Библейские мотивы в Легенде о Герое и Демоне

Рона Михайлова
Итак, начнём.
С некоторых пор автор этой статьи увлекается изучением христианской Церкви как исторического явления. Будучи человеком крещёным в соответствии с православными традициями, но не истово верующим, автор подходит к религии с научной точки зрения. И особенный интерес для неё представляют библейская мифология (здесь упомянем ещё и иудаизм) и символика.
Нижеследующие постулаты, теории, формулировки и определения основаны на личных изысканиях автора, но ни в коем случае не вымышлены ею. Ссылки присутствуют на тот случай, если у вас возникнут сомнения в достоверности приведённых данных. Возникнуть они должны по определению, так как религиозные темы - скользкая дорожка и благодатное поле для жарких споров. Посему все вопросы - к историкам и теологам. Они точно знают, что из этого - правда, а что - нет.


За свою более чем двухтысячелетнюю историю христианство успело занять пьедестал крупнейшей мировой религии по числу приверженцев. В христианстве, как и в иудаизме, Бог (Владыка, Высшее Существо) носит имя Яхве... но не станем углубляться. Эта статья публикуется не за тем, чтобы проследить различные вехи в истории Церкви. Здесь мы затронем конкретную связь библейских сюжетов и японской анимации на примере «Легенды о легендарных героях» (Densetsu no Yuusha no Densetsu).

Несмотря на то, что японцы в большинстве своём проповедуют традиционный синтоизм, сериалы на христианскую тематику у них в ходу. «Крестовый поход Хроно» (Chrono Crusade), The Qwaser of Stigmata, «Кровь Триединства» (Trinity Blood) - это только первое, что приходит на ум. Христианские догмы в данных произведениях переданы весьма вольно и зачастую не имеют ничего общего с реальностью. Впрочем, это и не удивляет - ведь в этом и есть всё своеобразие аниме: бесшабашный отрыв от реальности с опорой на существующую действительность. В том же The Quaser of Stigmata смешение набожности с неприкрытым, порой даже абсурдным эротизмом оставляет яркое впечатление - не всегда положительное. Кому-то по вкусу, кому-то - нет; но это личное дело каждого. Важно то, что тенденция налицо, и японская анимация полна христианскими и иудейскими именами и символами.

И, судя по всему, «Легенду о легендарных героях» не миновала чаша сия. На первый взгляд это может показаться странным, ведь в «Легенде...» христианской Церкви не существует как таковой - фэнтези чистой воды. Вымышленная эпоха, вымышленный континент, абсолютно вымышленный сюжет. Современность здесь причудливо сплелась со Средними Веками, и проявляется этот симбиоз практически во всём: в моде, в технологиях, в речи, в государственном устройстве... Всего стран около дюжины. В аниме-версии неполно отражены религии мира, а вот первоисточник - оригинальные новеллы - куда подробнее повествует о том, что существует минимум две Церкви: Эктар и Сулуа. Первая является преобладающей на континенте Менолис; последняя названа именем Бога империи Руны, который также упоминается в мантрах и заклинаниях. Помимо того, маленькая северная провинция Гастарк, превратившаяся в позднее в величайшую империю, так же, как и Руна, исповедует собственную религию - веру в Жрецов, жителей иного мира, которые и создали континент Менолис вместе с Гастарком и населили его людьми, демонами и тварями.

И прежде чем мы остановимся на Жрецах (ведь именно они - лейтмотив всея сюжета), спросите автора: при чём здесь христианство?

Вот и автор думала, что не при чём, и совершенно не брала это в голову, пока не принялась пристальнее изучать первоисточники «Легенды...» И в какой-то момент совпадения начали прямо-таки бросаться в глаза. Местами символика мира перекликается с Библией. Рассмотрим несколько самых ярких тому примеров.

1. Альфа Стигма, «проклятые глаза». В мире «Легенды...» существуют пять типов так называемых «проклятых глаз», и Альфа Стигма считается опаснейшей из них. Суть в том, что человек, наделённый ею, способен в мгновение ока распознать, скопировать и впоследствии использовать практически любое магическое заклинание, минуя при этом годы тренировок. Ко всему прочему, в манге Альфа Стигма позволяет носителю обнаружить неподалёку чьё-либо присутствие методом сканирования местности. Существенный минус: рано или поздно, в момент сильного эмоционального потрясения, носитель попадает под влияние своих «проклятых глаз» и буквально сходит с ума. Он уничтожает всё на своём пути, не разбирая, кто друг, а кто враг, обуреваемый единственным желанием - «стереть всё, начисто, в пыль». Единственное желание становится и последним, так как в процессе носитель погибает. Достоверно известно, что Альфа Стигма проявляется у человека в возрасте семи-восьми лет, и такие дети (все, как один, темноволосые и кареглазые) не доживают и до десяти. Эта способность не передаётся по наследству и не касается детей, родившихся на Юге континента. Также она не касается отпрысков благородных семей. Главный герой «Легенды...», южанин Райнер Лют, является исключением почти из всех перечисленных правил (и вовсе, кстати, не потому, что он главный герой).
Признак Альфа Стигмы - это символы в глазах носителя в виде пятиконечных звёзд. Нам они широко известны как пентальфы (они же пентакли и пентаграммы). Эти символы знакомы всем от мала до велика... и практически у всех ассоциируются с нечистой силой, злом и сатаной. Глядя на то, как буйствует носитель Альфа Стигмы, поневоле с этим согласишься. Тогда как истинному, первоначальному значению пентальфы около пяти тысяч лет, и оно связано с исцелением, божественной защитой, любовью. Это Знак Магов. Это был священный оберег, но никак не проклятый символ. Для иудеев пентальфа - образ священного Пятикнижия; для христиан - напоминание о пяти ранах распятого Иисуса Христа.
Два противоположных значения отражены в Альфа Стигме. Символы в глазах Райнера Люта вращаются, и пентальфы принимают то прямое положение - знак Бога, то перевёрнутое - знак Дьявола в виде головы козла.
Если "Альфа" - производное от "пентальфы", то почему "Стигма"? Есть ответ и на это. Носитель, теряя разум и обращаясь в безумие, прикладывает обе руки к глазам, и на его ладонях появляются те же пентальфы, в процессе уничтожающие всё, на что нацелены. Название этому - стигматы. Это «болезненные кровоточащие раны, открывающиеся <...> на тех участках тела, на которых предположительно располагались раны распятого Христа». Поэтому название "Альфа Стигма" отнюдь не случайно.

2. Крест. Центральный символ христианства в контексте «Легенды...» был незначителен до 14-го тома «Легенды о Великих легендарных героях» (вторая серия новелл). С ним были связаны «проклятые глаза» Ино Дуэ, таящие почти такую же опасность, как и Альфа Стигма. У носителя Ино Дуэ в глазах виднеются сверкающие символы-кресты. Притом они утрачивают своё святое значение, так как носитель обретает сверхъестественную силу, скорость и реакцию, промышляя каннибализмом. Первой жертвой носителя становится его мать, пока он ещё растёт в материнской утробе. Впоследствии это - настоящие чудовища, безжалостные и практически бессмертные.
Однако, обложка и иллюстрации 14-го тома «Великих героев» (последнего на данный момент) демонстрируют нам Люсиля Эрис, распятого на кресте. Образ совершенно не требует объяснений. 

3. Альфа и Омега. В аниме эти образы никак не раскрыты. Вот послушайте, что говорят новеллы: известные нам Метод Решения Всех Уравнений и Компилятор Всех Уравнений (поглощённые Райнером Лютом и Люсилем Эрис соответственно) шли в комплекте с двумя проклятиями монстров. Первое проклятие, называемое Альфой, было наложено на Метод Решения; а Омега, второе проклятие - на Компилятор. Оба они имеют вид жутких метафизических монстров. Ответственность за них несут Богини - уродливые дьявольские создания, в своём бесконечном голоде жаждавшие уничтожить мир. К слову, они бывают женского и мужского пола, но и те, и другие называются Богинями.
Как известно, Метод Решения [Райнер Рид] и Компилятор [Эрис Рид] - это две половинки Одинокого Демона (если вам, дорогие читатели, всё-таки неизвестно, то об этом ниже). Долгое время они были заточены в тайниках Дома Эрис. И когда они оба были поглощены, Богини, не желая допустить возвращения Одинокого Демона в этот мир, наложили на каждый по проклятию. В припадке безумия, насланного Альфа Стигмой, Райнер Лют (из-за Метода Решения он - единственный носитель, который не может умереть в процессе) повторяет: «Альфа приносит уничтожение. Затем - возрождение...» Это же твердит и Люсиль Эрис, убивая своего отца: «Вначале приходит уничтожение... Затем возрождение... Уничтожение... Возрождение...» Их устами говорят Альфа и Омега, проклятия, сидящие внутри них.
В христианской религии альфа и омега означают самого Бога - «Аз есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний» (Откр. 22:12-13). Смысл - начало и конец всего сущего - как нельзя кстати перекликается со словами Альфы и Омеги, да и с философией «Легенды...» в целом.

Пока что достаточно.
Теперь о причинах, побудивших автора написать эту статью. Вышеизложенные примеры - лишь следствие изучения автором мифологии мира с целью сравнить отдельные мифы с библейскими сюжетами.

А началось всё довольно невинно: автор, желая узнать значение слова "андрогин", прочла несколько статей и добралась до Википедии. Где и нашла любопытную теорию о том, что, якобы, первый человек, известный как Адам, был андрогином - то бишь, сочетал в себе признаки и мужчины, и женщины. Его можно назвать как бесполым, так и обоеполым. Лишь позднее Бог отделил от него Еву, и хотя внешне Адам остался всё тем же, его разум был нынче только мужским. До того он жаловался на своё одиночество - ведь и в самом деле первый и единственный человек был одинок, как никто.

Тут-то автору и вспомнилось, что Одинокий Демон Райнер Эрис Рид, центральная фигура всех мифов Менолиса, также был беспол. Ну, или обоепол. Кому как нравится.
А что было дальше? Правильно. Павший Тёмный Герой разделил Одинокого Демона на две части: мужчину Райнера Рида и прекрасную деву Эрис Рид.
Этакое интригующее совпадение. Давайте вспомним всю легенду.

В параллельном измерении, называемом Элел, обитали Жрецы - создания, наделённые невероятной силой. Облик Жрецов казался воистину нечеловеческим, это сразу было заметно. Они ярко пылали, пускай и не божественными свечениями; а вот чувства их были, напротив, холодны. Проповедники мира Элел были уродливы телом. Именно они создали мир, в котором находится континент Менолис. На самом деле Менолисом звали Бога, спину которого попирали созданные Жрецами люди и Богини.
Так, они создали мир, создали ужасных Богинь, создали людей. Жрецы запрограммировали Богинь ощущать вечный голод и питаться, питаться, питаться...
Однажды программа дала сбой, и Богини убили Менолиса. Они принялись пожирать его труп. Стремясь остановить это, Жрецы свели с ума одного из Богинь по имени Аслуд Роланд. Он стал Сумасшедшим Героем, Павшим Тёмным Героем, у которого лишь одно предназначение: уничтожить прогнивший за целую тысячу лет мир и построить на его осколках новый, светлый, чистый. Такова была программа, заложенная в него Жрецами. Они задали цикл: этот мир проживал всего тысячу лет, чтобы быть полностью уничтоженным, очищенным от расплодившейся грязи. Люди раз за разом получали реинкарнацию в новом мире - и всё начиналось сначала. («Уничтожение... Возрождение...»)
Так, Аслуд Роланд взял в руки тёмный меч и принялся убивать Богинь, сокращая их численность. Но меньше их не становилось. Роланд боролся, боролся, боролся, но ничего не мог сделать.
Тогда Богиня Милк Эфиллет (прежде она и Роланд были любовниками) отвела его на Юг, где, по преданиям, жил Одинокий Демон - существо, ненавидимое Богинями. Даже Жрецы не знали о нём ничего - они-то уж точно не создавали его. Демон был страшно одинок с самого дня рождения. У него не было пола. Он не испытывал голода и прочих потребностей - только тоску. Он обладал удивительной силой, называемой «Все Уравнения» - она позволяла стереть саму материю этого мира и создать её заново. Поэтому Богини боялись его, и поэтому его сила нужна была Роланду.
По легенде, Одинокий Демон и Павший Тёмный Герой стали друзьями, и потому Демон сам отдал ему часть себя - целую половину. А когда Герою понадобилась вторая - отдал и вторую. С этой силой Аслуд Роланд сумел одолеть Богинь, создал империю Роланд, и с тех пор континент Менолис процветает.
Как было на самом деле? Аслуд Роланд сам разделил Одинокого Демона своим мечом, несмотря на сопротивление. Так и появились две половинки - прекрасная дева Эрис Рид и юноша Райнер Рид. Разделились и Все Уравнения - на Компилятор Всех Уравнений и Метод Решения Всех Уравнений. Вначале Роланд поглотил деву Эрис, а затем и Райнера.
Интересно, что всё это время его сопровождала та самая Богиня Милк Эфиллет, которая неожиданно влюбилась в Одинокого Демона. Но не смогла сделать ничего.
Но однажды Жрецы предсказали герою Рифалу Эдиа Изначальному, основателю империи Гастарк, что однажды, в конце всех этих реинкарнаций (в ходе которых Аслуд, Эрис и Райнер принимали новые и новые обличия, и история всякий раз повторялась: Райнер и Эрис поглощались Аслудом) Сумасшедший Герой будет повержен, и тогда Богиня и Демон уничтожат мир.

Вот такая история. И сразу же - масса сходных черт с библейскими преданиями об Адаме и Еве.
Дело даже не в том, что Адам и Ева были разделены. Поглощение Аслудом Роландом обоих половинок прямым образом напоминает Грехопадение. Вначале была искушена Ева (Эрис Рид была поглощена обманом), а затем - Адам (Райнер Рид дал себя поглотить добровольно, последовав за Эрис). И этим они прокляли себя. Первые люди были изгнаны из рая; а две половины Одинокого Демона были прокляты навеки - «...только несчастный, одинокий, глупый демон был возрождён таким же, каким и был прежде, и был обречён он целую вечность плакать в страданиях и муке» (Легенда о Павшем Тёмном Герое и Одиноком Демоне). Он был лишён вечной жизни и подвергнут вечным страданиям.

А обманут он был Героем - и в этом его образ Змея-Искусителя. Ведь в легенде, которую рассказывают на континенте Менолис (притом не зная правды), Герой с обескураживающей честностью, граничащей с хитростью, заставил Демона принять решение. И Демон, не до конца понимая всю обречённость своего поступка, отдал ему половину себя, тем самым обрекая свою душу на вечные муки.

Учитывая, что программа «Змея» (назовём её так) была вложена в Павшего Тёмного Героя самими Жрецами (выступающими в этой адаптации библейского сюжета в роли Господа, сотворившего небо и землю), "Грехопадение" приобретает весьма двусмысленное значение.

И всякую тысячу лет наступает апокалипсис: мир Менолиса уничтожается Героем, и всё начинается с самого начала. Всё так, как было запрограммировано Жрецами.

В главах новелл сейчас идёт 990-ый год, следовательно, мир будет уничтожен спустя десять лет, и у главных героев в очередной раз есть время, чтобы этого не допустить. В предыдущие реинкарнации, предыдущие разы, Демон в образе двух своих половин вновь и вновь давал Герою поглотить себя, и тот с лёгкостью уничтожал мир, чтобы построить новый. В этот раз... кто знает?

Как бы там ни было, в контексте данной статьи, подходящей к концу, итог не так уж и важен. История Одинокого Демона до боли напоминает историю Адама и Евы за некоторыми уточнениями (если принять за аксиому тот факт, что Адам был обоепол). Осознанно или нет, но Такая Кагами, автор новелл, практически воспроизвёл библейскую историю в совершенно новой реальности. Ведь после того, как Одинокий Демон был поглощён впервые, началась долгая история людей Менолиса, которые обречены были жить в этом мире, как на пороховой бочке, сражаться и воевать, умирать и убивать... в общем, жить обычной человеческой жизнью. Тогда как Жрецы желали уготовить людям жизнь совершенно иную... но из-за Богинь, увы, всё пошло не так. Одинокий Демон совершил своё грехопадение и дал начало новым и новым апокалипсисам.

Раз уж мы упомянули о Богинях, посмотрим ещё и на Милк Эфиллет - злобную, языкастую, но весьма красивую в отличие от остальных Богинь. Автору она представляется этакой Лилит (в различных не совсем достоверных теориях Лилит - первая жена Адама, ещё до Евы). Лилит была создана из глины, так же как и Милк Эфиллет - из тела Бога Менолиса, как и любая Богиня. Лилит была злым созданием, воплощением ночи - то же можно сказать и про Милк. Слёзы Лилит даруют жизнь, но её поцелуй приносит смерть. Лилит - создание-змея, порождающая змей; Милк была любовницей Змея-Героя. Она не пожелала подчиниться Адаму, своему мужу; а Милк не хотела, чтобы её подчинила привязанность. И хотя в самой Библии Лилит никак не упоминается, она - весьма известный персонаж. Её имя носит героиня "Крови Триединства", да и не только она.


Цель данной статьи: показать на примерах сходство библейского сюжета об Адаме и Еве с легендой о Демоне и Герое. Вероятно, всё, представленное выше, - всего лишь попытка автора притянуть причины за уши, хотя, как вы сами можете видеть, совпадений и без того довольно много. Кагами, насколько известно автору, не ставил своей целью написать адаптацию Адама и Евы нигде не упоминал возможный источник своего вдохновения, побудивший его написать целый цикл «Легенды...» (произведение, способное запутать и сбить с толку неподготовленного читателя). Однако подобные изыскания в области теологии и сравнительный анализ делает это японское произведение ещё интереснее. В нём есть глубина и простор, где можно было бы развернуться с самыми различными теориями.

Мы никогда не узнаем, насколько достоверна христианская Библия; точно так же и герои «Легенды...» не знали всей правды об известном предании своего мира. Реальность оказалась такова, что события, происходившие множество веков назад, шли в совершенно ином направлении. Есть ли здесь параллель с нашей реальностью и стоит ли её искать? Как знать...

И ещё кое-что: если вы добрались до конца этой статьи - вы настоящий герой.
Автор благодарна вам за внимание и надеется, что не слишком вас утомила.
И на этом - всё.