Дойти до самой сути?!

Ирина Маркова 4
Во всем мне хочется дойти
                До самой сути.
                В работе, в поисках пути,
                В сердечной смуте…
                Б.Л. Пастернак
 

Да, пожалуй, «дойти  до самой сути…» - это ключевые слова  моей жизни. Оглядываясь назад, попыталась   найти самые  значимые   для меня ценности,   и получилось: семья, работа.

Я не оригинальна,  судя по средним оценкам  социологов, почти во всех странах работа по значимости стоит на втором месте после семьи. Российское население тоже наиболее важной для себя считает семью, а работу рассматривает в качестве второй по важности сферы жизни, но более   важной, чем друзья и досуг.

Когда мои, близкие, друзья, задают вопрос: «А не скучаешь ли ты по  своей работе (я с 2013г. на пенсии)?”, -  отвечаю, что устала, 40 лет – это срок.  Недавно, случайно, попалась  мне в руки книга  «Общество потребления. Его мифы и структуры», автор Жан  Бодрийяр, так вот  автор очень интересно, на мой взгляд,  дает определение усталости: «Усталость - это активность, скрытое, хроническое восстание, само по себе бессознательное». По-другому,  человек прячется  от своих проблем в непреодолимой усталости.

Интересно, что депрессия у меня как раз «расцветала»  во время отпуска,  когда было много  свободного времени и  я не  знала,  что делать  со  своим «временем  досуга». И вот тут – то   появлялась непреодолимая потребность «делать», «действовать»   «поднимать вверх дном  дом – проводя ремонты», каждый день «бегать на работу» и гордиться тем, что  ты «просто незаменимая, ну  никак  без тебя не обойтись».

Объясняется все банально, «в этом неэкономическом спросе на труд выражается вся агрессивность, неудовлетворенная в потреблении и досуге» Ж. Бодрийяр. Ну, обо мне, сейчас не стоит,почему, потом …

Меня как - то  насторожило словосочетание  «неэкономический спрос на труд», а как же быть с трудовыми ценностями русского народа?

Олег Платонов, ученый, публицист, автор оригинальных очерков  о русской культуре, утверждает, что наше будущее зависит от возрождения утраченных трудовых ценностей русского народа («Русский труд», М., 1991г.).

Еще в древности  в народной жизни сложился образ крестьянина – богатыря, пахаря, труженика, неразрывно связанного с Землей, получавшего от нее силу. Вспомним русский богатырский эпос: Микула Селянинович, Илья Муромец.  Из семей простых крестьян – тружеников рождаются богатыри,  которые уж если берутся за работу, то выполняют ее добросовестно, с полной отдачей  «от зари, до зари». И такое отношение к работе, делу – понятно для большинства русских людей, работали для себя, обеспечивая свои семьи, общину.

«Русский человек – отмечал историк Иловайский - представлял замечательный образец «характера деятельностного, расчетливого, домовитого, способного к неуклонному преследованию своей цели, к  жесткому или мягкому образу действия, смотря по обстоятельствам…».

В силу природных особенностей нашей страны  труд  носил неравномерный  характер: ни один народ в Европе не способен к такому интенсивному труду: работать с чрезмерным напряжением своих сил, скоро и споро. Трудолюбие было главной добродетелью крестьянина. Так в XVI веке, в «Домострое»  труд – это  «нравственное деяние».

Вот, например, некоторые  положения, которые, на мой взгляд,  актуальны и по сей   день. «Хозяин должен заниматься праведным трудом и быть справедливым, бережливым и заботиться о своих домочадцах»; « Хозяйка жена должна быть добрая, трудолюбивая и МОЛЧАЛИВАЯ», вот незадача, ну не могу я быть молчаливой, никак.  «Родители обязаны учить труду своих детей, «рукоделию – мать дочерей и  мастерству – отец сыновей».  Я вспоминаю сразу школу, где понятие «самообслуживание»: влажная уборка класса, доски, общественно – полезный труд – запрещены  СанПином и возможны  только  по заявлению – согласию родителей. Зачастую современные  деревенские дети, я уже не говорю о городских, не знают как грядку вскопать  и вырастить на ней урожай ??? Возможно, не те приоритеты выстраиваем?  Физический и умственный труд взаимосвязаны и этому необходимо учить с пеленок, тогда наши дети не будут «уставать» в школе и дома от обязанностей.

В «Домострое»  нет рассуждения о  Душе, а  только  практические дела, по претворению в жизнь идеала, имевшего  духовно – нравственный  характер. Может и нам пора прекратить обсуждения, и начать претворять в жизнь идеалы?!

Я росла в семье, где умели работать и учили этому нас, детей. Я помню сенокос, когда  мы дня 2-3 жили в шалаше,  родители косили, а я должна была приготовить обед, а вечером, за костром собирались все, кто был в это время на покосе. Говорили обо всем, но больше всего меня  поражало то, что все, без исключения, восхищались моей мамой, как она «споро косит, не один мужик угнаться не может».  Да это просто воспоминания детства, я не призываю всех вернуться «к сохе».  Но доля истины есть. Новое – это хорошо забытое старое, я имею в виду отношение к труду.

Люди не жили богато, но были самодостаточны, это о них написал Борис Леонидович  Пастернак («На ранних поездах»)

    В них не было следов холопства,
            Которые кладет нужда,
            И новости и неудобства
            Они несли, как господа.
   
Естественно, что трансформация ценностей происходит  и по сей день, в том числе и  трудовых, по сравнению с социалистическими, когда  считалось что «все граждане являются сохозяевами, и потому их личные ("частные") интересы и интересы всего общества, как правило, совпадают. Отсюда следовал вывод о том, что при социализме человек "на самом деле" всегда работает на себя»,  но как показала  история, «на себя» мы, все – таки не работали.

Труд сегодня для большинства россиян  -  деятельность, основной целью которой   является удовлетворение потребительских нужд самого работника и его семьи. Наибольшая распространенность высокого заработка как  ценности труда является общей для России и большинства других стран.  Может, это не так уж и плохо, если мы будем обеспечивать своим  семьям достойный уровень жизни, при этом  получая от своего труда истинное удовлетворение?

И не будем «уставать» от работы, жизни,  «бегая по замкнутому кругу: прилагая огромные усилия, «отдавая жар своей души делу, работе», но при этом, не имея возможности, обеспечить достойное существование своим близким»?!

Возможно это возвращение к истокам?!

Работай! Незримо, чудесно
Работа, как сев, прорастет.
Что станет с плодами - безвестно,
Но благостно, влагой небесной,
Труд всякий падет на народ.
Великая радость - работа,
В полях, за станком, за столом!
Работай до жаркого пота,
Работай без лишнего счета,
Все счастье земли - за трудом!    Валерий Яковлевич Брюсов

.