Русские вещи

Андрей Рождественский 4
"Вся христианская государства приидоша в конец и снидошася во едино царство нашего государя, по пророческим книгам, т.е. росейское царство: два убо Рима падоша, а Третий стоит, а четвертому не быти"

Монах Филофей.

"Правда выше России".
Ф. Достоевский.

-------------------------------------------------------

Исторические корни многих  так называемых  «русских вещей» можно найти без труда человеку, который хочет познать суть вещей, докопаться до истины.
Прилагательное –русский, становится существительным и обозначает национальную принадлежность. Суперфинт русского языка.

Я русский. Никакой дисгармонии. Попробуйте также построить аналогичные утверждения.

Я итальянский.
Я американский.
Я китайский.

Улавливаете языковое несоответствие?

Язык – это код общения, обмена мыслями, идеями, и если с этой меркой подходить к русскому языку,  то нет здесь никакого противоречия.

Всему причина – богоизбранность русского народа, идея древняя и очень эфективная в воспитательно историческом плане. Суть её состоит в том, что русский народ выполняет особую миссию бога и ,естественно, наделён особым божьим даром. Многие политические деятели и культурные столпы общества понимали эту философскую идею буквально. Если есть что- то нерусское и хорошее, то это надо превзойти. И превзойти, во что б это не стало. Но превзойти по настоящему часто не так-то просто. Лесков, замечательный русский писатель и в отличие от нынешних сладкоголосых квасных патриотов печалился и описывал недостатки русской жизни и образа мышления. В этом смысле замечательна повесть об английской блохе, подкованной русским умельцем «Левшой». Первое действие этой трагедии – приказ большого начальника(царя, куда  уж  больше) превзойти. Второе действие – установка подков на бедной блошке. После этого действа во славу превосходства русской нации, английской блохе стало уже не до танцев. А блоха была интересна тем, что была очень мала и имела чудный механизм, что давало ей возможность танцевать. После вмешательства левши точно рассчитанный механизм навсегда остановился. Подковывать её было также нелепо, как подковывать прима-балерину императорского театра. А что можно было сделать, чтобы превзойти по - настоящему?
Вариантов много. Все они сложны были для русского левши. Можно было научить её другим танцам или ругаться русским матом или сочинять стихи, то есть увеличить её функциональность.
Но всё это очень и очень сложно, отсюда логичный "лесковский" вариант с подковами.

В России очень много замечательного и именно русского. Но это всё замечательное и русское, только тогда замечательно, когда получалось путём  естественного развития, а не из тупого желания превзойти. Кто может возражать против русской горчицы или русских романсов или русской бани, наконец. Превосходно и замечательно. В своей скромной работе я хочу поговорить о тех вещах, что появились в России из желания превзойти. Итак, начнем.

Русский бильярд.

Вообще, игры дело очень трудное и растянутое по времени. Связано это с их эволюционным развитием, совершенствуются правила, совершенствуются материалы, добавляются различные зрелищные эффекты, и т.д. всё это делается не произвольно, а делает игру гармоничней, более цельной, как песню, из которой слово не выкинешь. Попробуйте взять любую спортивную или интеллектуальную игру и чего нибудь там поменять 1 шанс из миллиона, что вы её улучшите.
Изменить количество игроков в футболе или размер ракетки в теннисе или функции фигур в шахматах? Все ваши старания будут курам на смех.
Арнольд Фрейберг, русский фабрикант и игрок придумал русский бильярд. Задача у него была, скорее всего, двоякая, повысить доходность своих бильярдных фабрик и превзойти европейцев. Сказать им - нате ка, выкусите. У нас есть свой русский бильярд, превосходней вашего.
Расчёт простой, с коммерческой точки зрения на 100% надежный. Зачем, мне русскому человеку играть в немецкий бильярд  или американский,  да они там все тупые(вспомните пройдоху русского шоу бизнеса Михаила Задорного). Нет, я буду играть в свой русский.

Идея Фрейбергского бильярда развивалась по сценарию «лесковсой блохи». Подковать его так, чтобы лешить бильярд всех его достоинств.

Дело в том, что бильярд как игра, относится к классу интеллектуально - азартных. Азартных не в смысле русского слова азарт, а в смысле своего французского прародителя – случай. Интеллектуальность европейско-американского бильярда в его комбинационных возможностях. При точном ударе можно забить шар в лузу, в какой бы точке стола он не находился. Комбинационные возможности (интеллектуальная составляющая) ни чем не ограниченны. Вероятностная (азартная) составляющая ограничена верностью глаза и твёрдостью руки.

Совсем иначе обстоит дело с русским бильярдом. Размер шара почти равен размеру лузы. Сама луза исключает боковой отскок. Игровой стол покрывается сетью мертвых зон, из которых шар даже теоретически забить в лузу прямым ударом невозможно. Вместо прямого удара используются всякие восточные фокусы: рикошеты, подкрутки …Таким образом, вероятностная составляющая из карлика в европейском бильярде превращается в  великана в русском. Перестукивание киями, в ожидании благоприятного момента вместо увлекательной комбинационной игры.


Русская гитара – бастард созданный из европейской гитары и фантазии известного гитариста А. О. Сихры имела свои взлёты и падения. Ныне используется бардами и для аккомпанемента русских песен и романсов. Желание превзойти было огромное. Сам Сихра написал для русской гитары более тысячи произведений, но подкованная  Сихрой европейская гитара не получила распространения за пределами России. Её строй изменил технические возможности инструмента, таким образом, что на ней стало трудно исполнять технически сложные профессиональное произведения. Подковки русского левши не пошли гитарной блошке впрок. Кроме самих русских, русскую гитару ни кто не знает и знать не хочет. Европейская гитара известна и процветает во всём мире. 
Отторжение иностранной культуры и замена её отечественной (наскоро подкованной европейской) ведёт к реальной изоляции русских , а следовательно, и к подозрительности, которая плавно перерастает в неприязнь.

Ссылки по бильярду

http://www.billiardov.ru/russkijbiljardh.php
http://studzona.com/referats/view/19184

Ссылки по гитаре

http://ru.wikipedia.org/wiki/
http://www.mirrabot.com/work/work_6981.html
http://zhurnal.lib.ru/k/kompitor_k/history.shtml