Дядя Валя

Виктор Постников
Первый раз мне дали порулить, когда мне было 5 лет.  Я хорошо помню этот день.  Я сидел у него на коленках и вел  «Победу» вдоль Политехнического института.  Первое значительное событие в моей жизни.   

Но больше всего, я любил спать на заднем сидении. Сидение было покрыто простой полотнятой тканью,  прохладной на ощупь,  и я любил прижиматься к ней щекой.   Ночью можно было просыпаться и наблюдать  за мерцающими огоньками на передней панели автомобиля.  За окном было темно, и несущаяся вперед машина представлялась мне фантастическим кораблем.   

Я любил поездки по ночному городу, в предновогоднюю ночь.  Тогда, в 50-х, город не был в особенности разукрашен, но даже те немногие,  висевшие на домах тусклые гирлянды, создавали ощущение  праздника. А главное, что мы ехали к дяде Вале.

Ехать нужно было через весь город,  на Лукьяновку, поэтому езда занимала не менее часа.  Дом старинный, одноэтажный, за высоким забором. Это был совершенно другой мир, не похожий на нашу квартиру в центре города на четвертом этаже.   В доме жила большая овчарка Пират, вызывающая у меня смесь восторга и страха.  И, конечно,  там  была Олечка, с которой можно было играть в разные игры, или просто исследовать комнаты дома.  В комнатах было множество красивых старинных вещей. Во дворе стояла старая «эмка» и мотоцикл. Это богатство принадлежало дедушке Оли, Ивану Терентьевичу, участнику автомобильных гонок в 30-х гг. Все  члены этой семьи прекрасно водили машину и мотоцикл. 

За домом большой сад, в котором росли вкусные груши, на стенах дома вился черный душистый виноград, из которого делали вино. Я любил праздники в этом доме, шутки и смех не умолкали.  Некоторые, услышанные в детстве шутки, сопровождают меня до сих пор. 

Почти каждые выходные мы выезжали в лес - зимой, чтобы покататься на лыжах, весной, чтобы  полюбоваться сном,  летом,  пособирать землянику, осенью – грибы.   Картины природы, увиденные в раннем детстве, накрепко засели в уме.  И трудно оторвать эти картины от встреч с дядей Валей.  После поездок в лес, как правило, мы собирались все дома и веселье продолжалось до самой ночи.

Поездки на море – особая радость.  Я просыпался рано утром, когда еще было темно.  Дома все готовились к дальнему путешествию.  Помню первые минуты, когда мы выезжали, это радостное волнение  трудно передать словами.
Ехали через юг Украины,  заезжали в небольшие города, чтобы пополнить запасы еды, останавливались в живописных местах,  чтобы перекусить и поспать пару часов.   Так я знакомился с природой и архитектурой небольших украинских городов.  Эти города  мне  положительно нравились,  просторные, чуть сонные,  залитые солнцем, с небольшими рынками и приветливым простым народом.

Приезжали в Коктебель засветло. Надо было поставить палатки, натянуть тенты.  Кэмпинг находился недалеко от мыса Юнге.   Теперь я понимаю, что место выбиралось не случайно. Как я узнал впоследствии, Зоя Ивановна, жена дяди Вали,   по линии матери приходилась родственницей жене известного коктебельского врача Э.А. Юнге, и поэтому девочкой отдыхала в Коктебеле до войны в доме Юнге. 

В 70- годы, по решению горсовета, дом дяди Вали и сад подлежал сносу, а на его месте должны были построить многоэтажку.  Все попытки сохранить старинный дом оказались безуспешными. После этого жизнь у нас всех резко изменилась.

Самые большие елки привозил дядя Валя.  Это были елки,  достающие до небес.   


 4/12-2014.