Задачи Вольфа Мессинга

Николай Дик
    Вечером Глеб пришел со школы возбужденным и сразу с порога побежал на кухню:
    - Папа, ты знаешь? Васька такое сегодня на классном часе рассказал про деда! – скороговоркой заговорил возбужденный мальчик.
    - Чего я должен знать? Да ты переоденься вначале, - успокаивающе охладил отец пыл сына.
    - Да ты послушай! Васька рассказывал, что наш дед с Мессингом встречался. Это правда? - не успокаивался Глеб.
    - Что-то такое слышал. Да ты его сам и спроси – дед в гости только что к нам пришел, сидит в спальне.
    - Правда? Вот здорово!
    Глеб, на ходу снимая верхнюю одежду, поспешил в спальню.
    - Дед, родненький, привет! – радостно закричал он и стал обнимать любимого дедушку.
    - Здорово, казак. Что это сегодня с тобой? Никогда таким ласковым тебя не видел. Что, денежку просить будешь?
    - Нет, что ты. Знаешь, сегодня на классном часе мы говорили о разных экстрасенсах, так вот, Васька выдал, что вы с его дедом Вольфа Мессинга видели. Это правда?
    - Да байки это... А какой Васька?
    - Брайловский. Его дедушку звать, кажется, Василий Игнатьевич.
    - Василий Брайловский? Помним такого.
    Дед задумался, повернул голову к окну и смахнул рукой выкатившуюся из глаза слезу.
    - А ну, батя, колись уже. Ты как-то мне рассказывал что-то подобное. Интересно же. Расскажи, - попросил вошедший в комнату отец Глеба.
    - Вот пристали. Давно это было. Сейчас, подумать надо.

    Дед поднялся с кресла, подошел к тумбочке и долго рылся в старых своих вещах, которые он давно принес в квартиру и оставил на память свои внукам. Наконец, он нашел потрепанную папку, развернулся и снова уселся с ней в кресло.
    - Вот здесь у меня лежит старенькая тетрадка – мои первые производственные конспекты. Лет тридцать я их не открывал.
    Пожилой человек поудобней сел в кресло, надел очки и стал листать старенькую тетрадку. Глеб с отцом тихонько пристроились около него и ждали интересного рассказа от бывшего заводского работника.
    Иван Семенович много лет проработал на Азовском оптико-механическом заводе. Ветеран труда, он и сейчас выглядел подтянутым и серьезным пожилым человеком, обладающим, для его возраста, прекрасной памятью.
    - А, вот, нашел, - наконец произнес дед. – Помнишь, Николай, мы с тобой еще в детстве задачки решали? – спросил он отца Глеба.
    - Да припоминаю. Ты меня этими задачами просто замучил, все хотел мою память развивать. Помню, конечно.
    - Вот именно, память развивать, - задумчиво произнес дед и поднял голову.
    - Да ладно уж, расскажу мою историю. Никому её не рассказывал. Если уж пристали, так наберитесь терпения и слушайте.
    Дед положил на колени раскрытую тетрадь, медленно снял очки и начал свое повествование.

    - Давно это было. В середине 60-х годов. Мы тогда с Василием Брайловским только закончили наш техникум и поступили на завод. Здесь открывался секретный цех. Это сейчас всем известно, что наш завод космическую оптику выпускал когда – то, а тогда это было абсолютно секретно. Мы с Василием считались молодыми специалистами, и уже через месяц нас отправили в Тулу и Брянск на смежные с заводом производства. Цель командировки нам не сообщали, просто надо было передать несколько бумаг из рук в руки и забрать у тех людей несколько документов. Так вот, выдали нам немного денег и отправили. Мы вначале в Брянск поехали на одни сутки, а потом на сутки в Тулу. Так все это и произошло именно в Брянске.
    На дворе стояло жаркое лето 1964 года. Мы с Василием сходили в указанное место, сделали свои дела и отправились на ночь в гостиницу. Она располагалась тогда почти в центре города, небольшое многоэтажное здание. Так вот, нас поселили на втором этаже. Поздно вечером к нам кто-то постучался. Василий открыл дверь, и в наш номер вошел человек средних лет, невысокого роста, с огромным лбом и с жиденькими волосами.
    - Ребята, вы уж извините меня, но у меня розетка барахлит, лампочка в настольной лампе мигает постоянно. А вы, я знаю, технари. Помогите мне, посмотрите розетку.
    «Откуда он знает, что мы технари?» - подумал я и быстро вскочил с кровати. «С удовольствием», - выпалил я и пошел в номер к незнакомцу.
    Он показал мне розетку, я быстро подкрутил пару винтиков, и мы сели за стол. Незнакомец положил свою руку мне на запястье и посмотрел в мои глаза.
    - Спасибо, молодой человек. Мне с этим самому не справиться, руки вообще ничего делать не могут, всю жизнь только головой работаю, - с улыбкой произнес он и вдруг резко отдернул свою руку от моей. Лицо его моментально стало серьезным.
    - Да, любезный друг, от нас обоих профессия требует держать язык за зубами. Вот только у меня это не получается, - задумчиво продолжил он.
    - А откуда вы узнали, что у меня именно такая профессия?
    - Долго рассказывать, да и не интересно. А ты не бойся, понравился ты мне. Позволь твою руку.
    Незнакомец вновь взял меня за запястье правой руки, склонил голову и закрыл глаза.
    - Хороший у вас город. Жаль, что мне не довелось в нем побывать. Ничего, когда – ни будь побываю.
    Незнакомец поднял голову и, не выпуская моей руки, продолжил.
    - Тебе предстоит проработать на вашем заводе больше тридцати лет. Несколько должностей сменишь, но всегда будет нужна хорошая память.
    Наконец, он отпустил мою руку и продолжил.
    - Давай поэкспериментируем. Я задам тебе несколько задач о твоем городе, а ты запоминай. Ничего не записывай, а запишешь задачки только в своем номере. Согласен?
    Удивленный столь необычным предложением, я кивнул головой и сосредоточился. Незнакомец опять взял меня за руку, уставился на меня своими большими черными глазами и, не моргая, стал зачитывать условия задачи. Это была не задача, а, скорее всего, его рассуждения. В эти минуты мне показалось, что, глядя мне в глаза, он не видит меня, а рассматривает какую-то картину. Создавалось впечатление, что он сканирует мой мозг. Я не смел пошевельнуться и внимательно запоминал его слова.

    Иван Семенович прервал свой рассказ, одел очки и взял с колен открытую тетрадку.
    - Вот эти записи, они сохранились у меня, - задумчиво произнес он. – Слушайте дальше. Незнакомец стал рассуждать:
    - Вот в 1885 году в вашем небольшом городке было 16600 человек. Из них – 6946 мужчин и 6134 женщины из коренного населения, 1187 мужчин и 1072 женщины – иногородние. 259 детей до года мы не будем считать. А вот в 1891 году население Азова уже составило 15640 человек. Из них – 7520 человек иногородних и 8120 человек коренного населения. Что за шесть лет число жителей вашего города стало на тысячу человек меньше, это и так понятно, но условие задачи не в этом. Если следовать такой логике, то, как ты думаешь, какое население вашего города будет в первый год XX века?
    Усвоил условие первой задачи? Но это еще не все. Вот, например, в 1886 году у вас в городе было четыре земских и мещанских училищ, мужская и женская прогимназии, а в 1893 году, кроме их, появилась еврейская молитвенная школа и одно частное учебное заведение 3-го разряда. Если следовать той же нашей логике, то сколько может возникнуть новых учебных заведений к первому году XX века? Все усвоил и запомнил? А теперь беги в свой номер и на память восстанови все мои цифры и постарайся решить мои задачки. Именно таким образом ты и сможешь развивать свою память.
    Незнакомец, наконец, отпустил мою руку и кивком головы показал мне на дверь. Удивленный и пораженный его памятью, я выскочил из номера, забежал в свой и быстро стал записывать все цифры. Не знаю, правильно ли я все здесь записал, но вот они эти цифры передо мною. Василий стал расспрашивать меня, что это я там пишу, и мне пришлось все ему рассказать. Вот откуда Василий потом и решил, что в ту ночь через стенку с нами в гостинице ночевал Вольф Мессинг. Дело в том, что на следующий день мы в городе увидели театральные афиши с его именем, и именно в это время он проводил свои «психологические опыты» в Брянске. Утверждать, что это был именно Мессинг, я не мог, а вот Васька Брайловский всем потом растрепался, что я с Мессингом общался. Кто его знает? Может быть, совпадение? Шарлатанство? Но откуда у этого незнакомца такая феноменальная память? Как мог человек держать такие цифры у себя в голове? Ведь он ни на секунду не задумывался, когда называл мне условия задачи. Просто выдумывал по ходу беседы? Тогда почему он так внимательно смотрел мне в глаза? После нашей командировки в Тулу и Брянск я несколько лет по всем архивам и статистическим отчетам искал данные населения Азова именно в эти годы, но так ничего и не отыскал. Так что, ребята, это ваша очередная задача: найти данные о населении нашего города в 1885 и 1893 годах. Соответствуют ли цифры таинственного незнакомца реальным?

    Пожилой человек вздохнул, закончил свой рассказ – воспоминание и закрыл тетрадку.
    - Ну ты, батя, и даешь, - протяжно, почти шепотом произнес отец Глеба, первым опомнившись от рассказа Ивана Семеновича. – Как это тебе все удалось тогда запомнить и записать в тетрадку?
    - Дед, а ты потом что-нибудь еще слышал о Мессинге? – продолжил вопрос отца Глеб.
    - О Мессинге я больше никогда ничего не слышал, но долго интересовался его судьбой. Информации в газетах не было, я от друзей и знакомых позже узнал, что Вольф Григорьевич Мессинг умер в 1975 году в возрасте 76 лет. Свою тайну он унес с собой в вечность. Все разговоры о нем сейчас противоречивы, никаких подлинных документов почти не осталось.
    - Теперь понятно, откуда дед Васькин знает о тебе, - переводя дух, произнес Глеб.
    - Да говорю же вам, придумал все Василий Брайловский. Может быть, тот мужик и не был никаким Мессингом. Может быть, просто совпадение.
    - Ну, ты скажешь, отец, совпадение, - перебил его отец Глеба. – Такое раз в жизни случается. А почему ты никогда мне об этом не рассказывал?
    - А ты и не спрашивал, да и некогда все было, - с улыбкой возразил ему Иван Семенович.

    На несколько минут в комнате воцарилась удивительная тишина. Отец с сыном, пораженные услышанным рассказом, молча смотрели на любимого ими человека и открывали в нем неведомую до этого новую личность..
 
              *****