Сёстры Зельд

Виктор Штода
               
                От плода уст своих человек насыщается добром,
                и воздаяние человеку - по делам рук его.


 
Впервые историю сестер Зельд я услышал от мамы моей жены,Анны Семеновны. В то
время я ещё не знал сестёр и не понимал, что их история заслуживает того, чтобы
быть написанной.   Уже много времени спустя, после того, как наш краеведческий музей, а сейчас его называют музеем уездного города Чистополя, стал интересоваться биографиями людей, ставших гордостью города, я начал об этом задумываться. Не давал мне забыть о сёстрах старший научный сотрудник музея, кандидат исторических наук и талантливый журналист Саша Карасев. Встречая меня в городе, а иногда и в музее он, после слов приветствия, задавал один и тот же вопрос:
                - В какой стадии находится очерк о сёстрах Зельд?
                - В начальной- отвечал я, ничуть не краснея.
И вот однажды, встретив меня, он без всяких реверансов, что называется в лоб, стал напирать на меня:
                - Виктор Александрович, ну кому, как не Вам писать об этих необыкновенных женщинах! Писать вы умеете,  да, к тому же нет никого в Чистополе, кто бы лучше вас знал их историю. Не ссылайтесь на отсутствие времени, его не хватает всем. Очерк за вами, отговорки не принимаются.
    Я твёрдо пообещал, но время шло, а очерка так и не было. И только спустя много лет, уже находясь в Израиле, я понял, что обязан написать о них.
Мы мало задумываемся о времени, а ведь оно быстротечно и ежесекундно убегает от нас. Порою, мы не замечаем, как пролетают наши дни и недели. С годами мы забываем о событиях и людях, которые жили и творили, казалось бы не так давно. Нас подводит память. Слушая  как – то отрывки из оперы Верди « Риголетто», я не смог ответить себе на вопрос, когда когда жил и творил автор этой отличной оперы. Мне почему-то казалось, что это был 18 век. Возможно, меня сбивала во времени тематика некоторых опер. Я задумался. А, ведь это просто, кажется, что Джузеппе Верди жил очень давно. В этом я убедился, рассказывая о сестрах Зельд. Я увидел, что их время приблизило меня к времени бытия великого компохзитора. Оказалось, что после их рождения, Верди прожил ещё одиннадцать лет. А, теперь представьте себе на миг, что они жили в одно время с национальным гением Италии, а мы жили а одно время с ними.
       Сестры Зельд, Анна Яновна и Вероника Яновна были близнецами. Родились они в 1890году в г. Казани в благополучной и не бедной семье. Отец девочек был инженером, мать - учительницей музыки. С детства девочки были окружены любовью не только своих родных, но и своих воспитателей - простой русской женщиной Анастасией и гувернанткой - француженкой Мадлен Сабри. К шестнадцати годам сестры прекрасно пели, играли на фортепьяно и свободно говорили на трёх языках: французском, итальянском и немецком. 
        В 1907году семья Зельд предпринимает двухгодичное путешествие в Европу. Поездка преследовала две цели: необходимость поправить здоровье и продолжить музыкальное образование дочерей. Начальный маршрут выглядел так:
                Москва – Берлин – Вена - Милан.
 Вояж в Италию был составлен с учётом посещения музыкальных центров Европы и знаменитых картинных собраний, отец девушек был не безразличен к живописи.
      Уже будучи знакомым с Анной Яновной и зная о её поездке по Европе, я как-то спросил её:
                -  Как выглядели крупнейшие города Европы ещё до первой мировой войны?
                -  Как выглядели? Да обыкновенно. Как им и надлежит. Планировка городов создавалась веками, а архитектурные ансамбли поражали своей сохранностью и красотой. Хотя каждый из них отличался чем-то своим. Нам очень понравилась Вена. Это удивительный город! Представьте себе, вы идете по улицам, а из окон домов к вам доносятся знакомые мелодии Баха, Моцарта и Бетховена или головокружительные вальсы Штрауса.
       Обосновавшись надолго в Милане, наши героини основательно окунулись в музыкальную жизнь страны. Систематически посещая «Ла Скалу», сёстры слышали многих отличных певцов и певиц, старались перенять у них все, заслуживающее внимания. Оперный театр стал для них источником самых сильных впечатлений. Занимаясь с прекрасными педагогами,  сёстры за год добились несомненных успехов, получив блестящую музыкальную подготовку. Им повезло повидать и услышать ярких личностей в музыкальной культуре века.Это было время, когда в концертной деятельности блистала одна из самых популярнейших певиц, каких когда-либо знал мир - Аделина Патти, о которой П.И.Чайковский в своё время сказал: «Нельзя себе представить ничего более совершенного, как пение этой поистине изумительной певицы…».
Пробовала себя на оперной сцене  и другая великая итальянская артистка 20го века - Амелите Галли - Курчи.А какие великие певцы выступали на  оперных сценах Италии - Энрико Карузо, Фёдор Шаляпин, Тито Руффо.Занятия музыкой наши путешественницы совмещали с поездками по стране. Они побывали в Риме, Неаполе, Генуе, Венеции и Флоренции. Последние полгода пребывания в Италии они прожили на Капри.
                - Конечно же, - как вспоминала Анна Яновна в разговоре со мной, - первый город, который притягивал нас по приезде в Италию, был «Вечный город».
 Рим - город особенный, это город музей. В нем остатки величественной древности чередуются с  памятниками давно минувшим событиям. Это и Колизей, и  собор Святого Петра, и  конная статуя  Марка Аврелия и многое, многое другое.   
                - И что же из всего увиденного в Риме произвело на Вас наибольшее впечатление?
                - Конечно, же, собор Святого Петра.                -                - Вас потряс сам собор?                               
                -  Не только. Нас ошеломил  весь  великолепный архитектурный ансамбль и, конечно, же то, что было внутри собора.   
                - Что же именно?
                - А вот что. Как  вам известно, Собор Святого Петра не только самый большой христянский храм в мире, но и самый большой музей, наполненный святынями и сокровищами. Великолепие архитектуры, росписей и скульптуры собора просто потрясают.  Люди идут в собор не только, чтобы увидеть и узнать, но и чтобы постоять. Постоять в молчании  перед великими произведениями искусства.
                - Какие святыни Вам удалось увидать?
                - Мы повидали много, но запомнилась мне  капелла Бернини, где хранится привезенная из Иерусалимского храма витая колонна, прислонившись к которой Христос произнес начертанные на фризе собора слова: « Ты есть Петр и на камне сём Я создам Церковь Мою».
                Домой семья Зельд возвратилась в 1909г, предварительно заехав в Париж, и застряв на два месяца, на водах в Мариенбадене. Во время лечения в Мариенбадене состоялась встреча и  знакомство молодых сестёр со знаменитым по тому времени писателем А.И.Куприным.
Вот, как описывала эту встречу Анна Яновна:
       « Александр Иванович прогуливался по парку, как вдруг до него донеслись звуки рояля и пение голосов. Он пошёл на звуки. Подходя к гостинице, услышал   романс на слова А.Фета «На заре ты её не буди». Остановился, продолжая слушать. Окно было раскрыто и сквозь занавеску просматривалась девичья головка. Когда  затих последний аккорд, Александр Иванович зааплодировал. Из окна высунулось смущенное личико девушки. Александр Иванович поклонился:
            - Александр Иванович Куприн, ваш сосед и теперь уже поклонник.
            - Неужели тот самый?
            - Именно так. Приятно встретить и вдвойне приятнее услышать такие замечательные голоса своих соотечественниц вдали от России.
            - Анна,- представилась головка.
И сразу же в окне появилась ещё одна девичья головка, подлинная копия первой.   
            - А я, Вероника. Александр Иванович, поднимайтесь к нам, нам будет удобней разговаривать.               
Так состоялось знакомство казанских барышень с Куприным.
     Вскоре после знакомства, гуляя по парку и слушая Куприна, Вероника Яновна решилась на вопрос, который задают всем писателям их поклонники:
            - Александр Иванович, а над чем Вы сейчас работаете?
            - Ну, это пока секрет. Но в порядке исключения я вам кое-что сообщу. Пусть это будет моим скромным подарком за ваше прекрасное пение.
            - Мы внимательно Вас слушаем.
            - Мне кажется, что это будет лучшее из всего того, что я написал до сих пор. Моими героинями будут сёстры…
Здесь Куприн замолчал и выразительно посмотрел на девушек. Лица его попутчиц озарила улыбка. Похоже, они уже догадались.
            - Я назову их Анна и Вера.
Они продолжали идти, молча.
            - Александр Иванович, - нарушила молчание Анна Яновна,- мы собрались съездить завтра в Дрезденскую галерею. Вы не составите нам компанию?
            - Я благодарен вам за приглашение, но, к сожалению, завтра я возвращаюсь в Россию.
            - Как жаль!
На следующий день поутру Куприн уехал. Семья Зельд возвратилась домой в конце августа.А в 1910г в середине октября в адрес сестёр пришла бандероль. Распечатав её, они увидели книгу – А.И.Куприн « Гранатовый браслет».
       Время шло. Анна Яновна  вышла замуж. Мужем её был инженер, венгр по национальности. Сестры пели в казанском театре оперы и балета пока не наступил 1937год. Этот год стал переломным в судьбе сестёр и они, как классовые враги,  вместе с мужем Анны Яновны оказались в далёкой Воркуте. О пребывании в лагерях сёстры не любили вспоминать. Как-то в день празднования очередной годовщины Великого Октября по разнарядке был расстрелян муж Анны Яновны. С тех пор этот день стал для неё днём скорби и печали. Вероника Яновна в ссылке вышла замуж за ссыльного врача-терапевта Иванова  Андрея Андреевича.
       Наступает 1953год. В марте умирает великий диктатор всех времён и народов - Сталин. Наступает оттепель и, выживших к этому времени политических заключенных, начинают, неспеша, выпускать из лагерей. Сестёр Зельд освободили в 1955году по состоянию здоровья, а Иванов А.А. ещё досиживал свой срок. В Казани сёстрам жить было запрещено и для поселения они выбрали г. Чистополь. Как это было повсеместно, официальные власти, считая их врагами народа, не давали им ни жилья, ни работы по специальности. Чтобы как-то существовать, сёстры устроились работать санитарками в туберкулёзный диспансер и лишь с возвращением из ссылки Андрея Андреевича жизнь их стала меняться к лучшему.Прослышав о душевной доброте заместителя директора чистопольского часового завода    Плинера Михаила Филипповича, врач Иванов обратился к нему за помощью. Рассказав о себе и сёстрах Зельд, Андрей Андреевич попросил Михаила Филипповича посодействовать в устройстве на работу по специальности и выделении жилья. М.Ф.Плинер в разговоре с секретарём горкома завел речь о создании в городе музыкальной школы и сообщил, что кадры для этой цели город уже имеет. После этого разговора обеих сестёр и нянечку, которую они забрали из Казани, поселили в комнатке прислуги на первом этаже дома врача Самойлова А.С. Получив жилье, сестры организовывают музыкальную школу и начинают преподавать в ней. Устраивается работать врач Иванов и, получив жильё, забирает Веронику Яновну. Анна Яновна с нянечкой ещё долго проживала в доме Самойловых. Одно время с ними проживала и её талантливая ученица Ирина Литвинова, ставшая впоследствии директором музыкальной школы в Чистополе, а затем и в Казани.
      В семидесятые годы прошлого столетия Вероника Яновна уже не работала и вскоре ушла из жизни.  Анна Яновна продолжала трудиться в клубе чистопольского часового завода, осуществляя постановки музыкальных спектаклей на сцене клуба и ведя класс вокала, «ставила» голоса юношам и девушкам, любящим петь. В это время ею были поставлены оперы « Евгений Онегин» П.И.Чайковского, « Алеко» С.В.Рахманинова и оперетта « Вольный ветер» И.О.Дунаевского. Именно в это время и состоялось моё личное знакомство с Анной Яновной Зельд. Прослушав мой голос, Анна Яновна предложила мне заниматься в её классе. Несколько раз я приходил в клуб на занятия. Каждый урок начинался с распевки и только после этого шла работа над романсом.
        Уже спустя много лет, я осознал, что много потерял, бросив занятия. Сейчас я пытаюсь найти этому оправдание, но это мало утешает. В то время у меня было слишком много пристрастий и увлечений. Но, конечно, же, все они не стоят занятий с таким прекрасным педагогом, каким была Анна Яновна. Однако мои встречи с Анной Яновной не прекратились. Получив наконец-то жилье в посёлке часового завода, и оставив работу в клубе, Анна Яновна занималась на дому с одаренными учениками. Занятия эти были преимущественно бесплатными. Проживала она в однокомнатной квартире пятиэтажного дома на втором этаже. В то время я часто бывал у Анны Яновны, приводя на занятия музыкой свою дочь Юлиньку. Оценки дочке выставлялись всегда отличные, хотя успехи были весьма скромные. Квартира, щедрого на оценки, педагога отличалась двумя особенностями: в квартире были интересные старинные вещи и большое обилие кошек. Первое, что бросалось в глаза при входе в дом, был чёрный рояль, на котором стояла прекрасная скульптура скорбящей мадонны из белого мрамора. Слева на стене висел большой ковёр, вышитый бисером французскими монашками. На ковре был изображен замок в верхнем левом углу, а в центре - рыцарский турнир. Под ковром  стоял стол с четырьмя стульями, а за роялем на стене просматривались полки с книгами. Книг было немного, томов тридцать- сорок. В большинстве это были художественные произведения, некоторые с автографами авторов. Часть книг была по искусству и музыке. На дореволюционном издании  «Гранатового браслета» А.И.Куприна был автограф: « Милым Анне и Вере в память о нашей встрече. А.Куприн».
       Каждый раз, когда мы с дочерью приходили на занятия, я, забывая об уроке,   любовался  « мадонной». Моё внимание к скульптуре было замечено.
            - Я вижу, вам нравится моя « Мадонна»?
            - Очень нравится. Хотелось бы что-нибудь узнать о ней .
            - Дай, Бог, памяти.…Да, вспомнила. Мы приобрели её во Флоренции. И сразу же после посещения Галереи Уффици…а может быть… Галереи Питти. Виктор Александрович, вы слышали что- либо об этих галереях?
            - Кое-что. Если не ошибаюсь, здание Галереи Уффици строил  Вазари. Кстати, недавно вышла его книга « Художники Возрождения». В боковых нишах этого трехэтажного здания с двух сторон установлены мраморные статуи знаменитых флорентинцев - писателей, учёных, поэтов, художников и политических деятелей разных времен (Галилея,   Леонардо да Винчи, Микеланджело,  Лоренцо Медичи и др.). А на первом этаже здания собрана уникальная коллекция автопортретов Рафаэля, Микеланджело, Леонардо да Винчи, Тициана, Веронезе и др. мастеров живописи. Иностранные художники представлены автопортретами Дюрера, Рубенса, Рембрандта, Веласкеса, Ван Дейка. Рядом с ними висят два русских автопортрета Ореста Кипренского и Карла Брюллова. О Галерее Питти я знаю мало. Там находятся полотна Тициана, но в большем количестве Рафаэля. Это « Портрет беременной женщины», « Мадонна Грандука»,  «Видение Иезекииля» и др.
           - Ну, Виктор Александрович! Я знала, что вы интересуетесь живописью и собираете книги по искусству, но никак не ожидала насколько основательно. Вы меня удивили.
 А теперь могу сказать вполне определенно, что скульптуру « Мадонна»мы приобрели после посещения Галереи Уффици. Да, именно так. К нам подошел мужчина  лет тридцати и пригласил посетить его мастерскую. У него мы её и приобрели.
     История скорбящей мадонны на этом не закончилась. После смерти няни, последнего родного человека, Анна Яновна решила установить скульптуру на её могиле.
 « Мадонна» простояла на кладбище несколько дней, а затем служащие кладбища вернули её Анне Яновне. За те несколько дней, что она простояла на могиле, ее несколько раз пытались украсть. С того времени «Мадонна» обосновалась на своём прежнем месте.
      Любовь к прекрасному сёстры сохранили до конца своих дней. Помнится, что когда в Москву на гастроли приехала большая группа артистов миланского театра « Ла Скала», сёстры собирались съездить и послушать их. И, несмотря на то, что за них просил   Михаил Филиппович Плинер, не последний человек в городе, в горкоме партии не сочли возможным  выезд сестёр из города. Те же лица из горкома значительно позже запретили в городе выставку прекрасного чистопольского художника Виктора Гавриловича Дадулада. И только благодаря доброму отношению к таланту художника администрации парка им. Горького в Казани, выставка картин В.Г.Дадулада в здании парка состоялась.
 Мало кто из чистопольцев её видел. А какой великолепный был художник! В числе первых, вслед за космонавтом- художником Алексеем Леоновым, он начал разрабатывать новый неизвестный доселе жанр в живописи, называемый научно-фантастическим. А.Леонов, взглянувший на Землю из космоса, показал её в ярком разнообразии красок, которым верилось с трудом. Однако, это была правда жизни.  Разглядывая неоднократно картины и рисунки В.Г.Дадулада, я поражался его неиссякаемой фантазии, способной зримо ощущать будущее. Позднее, когда я познакомился с работами таких художников-фантастов, как С.Гавриш,  Н.Недбайло, Ю.Швец и других, я понял, что Виктор Гаврилович ни в чем им  не уступал. Его работы, представленные на конкурс художников-фантастов, сразу же были напечатаны в журнале « Техника-молодёжи» и он очень этим гордился. У меня хранятся несколько работ Дадулада, подаренных мне, и я горжусь тем, что знал и общался с этим  талантливым и интересным человеком.
         Мой тесть очень часто уезжал в командировки и моя тёща, любвеобильная Анна Семёновна, наша мама Аня, приезжала к нам на жительство. Любой день, прожитый без общения со своей внучкой, Анна Семёновна считала потерянным. Моей жене Лорочке и мне тоже было дорого время общения с мамой.
Как-то утром, проснувшись, мама Аня предложила:
             - Давайте пригласим к нам на завтрак Анну Яновну.
Лорочка пошла звонить и, получив согласие, отправила меня за Анной Яновной.
Завтрак был накрыт в зале, завязался непринужденный разговор. Рассматривая мои картины, Анна Яновна увидела скульптуру Аполлона Бельведерского.
             - А знаете ли вы, почему Аполлон назван Бельведерским?
Я и мама переглянулись.
             - Этого я не помню, - начал я,- хотя знаю, что Аполлона создал Лохар, придворный скульптор Александра Македонского…
             -Верно. А ну-ка, подумайте.
             - Это, кажется, связано с местом его нахождения – вставила Анна Семёновна.
             - Прямо в яблочко. Ну, и где?
             - Наверное, это папский дворец.
             - Верно. Эта статуя стоит во дворике Бельведерского дворца и поставлена туда папой Юлием Вторым.
             - Виктор Александрович,- обратилась ко мне Анна Яновна,- я хочу подарить Вам моего Вазари. Он Вам более необходим.
Тут инициативу решила перехватить Анна Семёновна.
             - А кто скажет мне, сколько генералиссимусов насчитывает история русского государства?
             - Два,- сказала Анна Яновна,- А.В.Суворов и И.Сталин.
             - Кто больше?
             - Три,- сказал я,- генералиссимусом был ещё Александр Данилыч Меньшиков.         
             - Генералиссимусов было пять. Это звание было введено Петром Первым и первым, кто заслужил его был А.С.Шеин, московский боярин и предводитель русского войска, за взятие Азова. Вторым,  был А.Д.Меньшиков, получивший это звание от Екатерины Первой. Третьим, был муж императрицы Анны Леопольдовны Антон Ульрих. Четвёртым был А.В.Суворов и пятым - И.Сталин.
        Уже спустя много лет после того, незабываемого завтрака, проживая в Израиле, я прочитал интереснейшую книгу о Екатерине Второй Анри Труайя.  В книге я вычитал, что в 1774г после подписания Кючук - Кайнарджского мирного договора с турками, Россия получает крепости на побережье Азовского моря, протекторат над Крымским ханством, Кабарду и степи между Бугом и Днепром, свободное плавание по Черному морю и выход в Эгейское море, контрибуцию 4500000 рублей и право следить за свободой отправлений религиозного культа христианами - подданными султана. И за всё, за это Петр Панин, возглавивший русские войска, брат министра Никиты Панина, получает от Екатерины Второй чин генералиссимуса. Теперь можно смело сказать, что их шесть.
          Анна Яновна была добрейшей души человеком. Она постоянно помогала своим ученикам во время их учебы в вузах. Несколько одаренных учеников были её стипендиатами. На её деньги была выучена первая женщина – композитор  Татарии. Имея пенсию и кой- каки  сбережения, она умудрялась помогать талантам. Её воспитанниками были известные в городе певцы и певицы, такие, как Зоя Капачинская и  Володя Четырчинский. Помнится мне ещё один трогательный эпизод. Всегда под Новый Год Анна Яновна наряжала небольшую ёлочку и под ёлкой ставила до десятка и более подарков. Моя дочь Юлинька, как всегда пришла на урок.
            - Юлинька,- обратилась Анна Яновна к дочери,- занятий сегодня не будет. Я поздравляю тебя с наступающим Новым Годом. Выбирай игрушку, какая понравится, и иди домой. Юлька бросила взгляд на игрушки. Самой лучшей, конечно же, была кукла.  Как же быть, ведь точно такую куклу вчера ей подарила бабушка Аня. Не удобно брать куклу, а хочется. Продолжая смотреть на куклу, Юлька выбрала пластмассовый волчок и пошла к дверям. Переживания ребёнка не остались незамеченными. На следующий день Анна Яновна пришла к нам. В руках она держала ту самую куклу, которую не осмелилась взять Юлька.
             - На, бери и играй, ты её заслужила.
          Прошло много времени, но остались знакомые имена и лица, остались дела и поступки, которые сохранила наша память. Память сохранила всё прекрасное и доброе, что сёстры отдали городу, клубу, своим ученикам. Этого забывать нельзя.
Сейчас в России возрождена хорошая старая традиция, присваивать лучшим из горожан звание « Почетный гражданин города». Но возродилась она поздно, тогда, когда сёстры  уже ушли из жизни. И это мне, кажется, несправедливым. Такие люди не должны уходить бесследно! Я думаю, что музыкальная школа, которую создали сёстры Зельд, должна учредить ежегодную премию- « Премию сестёр Зельд» лучшим ученикам школы. Это было бы справедливо. Или же, по примеру « Третьяковки», назвать школу именем              «Сестёр Зельд».