5 декабря – день рождения двух крупных русских поэтов – Федора Тютчева (1803-1873) и Афанасия Фета (1820-1892). Не случайно продолжатель их поэтических традиций Николай Рубцов как-то вдохновенно воскликнул:
Но я у Тютчева и Фета
Проверю искреннее слово,
Чтоб книгу Тютчева и Фета
Продолжить книгою Рубцова!
Проверить искренность слова – замечательно сказано!
Евгений Евтушенко, анализируя поэтические творения Фета, пришёл к выводу:
И Фет был певчими ночами
Напоминанием всем нам
о том божественном начале,
что хлев преображает в храм.
Сам Фет, стихи которого обожал Лев Толстой, однажды так определил суть богоискания:
Слепцы напрасно ищут, где дорога,
Доверяясь чувств слепым поводырям;
Но если жизнь – базар крикливый Бога,
То только смерть – Его бессмертный храм.
В Тютчеве Евгений Александрович, очевидно, опираясь на собственный горький опыт хождения во власть, обнаружил роковую «ошибку»:
Он ошибся, когда он считал, что служил этой власти,
и глядели насмешливо пуговицы на вицмундире.
Он служил только собственной испепеляющей страсти
к власти слова, которой нет царственней в мире.
Впрочем, Евтушенко искренне исповедался :
Предощущение стиха
у настоящего поэта
есть ощущение греха,
что совершён когда-то, где-то.
Кстати, сам Тютчев, который в 1844 году получил должность старшего цензора при Министерстве иностранных дел, тоже терзался ввиду неадекватности мысли и слова:
Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймёт ли он, чем ты живёшь?
Мысль изреченная есть ложь.
Пользуясь искренними словами, поэты служат Слову с большой буквы, о котором Николай Гумилёв сказал:
Но забыли мы, что осиянно
Только слово средь земных тревог,
И в Евангелии от Иоанна
Сказано, что Слово это – Бог.
Мы ему поставили пределом
Скудные пределы естества.
И, как пчелы в улье опустелом,
Дурно пахнут мертвые слова.
Поскольку Слово (Логос) – имя нашего Господа и Спасителя, Который является Автором мироздания и Поэтом неба и земли (в переводе с гречески), то в заключение этого эссе мне хочется приложить три стихотворения в направлении «богословской лирики».
Авторство
Снеговая масса
Пала наземь с неба,
Землю густо смазав
Белым кремом снега.
Вся природа – чудо!
Зимний торт – всё больше,
Но кому-то чуждо
Даже имя Божье.
Авторство творенья
Отрицать нелепо.
Мир – стихотворенье
Дивного Поэта!
В начале было Божье Слово
Мысль начинается со слова,
А слово порождает мысль.
Даёт ребёнок мысли новой,
Взрослея, снова слову жизнь.
Круговорот слов в нашей жизни
Затрагивает много лиц.
Слова рождаются из мыслей,
Как и цыплята из яиц.
И мы припоминаем снова,
Что написал нам Иоанн:
— Вначале было Божье Слово,
Как Альфа всем земным словам.
Мысль, превратившаяся в Слово
Хвала Творцу за то, что мысль
Он превратил в святое Слово,
А Слово плотью стало, ввысь
Нас поднимая в Духе снова.
Хвала Творцу за то, что нас
Освободил от духа злого,
И от погибели тех спас,
Кто полагается на Слово.
То Слово – Иисус Христос –
Есть выраженье Божьей мысли.
Престол Его всех выше звезд.
В Нем – путь к Отцу и вечной жизни.
Я поднимаюсь духом ввысь,
Писание читая снова,
И славлю Господа за мысль –
Мысль, превратившуюся в Слово!