Философия о СТО А. Эйнштейна

Пётр Басков
1. Эйнштейн был верующим человеком

Эйнштейн говорил: "Я верю в Бога Спинозы, который проявляет себя в гармонии всего сущего, но не в Бога, который заботится о судьбе и действиях людей" [1]. Бог Спинозы – это, всё-равно, какой-то бог, т.е. нечто сверхестественное, всемогущественное, какой-то разум... Значит, Эйнштейн был верующим, религиозным человеком.   
Результат опроса учёных в Нью=Йоркской академии наук: 95 % не верят в бога. И это закономерно. Ведь религиозное мировозрение в части природы неадекватно, то есть неверно представляет окружающий мир. Поэтому настоящий учёный стихийно или осознанно следует канонам материализма.
Но может ли верующий учёный плодотворно трудиться на благо науки? – Очевидно, может. Но там, где нужно подняться над обыденностью, верные пути, по моим данным, чаще находят именно материалисты.   

2. Философские высказывания Эйнштейна

• Что же касается меня лично, то я должен сказать, что мне, прямо или косвенно, особенно помогли работы Юма и Маха. [2, с. 29].
• В нашем подсознании проходит вереница воспринятых опытов, сохраняющихся в памяти картин, представлений и ощущений. В противоположность психологии физика непосредственно рассматривает только ощущения, чувственные восприятия, пытаясь «понять» связи между ними. [2, с. 200].
• Из всего многообразия наших чувственных восприятий мы мысленно выделяем и произвольно берем определенные комплексы ощущений, которые часто повторяются (частично вместе с чувственными впечатлениями, интерпретируемыми как проявления ощущений других лиц), и сопоставляем им некоторое определенное понятие — понятие телесных объектов. [2, с. 201].
• Вера в существование внешнего мира, независимого от воспринимающего субъекта, лежит в основе всего естествознания. [2, с. 136].
• При анализе физической теории необходимо учитывать различие между объективной реальностью, которая не зависит ни от какой теории, и теми физическими понятиями, с которыми оперирует теория. Эти понятия вводятся в качестве элементов, которые должны соответствовать объективной реальности, и с помощью этих понятий мы и представляем себе эту реальность. [3, с. 604].

3. Высказывания Маха

• Мы не в состоянии измерять изменения предметов во времени. Более того, время
является абстракцией, к которой мы приходим через изменение предметов. У нас нет никакой определенной меры времени, ибо все связано между собой» [2, с. 30].
Значит, нет и не может быть абсолютного времени.
• Пространство и время суть упорядоченные системы рядов ощущений (Механика, 3-е немецкое изд., стр. 498. Цитировано по [4, с. 173]). «Не человек со своими ощущениями существует в пространстве и времени, а пространство и время существуют в человеке, зависят от человека, порождаются человеком, вот что выходит у Маха», – замечает Ленин [там же].

4. Учёные о философских взглядах Эйнштейна и его ТО

• Карпов М. А.: «Философские взгляды Эйнштейна в своей основе представляют собой «физический» идеализм» [5] – источник указан по [6].
• Фок В.А.: Эйнштейн всю жизнь находился под влиянием идей Маха [7] – источник указан по [6].
• Омельяновский М.Э.: К 1922 г. Эйнштейн освободился от влияния философии Маха и позитивизма вообще [8] – источник указан по [6].
• Делакаров К.Х.: «Философские взгляды Эйнштейна при всей их непоследовательности являются выражением естественноисторического материализма» [9] – источник указан по [6].
• Петцольд: «Теория относительности не находится ни в одном из своих существенных утверждений в противоречии с взглядами Маха. Она есть плод его мыслей, пустивших глубокие корни и широко разветвившихся в могучее дерево» [10] – источник указан по [6]. 
• Васильев А.А.: «... идеи, положенные в основные теории Эйнштейна, совпадают с идеями той школы научной философии, выдающимися представителями которой являются Мах и Авенариус» [там же].
• Barnett L. утверждал, что Эйнштейн довёл логику Беркли «до крайних пределов, показав, что даже пространство и время являются формами интуиции, столь же неотрывной от сознания, как и понятие цвета, формы или размера» [11]  – источник указан по [6].
• Спасский Б.И.: «Общую теорию относительности Эйнштейн мыслил как теорию, являющуюся результатом распространения принципа относительности на всякое движение. При этом он исходил из идеи Маха о том, что всякое движение является чисто относительным» [6].
• Умов. Н.А.: «Итак, миры природы суть миры относительностей, находящиеся в такой взаимной гармонии, что из них мы черпаем представления об абсолютных законах природы» [12] – источник указан по [6].

• Вин В. утверждал, что теория относительности: «... ведёт физику по пути, лежащему далеко в стороне от того направления, которое рисовалось великим физикам девятнадцатого века. И поэтому физик вряд ли вступит без внутреннего колебания на этот новый путь, указываемый принципом относительности; для него остаётся неясным, совпадает ли он с дорогой, по которой должна идти физика» [13] – источник указан по [6].
• Тимирязев А.К.: «... для выполнения своей работы Эйнштейну необходима была вполне определённая теория познания, которая очень близка к теории познания Маха»
[14] – источник указан по [6].

Заключение

1. А. Эйнштейн был религиозным человеком (пантеизм), но что такое религия? Религия, с точки зрения материализма (философская база естествознания), есть извращённое представление о мире. Конечно, и среди верующих было много великих учёных, но в естествознании, на мой взгляд, когда речь идёт о фундаментальных теориях, к творениям верующих нужно относиться с особой критичностью.
2. Второй постулат СТО Эйнштейна, очевидно абсурдный с точки зрения физики,  соответствует принципам махизма. В период создания СТО Эйнштейн испытывал на себе влияние позитивизма. Пространство и время в СТО стало во многом определяться не всецело независимой от человека природой, а также его сознанием. СТО опровергнута теоретически и экспериментально [15]. «Пройдитесь» по форумам в Интернете и вы поймёте, что сейчас мало кто верит в истинность этой чумы  ХХ века. 
3. Под какой философией «чистил» себя известный физик прошедшего века? Судя по его работам, под двумя: позитивизмом и материализмом – в зависимости от того, какое учение больше всего способствовало успеху в его текущей работе. В квантовой механике, например, где он, к сожалению, проявил себя лишь как критик, Эйнштейн – материалист.   

Источники информации

1. Современные теории эфира. http://www.scorcher.ru/art/theory/air/air.php.
2. Эйнштейн А. Собр. научных трудов. Т. IV.
3. Эйнштейн А. Собр. научных трудов. Т. III.
4. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. – М.: Политическая литература, 1969. – 392 с.
5. Карпов М.А. Критика философских взглядов А. Эйнштейна. – В кн.: философские вопросы совреенной физики. М., Изд-во АН СССР, 1952, с. 233.
6. Спасский Б.И. История физики. Ч. II. М.: Высшая школа, 1977. – 309 с.
7. Фок В.А. Теория просмтранства, времени и тяготения. – М.: Гостехиздат, 1955, с. 3.
8. Вопросы философии, 1960, №6, с. 106.
9. Делакаров К.Х. Философские проблемы теории относительности. – М.: Наука, 1973. – с.185.
10. Васильев А.А. Пространство, время, движение. Берлин, 1922, с. 147.
11. Barnet L. The Universe and Dr. Einstein.  N.Y., 1948, p. 11-12.
12. Умов Н.А. Собр. соч. Т. III. М., 1916, с. 412.
13. Вин В. Новейшее развитие физики и её применение. Одесса, 1922, с. 54.
14. Тимиризяев А.К. Естествознание и диалектический материализм. М., 1925, с. 229.
15. Анизотропия электромагнитных волн и опровержение СТО Эйнштейна.
    http://irgeo1.ru/.