Что наша жизнь? Мираж

Вячеслав Абрамов
Если говоришь кому-то: «Это твои иллюзии», - фактически ты утверждаешь, что человек ошибается.

«Тешить себя иллюзиями» - значит бесплодно мечтать, при этом можно даже «дурковать».

Наличие иллюзий считается если не чем-то предосудительным, то, во всяком случае, не положительно характеризующим качеством.

При этом тот, кому вменяют иллюзорность взглядов, чаще всего искренне убеждён в безусловном искажении рассматриваемых понятий оппонентом. И всё, - тупик. С бесконечными противоречиями и выяснениями отношений…

А как жить без иллюзий, если жизнь – иллюзия? В текущий момент – нечто видимое, ощущаемое. Потом, как прошло, оставшись только в голове - воображаемое, виртуальное. Видения, мираж.

Мой мираж плывет надо мною
А я опять, плыву по теченью…
Миражи, - Это наша жизнь…

Даже в хитах об этом проникновенно поётся. Про миражи не в смысле конкретных оптических иллюзий, а в смысле иллюзий нашего сознания. Мираж отличается тем, что его ты можешь видеть, а иллюзии ты сам себе придумываешь.

И они становятся реальностью, они существуют не только в мифах и сказках, а везде. Продвинутые психологи и многие другие специалисты утверждают, что восприятие человеком мира практически состоит из иллюзий.

Посему, есть смысл «перетереть», что это такое – иллюзия.

Возьмём для разбора уже озвученную оптическую иллюзию – мираж. Мираж наблюдается. Наблюдение - это не иллюзия, но то, что наблюдается – уже иллюзия.

Сами по себе иллюзии как явления существуют, но то, что видится в них как действительно существующее, в действительности не существует. Мираж или сон - явления существующие. Но то, что видится внутри миражей или снов, является иллюзией. Это лишь видения, являющиеся каким-то отражением действительности. Причём отражением искажённым.

Самое простое и в то же время полное определение: иллюзия - это субъективное явление, отличное от реального восприятия.

Однако конкретного обоснования, что можно считать иллюзией, а что нельзя, у нас нет. Потому как реальное восприятие – это нечто такое усреднённое, конвенциальное. Приняли большинством голосов и согласились, что считать реальным, а что нет.

Учёные мужи-исследователи установили, что мозг работает не в полную силу, а только на 10 %, да и то – далеко не у всех. И как раз это лежит в основе объяснения, как образуются иллюзии в мозгу человека. То есть мозг «не догоняет», он бо'льшей частью переосмысливает события. И органы чувств тоже воспринимают не всё происходящее, а только то, что является главным в каждый конкретный момент жизни. Они и не могут всё воспринять, ибо их диапазон весьма ограничен.

Некоторые психологи называют это функцией «выживания», то есть мозг воспринимает только те явления, которые ему необходимы для условного выживания именно в этот момент, в этих условиях.

Люди зрячие больше всего доверяют тому, что видят. И уверенно считают увиденное своими глазами самой что ни на есть реальностью. При этом зрительные иллюзии давно изучены и успешно используются, например, фокусниками. Но фокусники – на сцене, а вокруг - все мы, «сами себе фокусники». 

Глаза выполняют функцию сканера, то есть просто «считывают» информацию, причём в очень узком диапазоне, после чего передают её в мозг. А мозг уже «рисует» на внутреннем «экране» целостную картину. Если мозг получает неполную или незнакомую информацию, то он самостоятельно «додумывает» и «дорисовывает» картинку, исходя из предыдущего опыта.

Мы легко можем увидеть то, чего нет. И не заметить того, что есть.

Взирая на космический корабль, представитель нашей цивилизации опознает, а значит, и увидит «у себя на экране» космический корабль. А для аборигена с острова Кука даже каравелла этого славного мореплавателя была неопознанным плавающим объектом. И что он там у себя внутри увидел, никто из цивилизованных никак не увидит и понять не сможет…

Констатируем, что органы чувств воспринимают только мизерную часть реальности, да и эту часть мозг не в состоянии мгновенно принять, проанализировать, обработать, и, главное, сохранить в памяти. Поэтому мы «выхватываем» знакомые признаки, считая их ключевыми, и на их основе «дорисовываем» общую картину.

Люди различных рас по-разному воспринимают людей другой расы, для них они все кажутся на одно лицо.

Мало того, часто явление или объект дополняется мозгом подробностями, которых не существует, но которые человек подсознательно хочет увидеть. Простой психологический опыт: одну и ту же картинку люди разной профессии, образования и возраста, трактуют по-разному.

Это уже можно отнести к психологическим иллюзиям, по-научному называемым когнитивные. Они играют в жизни человека намного бо'льшую роль, чем он об этом догадывается. Иллюзии этого типа создаются на ошибочном мышлении и шаблонах. Элементы предыдущих знаний и опыта дают эффект предубеждения.

Роль таких иллюзий сугубо адаптивна. Другими словами, человек не имеет возможности думать при восприятии событий, этот процесс происходит автоматически. Кроме того, в большинстве случаев человек «на автомате» заключает, что подобная ситуация уже была, и действует аналогичным образом.

Основным иллюзорным восприятием этого типа можно назвать поведенческий стереотип. К нему можно отнести эффект «общего мнения» - то есть стереотип мышления окружающих. И туда же суём ошибочное подтверждающее мнение из серии «все так считают»...

Стоп-стоп, вернёмся к началу: реальность называют реальностью как раз потому, что все так считают. Но развитие основывается на том, что кто-то вдруг начинает видеть и считать иначе, - и именно такое открытие меняет прежнюю реальность…

Для понимания полезно будет «осмотреть и понюхать» и другие «цветочки» из букета психологических иллюзий.

К серии «все так считают» относится и оценка ситуации по типу «этого не может быть». Какое «радужное восприятие» действительности такая позиция даёт! Ожидание неизвестного всегда пугает, поэтому человек заранее выставляет иллюзорный барьер.

Очень много психологических иллюзий имеют в своей основе веру. На самом что ни на есть бытовом уровне почти все верят в приметы.

Не только психологам хорошо известен фактор наблюдения, при котором человек начинает вести себя иначе, чем наедине с собой.

Эффектом Хоторна называется ситуация, при которой интерес к проводимому эксперименту, событию, или повышенное внимание к какому-то вопросу приводят к ошибочному, искажённому, заведомо благоприятному результату.

Оксюмороны в обычной жизни человека создают и иллюзии памяти (криптомнезия), представляющие собой путаницу в собственных воспоминаниях и рассказах очевидцев. Взрослые люди часто путают свои детские воспоминания с рассказами родственников. Разновидностью этого явления является эффект ретроспективного искажения – когда при совершении какого-либо события человеку часто кажется, что он его предвидел.

Пословица «Нет ничего хуже, чем ждать и догонять» имеет в своей основе иллюзию времени. Это явление известно каждому, время пролетает незаметно, когда у человека всё хорошо, и тянется бесконечно, когда ему скучно и неинтересно.

Явление плацебо представляют как фокусирование восприятия человека на уверенности в происходящем. Практически все врачи и психологи знают, что действенность подобного эффекта (собственно, иллюзии) очень высока.

Ноцебо представляет собой явление, при котором сознание человека, анализируя происходящее, выдаёт определение этой ситуации. Например, если ощущает тошноту и вспоминает, что он перед этим ел грибы, то тут же уверяет себя, что отравился. Кстати, это обратимое явление - если человека убедить, что он съел отравленное вещество, он немедленно начинает ощущать, что ему «поплохело». Мнительные люди доводят себя до настоящего заболевания, находя у себя признаки определённых, несуществующих у них болезней.

Эффект с колоритным названием «психогенной пурпуры», именуемый ещё синдромом Мюнхгаузена, встречается в жизни очень часто – это желание обратить на себя внимание любыми путями. Этот вид иллюзии связан практически всегда с неустойчивой психикой, неуверенностью в себе, отсутствием самодостаточности и неустроенностью в жизни, что компенсируется внушением себе мнимых ролей и ложью окружающим.

Вспомним ещё «Стокгольмский синдром», когда после длительного общения террорист и заложник отбрасывают причины, которые свели их вместе, и начинают сочувствовать друг другу. Это считали последствием травматического психологического стресса и только недавно эксперименты учёных показали прямую связь этого явления с психологической иллюзией восприятия.

Таких чудес восприятия с отражением ещё множество. Их даже классифицировать трудно. В нашем цивилизованном обществе, куда ни повернись, трудно разобраться, где правда, где фантазия, где предрассудки, а где ложь. Картина искажена. А если ещё и разбираться в картинках, которые сначала отражаются в голове, потом дорисовываются, стираются и перерисовываются… Сами рисуем, сами смотрим и сами в эти картинки потом верим…

С искажениями «картин жизни» связаны иллюзии, условно называемые культурными. Особый ракурс картины жизни формируется в сознании человека существующими вокруг него особенностями культуры, обыденными предрассудками, а так же стараниями всевозможных политтехнологов и прочих манипуляторов.

Рядом «за ручку» с культурными идут социальные иллюзии, следом – экономические. Эти уже  не сами по себе, их всё чаще накачивают нужным кому-то содержимым. Имитация событий и явлений, замена существующих реалий новыми иллюзорными моделями.

Рассмотрим учёный взгляд на подсознательную историю этого явления. А этот взгляд говорит о том, что без иллюзий мы, оказывается, нежизнеспособны.

Одной из главных черт зрелого в личностном плане человека психологи (и с ними психиатры) называют его способность к достаточно комфортному, не ущемлённому существованию в одиночестве. Не ущемлённое психологически состояние одиночества подразумевает психологически нормально сформированную осознанность своего Я, способность принять и осознать себя в сложившейся действительности без компенсирующих одиночество объектов или средств.

Впервые с переживанием собственного одиночества человек знакомится в раннем детстве, в конце первого или начале второго года его жизни. Ребёнок начинает осознавать своё отдельное от матери существование, а также и собственные «границы», то есть ограничение собственных возможностей. В психологии это называется «психологическим рождением».

В тех случаях, когда знакомство и осознание реальности было связано с неприятными и травмирующими для психики моментами, человек мало будет способен к существованию в одиночестве. И получается так, как в ещё одной надрывной песне, где одиночество - не только сука, но и сволочь, и скука.

Но неприятности и страдания – это условия жизни. Притом, живём мы в «стаде». И выходит, что существовать в одиночестве несчастный человечек мало способен. А к существованию в стаде, хочешь, не хочешь, надо приспособиться, иначе – затопчут. И выделят тебя как индивидуальность только тогда, когда затопчут. Надо быть как все, но никому со своим «я» ты не нужен.

Без полученного в детстве опыта, подстраховывающего иллюзии восприятия окружающего, одиночество ощущается как дискомфорт и стресс, его сопровождает чувство тревоги, пустоты в душе и ощущение заброшенности. Парадокс в том, что те же негативные ощущения более остро  действуют в толпе.

То есть, опыт иллюзий в детстве придаёт человеку… адекватность восприятия в зрелом возрасте. Фантазийные детские иллюзии являются той сферой сознания, которая в будущем заполняется культурными и социальными иллюзиями различного происхождения - религией, искусством, служением людям или мамоне, и прочим.

Если не происходит замещения понятий и положительных образов, то на смену детским иллюзиям приходят алкоголь или наркотики, подсознательное желание уйти от мира, от переживания ощущений потерянности и одиночества.

Не получится реалиста из живущего в сюрреализме. Человек порождает иллюзии или иллюзии порождают человека?

Не вдаваясь до поры до времени в другие сложности изделия «человек», уже можно утверждать, что ему чем-то… может быть, кем-то… ну и зачем-то уготована такая участь – детские сказки замещать более взрослыми, жить среди иллюзий и питаться иллюзиями. Чем, кем и зачем – это материал другого уровня.

У живущего дерева есть корни, есть ствол, есть ветви и листочки. Могут быть и плоды. Вся эта система пронизана пронизана капиллярами, по которым тянутся питательные соки. Снаружи дует ветер, идёт дождь, ползают жуки и черви.
Мы пока что порассуждали о том, как ветер, дождь и паразиты могут действовать на листву. Не пожелтеем и не упадём – поговорим ещё.