Особенности поучения как жанра

Юрий Чайкин
         Поучение – один из самых оригинальных  и распространенных жанров древнерусской литературы. Цель авторов данного жанра – дать русичам нравственные ориентиры, показать примеры, убедить следовать заповедям. Во многом содержания проповедей и поучений похожи, но проповедуют всегда что-то, определённую идею, а поучают чему-то,   стремятся наставить на путь истинный, на путь служения Богу и людям.   И в этом случае поучение носит нравственно-дидактический, морализаторский характер. Так  Лука Жидята, епископ новгородский,  в «Поучении к братии» не столько раскрывает содержание первых христианских заповедей, сколько призывает придерживаться их в своей жизни.   Он проповедовал в новгородской земле, где с подозрением относились к изысканному красноречию, поэтому и сам   считал, что не нужно затемнять  смысл евангельских истин. Его «поучения» предельно просты и понятны: «Будьте смиренны и кротки: у гордого в сердце дьявол сидит, и Божие слово не прильнёт к нему. Почитайте родителей своих,  не клянитесь Божиим именем и другого не заклинайте и не проклинайте». А как современно звучат его слова: «Судите по правде, взяток не берите, денег в рост не давайте…   Не убий, не укради, не лги, лживым свидетелем не будь, не враждуй, не завидуй, не клевещи;  … не пей не вовремя и всегда пейте с умеренностью, а не до пьянства». Жизнь человека, следующего заповедям проста, её не надо объяснять, оправдывать, ссылаться на время и обстоятельства. Человек   не может изменить время, в которое живет, но стараться жить по нравственным нормам он вполне в силах.
            В западноевропейской литературе послания и трактаты имели чисто дидактический характер. Таковы, например, труды «О дворцовом и государственном управлении» реймского архиепископа Гинкмара, написанные для короля Карла Простоватого (конец IX века)  и «Об управлении империей» Константина Багрянородного, адресованные Роману (середина X века). Эти трактаты   прагматичны, так как содержат важные сведения о государственном строе, внешней политике, соседних народах, взаимоотношениях в высших кругах господствующего класса, и написаны для того, чтобы им руководствовались при управлении государством.
         Поучение Владимира Мономаха – произведение публицистического жанра, вобравшего в себя и автобиографические черты, и обращение к своим детям, и обращение к другим князьям. Однако это поучение  относится к светской, а не церковной литературе. Его стилевое решение и тональность иные, чем в религиозных произведениях этой поры. Это простота и ясность слова, отсутствие интонации иноческого смирения. Автор привык повелевать людьми, теперь он повелевает словом, хотя в соответствии с традицией называет себя и «недостойным», и «грешным», и «ничтожным». 
                Поучение состоит из трех частей: нравственно-религиозной (собственно говоря, само поучение детям), частной (автобиографические моменты, воспоминания) и общественно-государственной (обращение к своему врагу-сопернику князю Олегу Черниговскому). Идея единения Руси связывает все эти части между собой и делают  произведение интересным не как частное явление, а как произведение с общенациональным звучанием: «Не хочу я зла, но добра хочу братии и русской земле».
            Письмо Олегу Святославовичу было написано задолго до «Поучения» и только потом оно попало в его состав. В 1096 году сын Владимира, Изяслав, напал на земли Олега Святославовича. Но его дружина потерпела поражение, а он сам погиб. Олег хотел захватить владения Изяслава, но Мстислав, брат Изяслава, воспротивился этому. Его войско разгромило рати Олега, и тот бежал за переделы Руси. Мстислав не стал преследовать убийцу своего  брата, а простил Олега и просил об этом же своего отца. Владимир Мономах пишет письмо  Олегу, в котором просил его вернуться, чтобы перестала литься кровь на просторах Русской земли: «Я тебе не враг, не мститель». Он призывает раскаяться Олега в содеянном: «Когда же убили дитя, моё и твоё, у тебя на глазах, следовало бы тебе, увидев кровь его и тело, увянувшее, как цветок, только что раскрывшийся, как агнца закланного, сказать, стоя над ним, вдумавшись в помыслы души своей: «Увы мне, что я сделал!»
            Теперь Владимир просит Олега об одном – вернуть свою сноху. «А ради Бога пусти её ко мне скорее с первым же послом, чтобы я, наплакавшись с нею, поселил её у себя, и она села бы как горлица на сухом дереве, горюя, а я найду утешение у Бога».
                В заключение Владимир пишет, что не слабость его войск принудила написать своему врагу, а желание сохранить людские жизни: «Не от нужды я говорю это, не от беды какой-нибудь, посланной богом, сам поймёшь, но душа своя мне дороже всего света сего. На страшном суде без обвинителей сам себя обличаю».             
                Владимир Мономах видел основное бедствие в раздробленности сил, в княжеских раздорах и распрях, приводящих к военным столкновениям. Он призывает князей к единению, ради этого он готов примириться со своим злейшим врагом, черниговским князем Олегом. Но его задача шире и глубже, автор хочет предупредить своих потомков, предостеречь от политического распада Древнерусского государства. Владимир понимал, что основная беда – это раздоры между князьями. Об этом же  говорилось в древнерусском обществе. В памятнике 1172 года, в «Слове о кнезех» автор осуждает княжеские усобицы и обращается к потомкам Владимира Святого: «Своей славы и чести вы лишитесь за свое злопамятство и вражду».
            Только следование системе нравственных ценностей может, по мнению Мономаха, соединить разрозненные княжества в единое могущественное государство, а правителям поможет согласовывать между собою свои решения. 
            Другая часть –  это  и есть собственно поучение, наставление, передача своего жизненного опыта, своих выстраданных мыслей детям и внукам.
           Литературный прием обращения отца к сыну весьма распространён в средние века.  Это и уже упоминавшийся трактат византийского императора Константина Багрянородного «Об управлении империи», адресованный Роману (середина X века), и «Наставления» французского короля Людовика Святого.
              Чем же выделяется «Поучение» Владимира Мономаха? Прежде всего, целенаправленностью,  высокой духовностью: «Прочитав эту грамотку, постарайтесь, дети, совершать всякие добрые дела».
               «Поучение» - это проповедь нравственных ценностей в политике. Владимир опирается в этом на религиозные представления. Князь считает, что Бог взирает на землю и ничто не ускользает от его взора. Презреть Божьи заповеди значит обречь себя на страшные муки. Нарушение договора – это обман не только людей, но и тяжкий грех, так как всякий важный договор сопровождается крестным целованием. Поэтому нарушивший данное слово не сдерживает его перед самим Господом. По мнению древнерусских людей, такой грех не может быть прощён и человек будет наказан дважды: на том и на этом свете. Владимир предупреждает об этом своих детей: «Если же вам придётся крест целовать братии или кому-либо, то, сверившись с сердцем своим, на чём можете настоять, на том целуйте, а, поцеловав, соблюдайте, чтобы, преступив, не погубить души своей.
               В обществе в это время формируется нравственные идеалы:  человек должен совершать добрые дела во имя любви к  ближним, поклоняться Господу и быть милостивым. Такой подход прослеживается и в «Поучении» Владимира Мономаха, который утверждает, что «ни затворничеством, ни монашеством, ни голоданием, которые иные добродетельные претерпевают, но малым делом можно получить милость Божию», а именно, «тремя делами: покаяниями, слезами и милостынею».               
               Владимир Мономах, прожив столь долгую и примечательную жизнь, удивляется красоте мира, тому, что кажется привычным: «Велик ты, Господи, и чудны дела Твои… Ибо кто не восхвалит и не прославит силу Твою и Твоих великих чудес и благ, устроенных на этом свете: как небо устроено, или как солнце, или как луна, или как звёзды, тьма и свет? И земля на водах положена, Господи, Твоим промыслом! Звери различные и птицы, и рыбы украшены Твоим промыслом, Господи! И этому чуду подивимся, как из праха создал человека, как разнообразны человеческие лица: если и всех людей собрать, не у всех един облик, но каждый имеет свой облик лица, по божьей мудрости». В том величие и мудрость человека, что он не разучился видеть удивительное в привычном, необыкновенное в простом.
                Мир, сотворённый Богом на пользу человеку, гармоничен, но человек вносит в него дисгармонию. Какой же должен быть человек и как он должен себя вести, если его идеал Иисус Христос? Он должен соблюдать заповеди, обращаться в молитвах к Богу, выполнять свой долг по отношению к гостю, к больному, к нищему.   Он должен соблюдать свой долг по отношению к семье, к церкви и священнослужителям. Человек проверяется не словами о будущих делах и грандиозных замыслах, а в малых делах.               
                Русский князь, исходя из собственного опыта, формулирует основные жизненные принципы. Однако он не просто обращает внимание на несовершенства жизни, не только призывает к прекращению усобиц и к единению, но и рисует образ идеального правителя.
                В «Поучении» уже прослеживается мысль о Русской земле как о чём-то цельном, как о едином государстве. Именно поэтому говорится об общем обязательном и неизбежном для всех и каждого деле укреплении Русского государства: человек выполняет свои обязанности, возложенные на него уже с рождения. Владимир Мономах говорит о княжеских обязанностях: господь поставил управлять людьми, а это большой труд и ответственность. Князь должен быть деятельным и неутомимым: он должен рано вставать и поздно ложиться, не лениться, заботиться о хозяйстве, готовиться к походам и битвам.  Особенно внимателен и осторожен   князь во время похода: «На войну выйдя, не лениться, не полагаться на воевод; ни питью, ни еде не потворствуйте, ни сну; сторожевую охрану сами наряжайте, и ночью, расставив воинов со всех сторон, а рано вставайте, а оружие снимать с себя не торопитесь, не оглядевшись, из-за лености внезапно ведь человек погибает».
               Князь должен быть смелым, мужественным, должен проявлять заботу о людях разных сословий: о смерде, челяди, «вдовицах», не давать «сильным погубить человека».
              Князь должен заботиться о распространении славы Русской земли, чтить «гостя, откуда бы он к нам не пришёл, простолюдин ли, или знатный, или посол … ибо они по пути прославят по всем землям…».
             Исполняя своё дело «мужеское», человек не должен бояться смерти и положиться на милость Божию, так как жизнь человека в руках Господа. «Ибо если я от войны, и от зверя, и от воды, и от падения с коня уберёгся, то никто из вас не может себе повредить или быть убитыми, пока не будет от Бога повелено».
             В «Поучении» Мономах даёт образ идеального правителя, который в своей жизни и в своём княжении опирается на систему нравственно-религиозных ценностей.            
                Князь Владимир не дает своей полной биографии, а только приводит примеры из своей жизни. То, что он декларировал ранее, теперь он подтверждает эпизодами из своей жизни. Его цель – создать образ правителя, которому бы подражали его потомки.   Мономах убеждает детей своими делами, собственным примером. Он рассказывает, как участвовал в военных походах, занимался государственными и политическими делами, часто бывал в разъездах и на охоте. Но при всей своей занятости, Владимир Мономах говорит, что не забывал о хозяйственной деятельности, не полагался ни на посадников, ни на биричей, а весь порядок сам устанавливал.    «Также и бедного смерда и убогую вдовицу не давал в обиду сильным».
                Возможно, Мономах не всегда поступал так, как поучал своих детей, но всегда стремился к этому, хотел, чтобы его слова не расходились с делом.
                В древнерусской литературе впервые была написана автобиография. Конечно, Владимир Мономах не ставил целью рассказать о всей своей жизни, но обращение к своему внутреннему миру, к своей жизни, к своему персональному опыту было ново и необычно. Следующим произведением, в котором   автор рассказывает о своей жизни, стало «Житие Протопопа Аввакума, им самим написанное».