Образованность или ученость?

Владимир Кожин 3
       Моя бабушка, Клавдия Васильевна, была женщина не очень образованная в светском понимании, она окончила 2 класса церковно-приходской школы. Когда я - пятиклассник пытался читать ей атеистические лекции про спутники, которые летают по небу и Бога там не видят, она не спорила, только вздыхала и говорила: «Прости его Господи». Была она очень добрая и терпеливая.
       В моем раннем детстве мы вместе жили в Ленинграде. Бабушка водила меня в церковь. Я помню, как мне нравилось принимать причастие - очень казалось вкусным. Еще я помню, что в ее доме было много икон. Она их называла образАми. Были и очень старинные. Одна была деревянная с поврежденным огнем нижним углом. На ней был образ Божьей Матери. Бабушка рассказывала историю, что эту икону вытащили из огня во времена нашествия татаро-монголов. Тогда я уже был студентом и понимал, что такие иконы представляют немалую культурную и историческую ценность, поэтому спросил, кому же они останутся, когда бабушки не станет. Она ответила, что получила образа после смерти подруг-старушек, об ее иконах так же потом позаботятся. Так и получилось. После смерти бабушки и последней из ее дочерей, моей тети, иконы наследовали их верующие подруги. Об этом написала нам одна их наших родственниц после смерти тети, а также добавила, что родство по духу ближе, чем родство по крови.
       Недавно в церкви отец Андрей в своей проповеди коснулся темы образования. Меня эта тема заинтересовала, раньше я не задумывался, что образованность и ученость могут быть разными вещами. Образованность, как сказал отец Андрей, и само слово образование произошло от греческого слова образ - икона.  Быть образованным - это значит соответствовать образу, стремиться к святости, запечатленной на иконе. Мне сразу вспомнилось, что моя бабушка называла иконы образАми. Степень образованности - это сколько в образе человека заключено от Бога. Оказывается, многие святые, представляющие собой высшую степень образованности, не были высокограмотными. Были даже такие, что не умели читать и писать. Но к образованным людям тянутся другие, как растения тянутся к свету. Они не идут на поводу у страстей, им чужды человеческие недостатки и моральные слабости, они несут свет добра каждому, кто в нем нуждается, способны жертвовать ради других. Этим людям доверяют самое сокровенное, многие стремятся обратиться к ним за советами и наставлениями.
       По словам отца Андрея каждый человек при рождении получает Божий дар. Дар включает определенные качества, таланты, способности, которые в будущем проявятся. В этом смысле новорожденный ребенок совсем не «белый лист», как часто говорят. Как выяснить, какой в ребенке Божий дар? Обычно это чувствуют родители и учителя, ведь склонности, способности, таланты видны еще в детстве, хотя ребенок может этого не понимать. Без особенных  стараний он вдруг оказывается одним из лучших в классе по математике или литературе, или рисунки его всем нравятся, или лучше всех поет, танцует... А кто-то стал самым авторитетным в группе, классе, детском саду, все хотят с ним играть, дружить…
       Вопрос, часто задаваемый ребенку, кем ты хочешь быть, не поможет выявить способности. Я решил задать подобный вопрос моей внучке, которой еще нет 4-х лет. Чтоб ей было понятнее спросил: “А что ты любишь делать больше всего?” Она сразу ответила: “Наводить красоту!” Мне ответ понравился, но оказалось, пока я размышлял на эту тему, она успела украсить - обклеить стикерами-наклейками весь стол, да так, что я потом полчаса с трудом их отдирал. Я понял, что ее ответ  был продиктован моментом. Когда еще через полчаса я задал этот же вопрос снова, она уже ответила: “Играть в куклы”.  Еще через какое-то время: “Плавать в бассейне”. Дети живут здесь и сейчас, не анализируя и не обобщая. Разобраться, в чем их Божий дар – задача взрослых.
       После службы я подошел к священнику, и мы побеседовали на эту тему.  Начал разговор со слов знаменитого ученого Петра Капицы, что человеку надо заниматься тем, что у него получается лучше. Отец Андрей согласился, что это следование Божьему дару. То есть заложенные способности позволяют делать свое дело хорошо, без больших напряжений и даже с удовольствием. И если человек усердно накапливает знания, навыки, он в результате достигает высот в своем деле.  Возможно, он становится умнее, опытнее, разносторонне грамотнее, но это не означает, что он стал образованнее в понимании церкви.
       В мире много высоко-культурных людей, обучившихся многим наукам. Некоторых  можно даже назвать ходячими энциклопедиями. Они обладают большим авторитетом и не только среди ближайшего своего окружения. Но среди них могут встречаться непорядочные, злые, завистливые, и вообще, плохие люди, поэтому церковь никогда их не назовет образованными.  Конечно, грамотные специалисты, ученые могут быть и образованными в широком понимании этого слова. Мне приводили пример известного ученого-биолога, который одновременно был не только глубоко верующим человеком, но и имел высокий церковный сан епископа.
       Я задумался над тем, кого бы я мог причислить к образованным людям в таком понимании. Пожалуй, немало людей из своего окружения. Не только таких, как моя давно ушедшая бабушка. Многих своих знакомых, пусть и не религиозных, редко посещающих церковь. Во всяком случае моих друзей по чистоте души, совестливости и благородству можно отнести к образованным.
       Размышляя об этом во время службы в церкви, мне вспомнился человек, недавно ушедший от нас. Звали его Владимир Клементьевич. Когда я только начал работать, он был руководителем нашей группы.  Он мне нравился: добросовестный, рассудительный, порядочный. Уважительно относился ко всем, начиная от молодого рабочего, студента и заканчивая академиком. Меня - молодого специалиста, он как-то попросил провести лабораторные работы у студентов. Видимо, у меня получилось неплохо, и это стало моим постоянным еженедельным занятием. Не было проблем, все делалось в рабочее время. Через несколько месяцев он принес мне деньги - примерно мою зарплату за месяц. Моя жена была в декрете, и я, конечно, обрадовался, но спросил: “За что”? Он ответил: “За лабораторные работы”. Официально он был руководителем этих лабораторных работ, он и получал деньги. При этом он извинился, что с части этих денег он оплатил партийные взносы. В советские времена с этим было очень строго, строже чем сейчас платить налоги.  Я обрадовался, но не сильно удивился. Удивился я позже, когда поговорил с другими своими однокурсниками, которые как и я проводили лабораторные работы в своих лабораториях. Скорее удивились они, когда я им рассказал, что получил деньги. Им никто не предложил ни копейки. Так что и в те наши комсомольские безбожные времена встречались люди с честью и совестью, такие, которых батюшка называет образованными. Не случайно с этим человеком я поддерживал связь всю жизнь и, когда он собрался на пенсию, предложил ему поработать уже в нашей лаборатории. Еще несколько лет мы трудились вместе.  Позже по состоянию здоровья он все же ушел на пенсию, и нам его явно не хватало.
       Мне скажут, образование, просвещение, обучение – ведь смысл этих слов во многом совпадает. К чему спорить о терминологии? Согласен, что здесь может быть множество мнений, думаю есть и основание для дискуссий, но я делюсь только своими впечатлениями и мыслями об услышанном в храме.
       В беседе с батюшкой я задал вопрос, откуда же появляются злость, зависть, жестокость, склонность к преступлениям и другие пороки? Даже в детях? Я привожу своему внуку примеры: в школе все имеют примерно одинаковые условия и возможности  учиться и развиваться. Но потом кто-то становится образованным, нужным людям, хорошим специалистом,  успешным человеком, а кто-то преступником, сидит в тюрьме.
       - На все воля Божья, - был ответ.
       - Но почему дети должны страдать, может они расплачиваются за грехи родителей?
       - Нет - был ответ, - в Новом Завете есть про это. Дети не должны расплачиваться за грехи родителей.
       - Но если родители конченые алкоголики, наркоманы и дети пошли по такому пути? Гены такие?
        Ответ я понял примерно так: если родители погрязли в неисповедимом грехе  (непостижимом нашему уму), не раскаялись, то в момент зачатия ребенку могут передаться негативные черты. Ведь Божий дар передается именно в момент зачатия. По научному, вероятно, многое передается  на генетическом уровне.
       Но уж если вы получили Божий Дар, вы обязаны им правильно распорядиться. Нельзя считать, что набор талантов и способностей, которыми мы все наделены от рождения, ни к чему нас не обязывает. Ведь Божий Дар может нас и покинуть. А что придет на смену?  Человек может стать успешным, уважаемым в обществе. И вдруг в нем замечают проявление нетерпимости к чужому мнению, надменность, пренебрежение отношениями со старыми друзьями, возможно, не столь успешными. А ведь “Гордыня” - это самый серьезный из семи смертных грехов, не сравнить же его с “Чревоугодием”.
       Размышляя об этом, я опять с благодарностью вспомнил свою бабушку. Все же это был образованный человек. К сожалению, своего деда Ивана Михайловича, так же как  бабушку по материнской линии Варвару Ивановну и дедушку Василия Андреевича я никогда не видел.  Дед Иван рано умер во время голода в Поволжье, родители матери погибли во время блокады в Ленинграде. Я подумал: ведь мои бабушки и дедушки в то нелегкое время родили и воспитали достойных детей. Многое от них передалось и моим родителям, хотя они не были религиозными, как бабушка. Но и активными атеистами никогда не были. Всегда старались жить по совести. Мы – их продолжение, тоже стараемся так жить, хотя Бог нам всем судья. А главная моя мечта, чтоб наша дочь, наши внуки прожили свои жизни достойно, стали образованными людьми. Помоги Бог!

На фото:  Во время службы в Храме Св. Григория Богослова.