе в Краснодарском крае, для работы электричек созданы совместные предприятия, в которых субъекты имеют 51%, "РЖД" – 49%.
Со вчерашнего дня "РЖД" убрали из расписания 12 электропоездов "Ласточка" в Сочинском регионе, ссылаясь на то, что администрация Краснодарского края не компенсирует компании межтарифную разницу: между экономически обоснованным тарифом и реальной стоимостью билета. (Проезд/поезд - это рейс состава по маршруту в прямом направлении, без обратного.)
Примечание: (К слову сказать, реальная стоимость билета сейчас составляет - 112 рублей, а  экономически обоснованный тариф рассчитанный в ведомстве Якунина — 1 200,00 рублей!!!
И это всё, в связи стем, что сам подвижной состав и его обслуживание закладывалось из аппетитов «Siemens» + откаты покровителям из ОАО «РЖД». Хотя наши отечественные «ЭД», может и менее комфортальны, но ничем не хуже особенно в условиях жёсткой эксплуатации в пригородном сообщении. И не для кого не секрет, что в праздничные и в пиковые дни их (Демиховские электропоезда «ЭД») запускают на линию между Москвой и Санкт-Петербургом. Ведь есть разница, доехать из Твери в Питер за 150 рублей, или на два часа быстрее но за 3 500,00 рублей).
Таким образом, с сентября это уже третье сокращение "Ласточек": из 80 поездов, которые ежедневно курсировали во время и после Олимпиады между Туапсе, Сочи и олимпийскими объектами, осталось 22. "РЖД" планируют с 20 декабря остановить все "Ласточки" в олимпийской столице 2014, если не договорятся о компенсации.
Тем не менее:
Организация пригородных перевозок в этом году неоднократно обсуждалась правительством РФ и президентом РФ, субъектам указали, что задолженность перед пригородными компаниями недопустима.
При этом, РЖД, с молчаливого согласия Правительства РФ, открыто перешло к диктату своей политики в отношении пригородных перевозок, указав, что при отказе администраций регионов от компенсации выпадающих доходов возможно сокращение пригородных перевозок вплоть до отказа от них, (официальная информация от пресс-службы "РЖД").

Часть 2. «Не вовремя!, или кому нужен такой лыжный курорт?»
Изначально была договоренность, что краевой и федеральный бюджеты будут компенсировать выпадающие доходы "РЖД" от перевозки электропоездами "Ласточка" в Сочи в пропорции 50/50, Федерация же, в этом вопросе повела себя крайне пассивно, пока не будет уверенности, что мы эти субсидии получим, мы свою часть не намерены принимать, сказал 19 ноября зам. губернатора края Иван Перонко, на сессии краевого зак. собрания.
"20 декабря, точка отсчёта, (как раз в тот день, когда "Ласточки" могут остановиться) а в Сочи официально открывается горнолыжный сезон (хотя курорты сами устанавливают дату, и "Роза Хутор", например, открывает сезон 12 декабря), продлится сезон до конца марта, сообщил в СМИ зам. начальника управления по курортному делу Сочи Сергей Доморат.
В Сочи сейчас четыре горнолыжных курорта: "Горная карусель" - Сбербанка, "Лаура" и "Альпика-сервис" - "Газпрома", "Роза Хутор" - Владимира Потанина. В этот сезон Сочи планирует принять 813 400 туристов, в том числе 251 600 человек должен принять горный кластер, 220 100 человек прибрежный (или Имеретинский) кластер и 341 700 городской кластер, средняя загрузка горного кластера (его емкость 7473 номера) составит в сезон 75-80% - грезит зам. начальника управления по курортному делу Сочи. Хотя и к ясновидящим ходить не надо, реальное число туристов будет в 3 раза меньше. Это можно было просчитать ещё летом, проведя опрос у тех кто будучи транзитом в Сочи (Адлере), прокатился на «Ласточке» до Красной Поляны и уехал в недоумении, кому всё это нужно?, за такие бешеные деньги на услуги, транспорт, проживание и питание!
Хотя сочинские чиновники краевой администрации уверяют, что решение будет найдено, что никто не позволит оставить этот участок без сообщения, тем более во время сезона. В любом случае, с трудом верится.

Часть 3. «Как «Siemens»и тот кто его лоббировал заложили себя в тариф».
В минувшую пятницу, по данным «окопной правды» - «Гудок»,  прошло очередное совещание края и "РЖД", и где  практически принято решение, что край с 20 декабря будет заводить на эти маршруты другого перевозчика, компанию "Кубань экспресс-пригород" (КЭП), которая перевозила пассажиров в Сочи до Олимпиады. КЭП оперирует российскими электричками ЭД4М, экономически обоснованный тариф для них будет раз в 7-10 дешевле, чем для "Ласточек". (Отметим и финансовую подоплёку проекта: - поезд Desiro, разработанный Siemens, собирает в России СП «Siemens» и "Синара" - уральская компания. От локомотивов которой: из-за дороговизны, отсутствия запасных частей, постоянных сбоев в электронике, разрыва бандажей и т. п., плюются эксплуатационники и ремонтники Свердловской и близлежайших жд). Но в действующей тариф "Ласточек", сегодня, заложена их изначально высокая стоимость и воистину безумные расходы на эксплуатацию.
Ссылаясь на сайт ОАО «РЖД»,  пресс-служба "РЖД",  подтвердила, что при расчете экономически обоснованного тарифа учитываются в том числе собственные расходы предприятия, на балансе которого находится подвижной состав.
А зная монопольный диктат от РЖД, на появление нового перевозчика в компании реагируют крайне болезненно.
ВЕХИ ИСТОРИИ ЭТОЙ «ПТАХИ»:
В 2011 г., "РЖД" заключили с «Siemens» контракт на поставку 240 составов "Ласточек" (по пять вагонов в составе) за 2,1 млрд евро, таким образом, один состав стоит 8,75 млн евро. (по текущему курсу 65 — 568,75 млн.рублей!!!.  Хотя информация о стоимости наших (лицензионных и отечественных)  электропоездов закрытая, единственный полномочных Поставщик в лице "Трансмашхолдинга", всячески оберегает свои коммерческие тайны, для набивки собственных карманов. Однако уточним, Российский «ЭД4М» стоит примерно 25 млн руб. за вагон, т. е. пятивагонный состав обойдется в 125 млн руб. При этом, расчёт делается исключительно согласно текущего прейскуранта привода и электрооборудования этого поезда, стоимости кузовов дополнительных узлов и прочих сборочных работ от Демиховского и Тверского вагоностроительных заводов. Так что, готовое изделие, оптово, ещё дешевле.
Отметим мнение, что:
"В летне-осенний сезон, до сокращения количества поездов «Ласточки» в Сочи перевозили до 16 000-17 000 пассажиров в день, сейчас 4000-5000, они были популярны, направление Туапсе-Адлер загружено на 100%, направление до Красной Поляны на 50-70%, но оплачивать «Ласточки»  краевой бюджет не в состоянии, «ЭД4М» тоже комфортабельны", это говорит газетёнка являющаяся рупором краевой администрации. По расчётам из газетёнки, планируется запустить семь пар поездов на направлении Туапсе-Сочи, на направлении Сочи- Красная Поляна пять пар, но «ЭД4М» в горы не поедут (там пути с переменным и постоянным током, (Прим: это надо же на участке в 50 км. такого намудрить, о чём думали проектировщики и строители от «РЖД(вор)строя» ). Для гор придется арендовать у «РЖД» навязанные  "Ласточки". И это несмотря на то, что «ЭД4М» также арендуются у "РЖД".
Отметим мнение, что:
"В России нигде «Ласточки» не смогли бы окупиться в режиме электрички. Если говорить о междугородном сообщении, то достаточный пассажиропоток и платежеспособный спрос есть только на направлении Москва - Санкт-Петербург, но там работают «Сапсаны», с их заоблачными ценами, и вряд ли можно вписать еще столько составов". Вариант с "Аэроэкспрессом", тоже не подходит: там уже есть подвижной состав и к тому же подписан контракт на поставку двухэтажных вагонов. Остаются примерно такие направления как Москва-Нижний Новгород, Москва-Владимир, Санкт-Петербург - Великий Новгород, Санкт-Петербург — Петрозаводск, но возможно там свои тонкости, и финансовые (сильно не украсть) и технические (слишком капризен этот  «Desiro»).

Часть 4. «Кто за эту покупку заплатит?»
«Ласточки» и их бесперебойная работа стали одной из составляющих успешно прошедшей Сочинской Олимпиады. К Играм "РЖД" построили совмещенную автомобильную и железную дорогу Адлер - Альпика-Сервис с шестью тоннельными комплексами, ветку от Адлера до аэропорта Сочи и до Имеретинской низменности, станции Красная Поляна, Эсто-Садок, Олимпийская деревня и Олимпийский парк. 80 поездов обеспечивались 22 составами «Ласточек», все составы пока находятся в депо Адлер, (данные с сайта ОАО "РЖД"). Для "Ласточек" было специально построено депо.
"(Вице-премьер Дмитрий Козак (курировал подготовку к Олимпиаде) в курсе этой проблемы. Она обсуждается на его уровне, но финального решения нет. Это коммерческие взаимоотношения монополии и субъекта РФ, они сами должны договориться, ничего навязано не будет. Понятно, что транспортная доступность, которая была одним из козырей Олимпиады, должна сохраниться надо только выработать экономическую модель"....). Очередную экономическую модель?!....
ТОЛЬКО ЦИФРЫ:
Убытки "РЖД" от перевозки "Ласточками" в Сочи с 20 марта (19 марта закончилась Паралимпиада и действие договора с администрацией края) до 1 ноября 2014 года, превысили 1 млрд руб.!!!, а к концу года с учетом сокращения поездов достигнут почти 1,5 млрд руб.!!!!, причём, это цифры из открытых источников. В феврале 2014, "РЖД" направили администрации края проект нового договора на период с 20 марта по 31 декабря 2014 г., по расчетам "РЖД", экономически обоснованный тариф должен быть 156 руб. за одну зону (10 пассажиро-километров), но край до сих пор договор не заключил, а перевозки "РЖД" осуществляют на основании гарантийного письма вице-губернатора. Те же данные из открытых источников.
Сегодня, утвержденный тариф для «Ласточек» составляет 14 руб. за зону. Билет от Сочи до Красной Поляны стоит 112 руб., а обоснованная "РЖД" цена должна быть около 1200 руб., это требует «РЖД». Однако компенсация компании не выплачивается потому, что нет договора на перевозки, а договора нет потому, что не решен вопрос с помощью из федерального бюджета. К тому же Краснодарский край не согласен с оценкой "РЖД" собственных выпадающих доходов от перевозки «Ласточками», намученных в кабинетах «РЖД». Хотя договоренность о разделе компенсации "РЖД" пополам между краевым и федеральным бюджетами была на уровне правительства РФ, были соответствующие поручения, но этот вопрос пока даже не дошел до «Минфина», а застрял на уровне «Минтранса». Во как!
Но «Минтранс» молчит, а «Минфин», по законодательству,  может субсидировать только перевозки по типам транспорта (например, пригородный, дальнего следования), но не по отдельным направлениям. Таким образом, компенсация напрямую из бюджета РФ потребовала бы внесения Госдумой поправок в закон о бюджете.
Так была ли экономическая целесообразность в этом проекте?!
И нужен ли был нам этот «Siemens», при собственных разработках, и незадействованных мощностях на вагоностроительных предприятиях? Особенно по импортным комплектующим  при безумной политикой ЦБ в ракурсе «Рубль — Евро»?

Питерская аналитика.
03.12.2014