Кто оплатит экономическое развитие?

Владимир Шакиев
05.12.2014 г.
Оборотная сторона экономического реализма президентских посланий
(Статья опубликована на сайте shakiev.com).

Введение экономических санкций против нашей страны, нарастание кризисных явлений в российской экономике, резкий обвал рубля актуализируют послание главы государства, адресованное Федеральному Собранию.
Чем оно отличается от прежних обращений Президента? Как сместились акценты в основной линии руководства страны?
Как и в 2013 году Владимир Путин предлагает предоставить двухлетние налоговые каникулы для новых малых предприятий, а также вновь созданных производственных предприятий. Видимо, в ближайшие несколько лет законодатели и чиновники профильных министерств и ведомств услышат его, и малый бизнес на небольшой промежуток времени освободится от необходимости уплачивать налоги.
В дополнение к этому в нынешнем послании российский лидер обмолвился о введении 3-летних «надзорных каникул» для тех предпринимателей, которые впервые три года проработали без существенных нареканий со стороны контролирующих органов.
Кстати, пока за кадром осталось предложение Президента РФ об уплате налогов и страховых взносов по принципу «одного окна», отмеченное в послании-2013. Новомодная традиция «одного окна» чем-то напоминает прежний единый социальный налог, администрируемый до 2010 года налоговыми органами. Замечу, с 2003 по 2009 гг. бизнес платил и налоги, и страховые взносы в налоговую инспекцию по месту учета. С 2010 г. произошло разделение платежей: контроль за уплатой налогов остался за налоговыми органами, а контроль за страховыми взносами стали отдельно осуществлять Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ. Реализация принципа «единого окна» очень напоминает ситуацию с переводом стрелок часов, когда новации сначала реализуются, а потом отменяются.
Заманчиво для бизнеса, переправляющего деньги за границу, звучат тезисы Владимира Путина об амнистии капиталов. Насколько она реальна?Призывы реэкспортировать российский капитал звучали в 2003 году с одновременным введением плоской шкалы НДФЛ. Тогда налоговая амнистия не приобрела четких очертаний и массового возврата капитала в России не произошло. В настоящий момент с учетом запрета на въезд в иностранные государства российских граждан и замораживания за рубежом активов отечественных бизнесменов предложение российского Президента становится интересным.
Однако есть и определенные подводные камни. Показательный пример - признание сделки по покупке АНК «Башнефть» компанией АФК «Система» недействительной. Где гарантии, что «возвращенный капитал» не попадет под горячую руку какого-либо контролирующего органа или не станет чьим-либо лакомым куском, например, крупной госкомпании?
С другой стороны, кого коснется деоффшоризация, так часто декларируемая главой государства? Примечательно, что совсем недавно среди постоянных пользователей услугами «налогового рая» Люксембурга замечены крупнейшие российские компании - структуры Сбербанка, Газпрома, Evraz, Alfa Group. Если крупный бизнес на законных основаниях использует оптимизационные механизмы налогообложения, тогда кого имеет ввиду Владимир Путин, говоря о выводе российского капитала в оффшоры? Или у нас так: крупный бизнес, поддерживаемый руководством страны, никогда и ни во что плохое не может быть замешан по определению, а виноват у нас всегда малый и средний бизнес, не подконтрольный государству? Позиция замечательная и, главное, понятная всем - своих не трогаем.
Подкорректировалась позиция главного государственного менеджера по поводу создания и финансирования индустриальных парков. В прошлом году Владимир Путин предложил регионам самостоятельно вкладывать средства в создание индустриальных и технопарков, бизнес-инкубаторов. В качестве компенсации предложил направлять в территориальные бюджеты поступления от федеральных налогов, перечисляемые предприятиями-резидентами таких производственно-технологических площадок. В послании-2014 он уже просто упоминает о программе компенсации расходов субъектов РФ на создание индустриальных парков. Откуда регионы возьмут дополнительные финансовые ресурсы на такие проекты? Не получится ли это, как с майскими указами Президента РФ, когда реализация их (повышение зарплаты бюджетникам) была возложена на и без того дефицитные региональные бюджеты?
Дискуссионными являются рассуждения российского лидера относительно выхода из ловушки нулевых темпов экономического роста, снижения инфляции менее 4% и «временного» ослабления рубля. Президент не видит препятствий на пути будущего позитивного развития экономики. Подумаешь, инфляция в 2 раза больше запланированного уровня, а евро по отношению к рублю с 4 декабря 2013 г. по 4 декабря 2014 г. подскочил на 49,3% (по данным cbr.ru).
На самом деле, объяснить такое поведение российских властей не сложно. Девальвация рубля при падении мировых цен на энергоносители является спасителем российского бюджета (наполняемость казны увеличивается с ростом доходов экспортеров, получающих выручку в подорожавшей валюте, и экспортной пошлины на нефть и газ). Жертва реальными доходами населения происходит в пользу доходов бюджета. Санкции против России и падении цен на нефть удобный повод для обвала национальной валюты, которая без развития экономики становится дорогим удовольствием и мишенью для спекулянтов при полном бездействии или попустительстве Центробанка России.
Иногда складывается впечатление, что управляющая команда ЦБ РФ, как пилоты самолета в какой-то момент покидают кабину управления и забывают, что им нужно вернуться обратно, чтобы привести летательный аппарат в нужное место и совершить посадку в месте прибытия.
        Окончание читайте на сайте shakiev.com.