У нас в НИИ. Что есть истина?

Александр Брыксенков
       Долгое время, да почти до середины прошлого века, коммунальные службы обходились летом метлой и совком,  а зимой --  скребком и лопатой. И никакой механизации. Путешествуя на танках по Европе,  наши люди заметили, что там мусор убирает техника. Решиили: давайте и мы! Решили  и учредили для начала Народный комиссариат дорожного, строительного и коммунального машиностроения.

     Вот так и получилось, что коммунальное машиностроение оказалось самым молодым в системе общего машиностроени. Поэтому оно стало во всю использовать достижения, уже полученные старшими братьями.

      Так, например, идею знаменитого «хап-хапа» (для погрузки снега в грузовую машину) коммунальшики позаимствовали у шахтеров, а пескоразбрасыватель скопирвали с сельскохозяйственной машины для разбрасывания навоза и т.д.

     Но со временем у гормашевцев стали появляться и собственные  разработки, подчас очень даже оригинальные. Так ктн Ройзман (одна из умных головушек Института) изобрел бесконтактный подборщик мусора для уборочной машины. О! это было эпохальное изобретение.

      Все вы не раз наблюдали как по улице в облаке пыли движется большая колымага с вращающимися щетками, которые подметают мусор и подают его в бункер. Очень неэстетичная картина: и шумно, и пыльно, да и щетки быстро изнашиваются.

    Подборщик же Ройзмана начисто отрицал щетки. Его подборщик был бесконтактный, то есть он не касался поверхности мостовой. Для подборки мусора использовался аэродинамический эффект.

     Граждане, это ж так здорово! Ни шума, ни пыли, И щеток не надо. Настоялщая революция в мусороуборочном деле. Да.да, именно революция. И нечего хихикать. Во всем мире уборка мусора вызрела в крупную проблему. 

     Ройзман не только изобрел новый подборщик, не только разработал его конструкцию, но и создал экспериментальный образец. При испытании образца выяснилось, что агрегат работает не очень хорошо: часть мусора остается не подобранной. То есть идея требовала додумывания, доработки. Чтобы идею дорабатывать, нужно ясно представлять какие процессы протекают в рабочем органе.

    А как ты их представишь,если залезть в нутрянку подборщика и подсмотреть, что там происхожит, что и как там движется -- совершенно невозможно. Можно лишь предполагать и домысливать. Вот народ и домысливал. Причем, конечно, каждый по своему.

   (Напрягись читатель. Ниже будут затронуты научные вопросы).

     Ройзман считал, что рабочее колесо с лопатками, насаженное не полый вал создает при вращении (как центробежный насос) повышенное давление в зоне всасывания мусора. Это избыточное давление и проталкивает мусор через полый вал (как через трубу) в бункер 

     Его оппонент, Боря Бергман (другая умная головушка Института) считал, что, наоборот, в зоне всасывания мусора возникет не повышенное давление, а вакуум, так как при вращении рабочего колеса образуется плоский вихрь, а в вихре ценральная часть его – зона пониженного давления. Вакуум в зоне всасывания захватывает мусор и увлекает его через полый вал (как через трубу) в бункер.

      Боря и Ройзман жарко спорили, вовлекая в этот процесс других сотрудников лаборатории. В конце концов сформировались две партии.   Три человека были за повышенное давление, три других – за вакуум. Заложились на порцайку. В лаборатории порцайкой считалась двухсотграммовая в равных долях смесь коньяка с шампанским.

      С целью разрешения спора создали замерное устройство для зоны всасывания, снабдили его манометрами и вакууметрами и установили на подборщике. Результаты испытания удивили всех. Стрелки приборов покоились на нулях, то есть, в зоне всасывания не было ни вакуума, ни избыточного давления.  Вот это номер. Есть над чем задуматься. 

    Народ от радости, что никто не проиграл, решил все-таки принять по порцайке на паритетных началах.

     В те времена на Марата функционировала известная на всю округу большая распивочная, где наливли коньяк и шампанское.  В это заведение и отправилились после работы наши спорщики.


     В зале, как всегда в вечернее время, было полно. Над стойками возвышались  три буфетчицы, ловко манипулируя бутылками и стаканами. Гормашевцы пристроились в очередь к средней из них, сжимая в пальцах по трешке. Порцайка с шоколадной конфеткой стоили два рубля 95 копеек. Значит от трешки еще оставалось пять копеек. На метро.

     Надо отметить, что в этом заведении, несмотря на его большую заполненность всегда царило благожелательное настроение. Народ по отношению друг к другу проявлял уступчивость, терпимость. Вот и в нашем случае: большая компания у окна потеснилась и освободила часть подоконника для гормашевцев.

      То ли настроение было хорошее, то ли обстановка располагала, но ученый народ, расправившись с первой порцайкой, потянулся за второй. В процессе распития коктейля сформировалась интересная тема для разговора. Нет, на про баб и не про политику. Про бесконтактгый подборщик Ройзмана

     С подачи Барсукова (тоже не глупая головушка) началось аналитическое выявление причин неудовлетворительной работы подборщика.  Ну просто самое место для аналитики.

      Единогласно пришли к следующему выводу: для эффективного подбора мусора нужно в кожухе, охватывающем рабочее колесо установить направляющме лопатки, которые будут придавать  воздушным потокам радиальное направление.

      «Гениально! – вскричал Ройзман. – Правы римляне: «In vino veritas». Завтра же начну все переделывать». Он и стал всё переделывать, добиваясь устойчивой работы подборщика. И добился бы.

     Однако, закончить работу над подборщиком Ройзману не удалось. ВНИИгормаш рухнул, как рухнули почти все отраслевые Институты.

Коммунистов прогнали. К власти пришли какие-то странные люди, которым наука была не нужна: зачем тратиться на ученых, зачем создавать новые производства, когда все, что нам нужно, можно купить на Западе.
 
    Ну настоящие охламоны. Даже простая домохозяйка понимает: чтобы что-то купить нужны такие условия как наличие денег и желание продавца продать товар.

    Жизнь показала, что охламоны были очень неправы, надеясь на добрых западных дядей. Дяди -- себе на уме.Могут продать, а могут и не продать.

    Допокупались! Оплатили полностью стоимость этого проблемного вертолетоносца, а французы нам его не отдали. То ли еще будет. Санкции крепчают.