Выставка Систематизма в МГУ им. М. Ломоносова

Вячеслав Суханов
Арт-Inside
Два взгляда
СИСТЕМАТИЗМ В МГУ

3 декабря в Шуваловском корпусе МГУ им. М. Ломоносова на Воробьевых горах открылась выставка современного авангарда «Многообразие единства. Территория тонкой энергии Систематизма» в рамках проекта создания Музея современного искусства МГУ. Честь открытия проекта организаторы выставки предоставили двум известным московским художникам Дмитрию Гаеву-Орлову и Андрею Верещагину (см. Inside, № 2-2013). Выставка продлится до 24 декабря.
По приглашению организаторов выставки журнал Inside тоже принял участие в данном мероприятии, восхитился представленными художественными полотнами, подискутировал с ведущими искусствоведами и художниками страны о путях развития современного искусства и, удовлетворенный проведенными беседами,  докладывает своему читателю суть и смысл всего увиденного и услышанного...


Вячеслав СУХАНОВ
гл. редактор журнала Inside, член Союза журналистов России
Взгляд первый.
ПОНЯТИЯ АВАНГАРД И МОЛОДЕЖЬ ТОЖДЕСТВЕННЫ

Давненько я не бывал возле высотки МГУ – здесь многое изменилось. Идет колоссальная стройка новых современнейших корпусов университета. Три уже построены, включая фундаментальную библиотеку и Шуваловский корпус, где как раз и открылась выставка знакомых постоянным читателям журнала Inside художников-систематистов Андрея Верещагина и Дмитрия Гаева-Орлова. Зайдем и посмотрим…

Репортаж из ядра Систематизма

Выставка включает в себя порядка тридцати картин, некоторые из них будут демонстрироваться публике впервые, так как они находятся в частных коллекциях Москвы, Санкт-Петербурга и заграницы – так анонсирует показ пресс-релиз, присланный нам куратором выставки, студенткой 5-го курса Дарьей Бугаевской. Кстати, как сообщил мне позже Андрей Верещагин, идея организовать выставку родилась, когда художник оформлял квартиру студентки. «Непростые люди учатся на кафедре искусствоведения, если позволяют себе пользоваться услугами таких художников, как Верещагин», - подумал я, с уважением вглядываясь в красное платье юного куратора.
Сама выставка разместилась на втором этаже Шуваловского корпуса, уютно вписавшись своей цветовой гаммой в интерьер помещений. Картины – от огромных многометровых – до небольших и компактных, но смысл в них один – посмотри, подумай, поразмышляй – что задумали коллеги-художники, или что тебе самому в них мерещится...

Мимо пробегает элегантный Андрей Верещагин. Здороваемся.
- А где коллега Гаев-Орлов?
- Да вот до последнего развешивал названия картин, поехал переодеваться и… застрял в пробке (Дмитрий «успел» к самому концу – в черном костюме, в белой рубашке с галстуком и… в офицерских сапогах. Ничего не поделаешь – Систематизм обязывает…)
- А нельзя ли, пока открытие не началось, пару слов для не чужого вам журнала Inside?
Андрей любезно соглашается.

Интервью с Верещагиным

- Андрей, чья была идея сделать такую выставку?
- Мы давно знали, что в Москве живет человек, который считается самым главным специалистом по современному искусству, человек, который подготовил и дал дорогу в профессию многим ныне известным искусствоведам. Это Валерий Стефанович Турчин – зав. кафедрой искусствоведения МГУ, профессор. Мы слышали о нем и все время искали с ним встречи. И волей судьбы, благодаря Дарье Бугаевской, которая передала профессору нашу книгу, такая встреча состоялась. Он приехал к нам в мастерскую на Пречистенке и провел у нас семь часов. Мы с ним долго разговаривали и во всем согласились, ибо до этого момента нам еще не доводилось встречать такого абсолютного с нами единомышленника. Это человек, который мыслит так же, как мы, но только с высоты своего полета. Приятно было увидеть человека, который все понимает, все знает и все принимает. Таких людей мы еще не встречали в России, кто бы так свободно разбирался в этой дисциплине – минимализм, авангард, геометрия сакральная – это все для него абсолютно понятные темы...

- А почему именно в МГУ?
- В каждой стране, в любом западном университете присутствует та или иная коллекция картин современного искусства, на которой воспитываются студенты, бизнесмены – те люди, кто занимает руководящие должности в бизнесе, в управлении, потому что они обязаны понимать, что такое изобразительное искусство. И поэтому там есть университетские музеи.
А в МГУ никогда не было такого музея, и, слава Богу, что они, наконец, задумались на эту тему и решили создать Музей университета – и не просто так, а современного искусства. Именно современного, так как самое СВЕЖЕЕ должно быть и самым ГЛАВНЫМ.   
И вот мы как бы открываем этот цикл выставок современного искусства. Мы первые…

Тут к нам подошел декан Исторического факультета, академик РАН Сергей Павлович Карпов, и разговор естественным образом прервался. Пора было открывать выставку.
В своем слове, обращенном к собравшимся, Верещагин как бы закончил свою недосказанную мне мысль о смысле данного мероприятия.
- Хочу поблагодарить судьбу, что это произошло именно в университете, потому что Систематизм – это то направление в искусстве, которое должно быть показано именно молодежи, студентам, кто только делает свои первые шаги в понимании искусства, ищет философию искусства, ищет основную идею искусства, основную гармонию -  месседж, если хотите. И основной месседж Единства, который заложен во всем, мы здесь и представляем. Потому что главный вопрос в искусстве – это показать то самое Единство, которое нас окружает, а главная задача художника - передать эту гармонию. Это сложно, не все ее видят, не все о ней думают, но если с самых первых шагов у людей будет перед глазами некая Азбука, которая будет формировать их дальнейшую дорогу в искусстве, то они тогда пойдут правильным путем – не вправо, не влево, а центральным путем, который будет ими увиден…

Декан истфака Сергей Карпов добавил:
- Почему нужна эта выставка? Да потому что то, что сделали наши дорогие друзья, очень важно, ибо это направлено на воспитание вкуса. В нашем обществе утрачен вкус, и его надо воспитывать заново…

Разбившаяся на кучки толпа рассматривает картины, кто-то понимает, кто-то тупо изображает понимание, но интерес есть. Он должен быть, потому что, если ты хочешь чего-то добиться в жизни, занять некие высокие места в профессиональной иерархии, то должен так или иначе СООТВЕТСТВОВАТЬ своему креслу. Положение обязывает вести переговоры с партнерами по бизнесу не только о делах, но и об искусстве. Так принято. И так надо. А на Западе еще принято сейчас украшать свои офисы предметами авангарда. Они не отвлекают, они создают СОВРЕМЕННЫЙ фон современного течения жизни. Бега времени.
Хочу поддержать и мысль о том, что авангард –  ИМЕННО для молодежи. Тема отцов и детей, сшибки старого и нового – она всегда присутствует. Молодежь – это отрицание старого, это революция вкуса, революция новой эстетики. И это правильно, потому что такое положение вещей заставляет идти вперед, непрерывно искать новое, совершенствовать и совершенствоваться.
А вот когда эти молодые антагонисты, реформаторы станут постарше, они - абсолютно в этом уверен - обратятся к более спокойным направлениям в искусстве – и будут мирно придремывать под пейзажами Левитана и Куинджи или Демина-младшего и Валерия Секрета. Так что никто никого не задавит. Жизнь большая – в ней найдется место для всякого. И это ПРАВИЛЬНО…


Валерий ТУРЧИН
зав. кафедрой МГУ, профессор
Взгляд второй.
ИСКУССТВО КАК ПОВОД ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ…

Профессиональный взгляд на выставку и состояние современного искусства изложил для читателей журнала Inside зав. кафедрой искусствоведения Исторического факультета МГУ, воспитавший не одно поколение искусствоведов, профессор Валерий Турчин. Признаюсь, я получил неизъяснимое удовольствие от беседы с этим мэтром отечественного искусствоведения и насладился его  интеллигентнейшей манерой изложения своих мыслей, этим старинным произношением слова «музЭй», да и вообще всем тем, что еще осталось у того поколения интеллигенции, не убитого, как нынешняя молодежь, пресловутым ЕГЭ...

Музей как ступенька к рейтингу

- Валерий Стефанович, художник Андрей Верещагин только что рассказал нам, что отсутствие у МГУ собственного музея современного искусства не позволяет университету занять более достойное место в мировом рейтинге вузов. Является ли эта выставка первым шагом к созданию такого музея?
- Мотивов для появления такого музея много. Дело в том, что университеты – не скажу, что всего мира – но, во всяком случае, Германии, Соединенных Штатов Америки – действительно, имеют свои музеи. Это не обязательно музеи современного искусства – это просто музеи изобразительного искусства и, как правило их коллекции довольно значительны. И в какой-то степени престижность того или иного университета зависит и от наличия такого музея. Поэтому мысль о создании собственного музея при нашем университете - она неоднократно обсуждалась у нас в университете лет, наверное, десять, в разных вариациях, пока мы не утвердились в том, что ПОРА это сделать. Как будет это называться – музеем или просто коллекцией – пока неизвестно, но абсолютно ясно, что это будет собрание именно современного искусства, так как это можно сделать реально, поскольку собирать работы и другого плана - просто невозможно…

- Это бесконечность…
- Да, вы правы. Да и средств не хватит никаких... Предполагается, что все это будет делаться на основе даров художников. С многими из них уже есть определенная договоренность, и они, как вы понимаете, совершенно не против, так как МГУ все-таки является известной маркой, скажем так, и, во всяком случае, научным явлением – и они готовы сотрудничать с нами и дарить свои работы.
Кроме того, планируется создать при университете большой культурный центр - так же с большим выставочным залом, площадью примерно в 600 квадратных метров. Ожидается, что он будет построен в течение двух лет, и понятно, что за это время нужно собрать коллекцию (улыбается), чтобы при его открытии были не только пустые стены…

- А пока, как я понимаю, вы будете использовать существующие помещения…
- Именно так. И эта выставка – первый шаг, чтобы привлечь внимание общественности к самой проблеме, что мы хотим создать такой музей. И сами художники, представленные здесь, показались нам чрезвычайно интересными, а их произведения - очень подходящими, кстати, к этим стенам, куда они идеально вписались (снова улыбается). И вообще все это идеально подходит под концепцию университета, который интересуется и искусством, и наукой, и возможными связями между этими явлениями. Так что, как ни посмотри, со всех сторон все оказываются в выигрыше – и университет, и художники…

Игра на клавиатуре «культурных кодов»
(Системы космического порядка)

- А как вы сами относитесь к современным авангардным «-измам»? В этих «-измах», на мой взгляд, больше игры. Вы так ни считаете?
- Ну, момент игры не исключен. Естественно, он предполагается. Но дело в том, что взаимодействие современных течений науки подразумевают какие-то возможные контакты, причем самые разные. Есть даже такое понятие – научное искусство, хотя я сам не совсем до конца принимаю  этот термин. Это такой «комплекс Леонардо да Винчи», который, как вы помните, занимался и собственно изобразительным искусством, и наукой, и техникой и т.д. И все это продолжает существовать и сегодня, тем более XX век сделал мощный рывок в части открытий во многих областях человеческой мысли – и развития науки, и развития искусств. Они шли где-то даже во многом параллельно, подпитывая друг друга идеями. И это такой очень сложный процесс, который, как мы видим, идет и по настоящее время.  И представленные сегодня на выставке художники, пожалуй, сейчас наиболее органично воплощают эту линию…

- Но, может быть, вы, как профессор искусствоведения, как человек, воспитавший не одно поколение искусствоведов, успокоите наших читателей, которые собирают не только авангард, но и фигуративную живопись. Скажите, пейзаж или классический портрет смогут сосуществовать в современном мире рядом с авангардом?
- Безусловно, безусловно!

- То есть, одно другого не отвергает?
- Понимаете, в ХХ веке часто обсуждалась тема, которая носила название «смерть картины», и все думали, что с развитием чего-либо картина, в обычном понимании этого слова, умрет. Но жизнь показывает, что один вид искусства совершенно не отменяет другого вида искусства. Будущее не отвергает прошлого. Например, театр не умер с появлением кинематографа и телевидения. Они прекрасно взаимосуществуют. Кино и фотография тоже не отменили существование изобразительного искусства – и они прекрасно взаимосуществуют. И т.д.
Точно так же я думаю, что вообще картина в доме – это особое понятие, знак вашего личного присутствия. Вы как бы МАРКИРУЕТЕ свое жилище. Поэтому и пейзаж, и портрет, в первую очередь, в этом смысле имеют некий ЗНАКОВЫЙ характер...

- То есть вы призываете приобретать произведения искусства, как некий знак вкуса и печать личности хозяина дома, тем самым поддерживая само искусство…
- Понятно, что искусство не может существовать без поддержки, оно не может жить в вакууме – да оно никогда и не было в вакууме, потому что искусство – явление социализированное. И, безусловно, эти работы, которые мы сегодня видим на этой выставке, - они не предназначены для дома или большой комнаты, они претендуют на большее, а именно – на музей, на оформление больших офисов. Потому что в этих работах есть определенная торжественность, а с другой стороны – невероятная визуальная активность. Они задевают, они запоминаются, и они организуют пространство.
На Западе и банки, и офисы компаний заполнены предметами современного искусства, причем, как правило, не совсем реалистическими, фигуративными, а, скорее, тяготеющими к формам знаков, символов и т.д. То есть, это те виды искусства, которые не навязывают вам свой такой программный и обязательный образ, а которые дают повод для размышления – иногда для рассмотрения спокойного, инертного, а иногда – наоборот – провоцируют на какие-то размышления абстрактного свойства. Понятно, что глядя на эти произведения двух художников, мы начинаем думать о системах космического порядка. И это неплохо, потому что это дает выход из обыденности в сторону раздумий о сущности бытия. И такая провокация здесь есть.

- Но искусство все же может быть разным.
- Изобразительное искусство может быть самым разным, как доказывает опыт всей истории искусств. Оно всегда было разным (усмехается), и нам, как раз, и нравится то, что оно РАЗНОЕ. И каждый человек может найти что-то свое – и в старом искусстве, и в новом, и в новейшем искусстве и т.д., и т.д.
При этом не надо противопоставлять различные виды искусства, фигуративные и авангардные, – слава Богу, мы как-то отходим от этого – ибо все виды искусства РАВНОЦЕННЫ для человечества, так как каждый вид искусства, каждое направление его апеллирует к каким-то разным чувствам, разным вкусам, разным представлениям, эмоциям. И уметь ИГРАТЬ на клавиатуре различных «культурных кодов», как сейчас принято говорить, - это, конечно, чрезвычайно важно. И уметь не быть пассивным человеком, как-то погружаться в эту атмосферу – тоже имеет важное значение.
И Верещагину и Гаеву-Орлову это удалось – потому что, когда я увидел их произведения, придя к ним в мастерскую, мы проговорили порядка семи часов, и я сразу понял, что это как раз то, что нам надо, по крайней мере, для такого первого эффектного шага, чтобы показать, что может дать современное искусство…

Беседовал Вячеслав СУХАНОВ

 Биографическая справка

Турчин Валерий Стефанович
(19 июля 1941, Ленинград) — советский и российский историк искусства и художественный критик. Доктор искусствоведения, заслуженный профессор Московского государственного университета им. М. Ломоносова, заведующий кафедрой истории отечественного искусства. Старший научный сотрудник Государственного института искусствознания. Заведующий методическим отделом Московского музея современного искусства. Заместитель председателя Общества изучения русской усадьбы (Москва). Действительный член (академик) Российской Академии художеств.
Сфера научных интересов: русское и западноевропейское искусство XIX–XX вв. (преимущественно романтизм, символизм, авангард).
Автор 300 научных статей и 13 книг.