Кому в Пермском крае жить хорошо?

Василий Гапонов
Вот уж третью неделю пребываю в Пермском крае. У Некрасова в аналогичном произведении семь мужиков ищут счастливого человека по всей Руси, а я вот и об одном крае сказать толком ничего не могу кто тут счастливец. Честно говоря, исключительно между нами, мне всегда казалось счастье категорией сугубо личной и особо не зависящей от внешних условий.

Можно спать и на матрасах, набитых баблом, но быть несчастным челом с самой угрюмой физиономией. Вот сегодня видел 20-летнего инвалида в коляске, когда его поздравляли с Днем рождения и он в радости пел песню со словами "Я хочу жить", между тем у него ноги неподвижны и координация нарушена. И ведь в одной и той же стране живут!

30-го ноября довелось съездить в Чернушки - это небольшой поселок на юге Пермского края, где-то в километрах 250 от столицы края. Могу сказать, что дороги тут отличные, хотя лет 10 назад они выглядели ужасно разбитыми. Не знаю, может они обычно в ином состоянии, а это так отремонтировали к моему приезду?

Более того, от самой Перми до Кунгура строится новая трасса, более широкая и, что самое важное, короче на 12 километров. Ясно, что перспективы развития региона от этого только возрастут. Это все обнадеживающие тенденции.

И вот наше авто авто в умелых руках Виталия рассекает просторы, а сбоку лежат - как мне кажется! - непроходимые леса. То и дело с обеих сторон выныривают небольшие села. Уинский район, если верить дорожному указателю.

- Здесь больше живет татар - ввел в курс дела водитель.

- Не ссорятся на межнациональной почве? - это, я, значит почемучкаю.

- Неее, я такого не слышал ни разу.

Тут на меня находит приступ философии на тему "Как тут с бытием" и спрашиваю:

- А как тут живется в сельской местности? Хватает ли народу на прожитье?

Виталий на мгновение задумался, а потом уверенно так, словно я у него его ФИО спросил, отвечает:

- Я знаю точно, что татары в селах живут лучше русских!!

- Ого!! - тут уже я прозрел от его уверенности - А откуда ты знаешь?

Тут показалось очередное село и мой автогид по местным достопримечательностям ткнул пальцем в ближайшую кучку домов:

- Видите вот эти крашенные дома?

Точно, вижу. Фронтоны и стены в синих и желтых красках. Причем не просто бревна покрашены, а все дома облицованы тесанными досками и смотрятся на фоне серых бревенчатых соседей даже в чем-то по щегольски.

- В этих домах живут татары - пояснил Виталий.

Прикольно! Все живут в одном месте, работают на одних работах: у того же скота, на тех же полях, но как все по разному живут!

- И отчего это так?

- Известно от чего: татары практически не пьют.

Получается, при одном и том же доходе, один пропускает денежку через стеклянное горлышко в луженое горло, а другой все для дома. Пока один пьет, другой ремонтирует и красит. Причем, здесь дело не только во внешнем виде жилья. В татарском варианте оно не только краше, но теплее и долговечней.

И главное, речь идет не о каком-то там одном селе! Стал приглядываться и точно, можно эту разницу последить в каждом населенном пункте. В самом районном центре Уинск в поле зрения попал дом с прекрасным резным узором. Жаль, но мой мобильник эту красу снял довольно-таки некачественно, но даже и так можно кое-что рассмотреть.

В целом же, как мне показалось, состояние сельского хозяйства оставляет желать лучшего. То там, то здесь вдали от трассы виднеются постройки сельскохозяйственного предназначения. У всех зияют пустотами выбитые окна, местами проломлены крыши, а кое-где и разломаны стены. Когда там что-то блеяло, мычало, блеяло и хрюкало, но теперь там только вольный ветер гуляет.

Уж и не знаю, вынудят ли санкции восстановить эти руины? Может оживет еще все и завертится там жизнь?

И все-таки удивительно: в одном государстве живем, примерно в одних условиях, но живем по разному и нет уверенности, что если в каждую серую избу занести по 1000 долларов, то она преобразится в татарский дизайн. Таки не в одних деньгах счастье-то...