Немой Аватар. Часть 2

Максим Еврейский
Кино продолжает развиваться и мы следим за его успехами. На этот раз я расскажу тебе о том, как в фильмах появились звук и цвет.

Первый фильм студии «Черная Мария» носил сверхпафосное название «Фред Отт чихает». Конструкция кинетоскопа позволяла закольцевать пленку и сделать процесс просмотра непрерывным, так что зритель долго мог забавляться столь интересным зрелищем. Еще через год в Нью-Йорке появился первый зал для просмотра различного рода киносюжетов. Эдисон, в отличие от Мэйбриджа, быстро понял, что кино может служить не только науке, но и развлечению, однако большого коммерческого успеха его потуги не возымели. Как ни странно, именно потому, что ученый хотел получать от своего аппарата хороший доход. Возможно, изобретатель пошел бы и дальше в усовершенствовании своего прибора, но он был совершенно уверен, что массовый просмотр фильмов на общем экране значительно уменьшит прибыльность предприятия.

С тех пор, по всей земле, один за другим стали появляться новые изобретения: биоскоп, хронофотограф, мьютоскоп. В США была зарегистрирована первая кинокомпания – «American Mutoscope & Biography Company». Вот уж воистину – идеи витают в воздухе, нужно только дождаться времени их прихода! Так и появилось легендарное, и до сих пор любимое некоторыми ценителями немое кино. Но позвольте, немое?! Нет, нет, нет – оно вовсе не было немым…

Большинство фильмов, снятых до эпохи звуковых фильмов имели свой собственный звук. Уже самые первые киносеансы сопровождались комментариями специальных лекторов, объяснявших аудитории смысл происходящего на экране. Во многих странах эта практика сохранялась еще долгое время. Так, в Японии появилось целое искусство «бенси»: специальные актеры «озвучивали» фильм во время сеанса.

Одновременно с речевым появилось и музыкальное сопровождение кино. Изначально это были импровизации на пианино, затем – специально подобранные произведения из современного популярного репертуара, ну а после – музыка, сочиненная специально для данного фильма (первые саундтреки!). В крупных кинозалах сеансы шли в сопровождении больших оркестров, хора, оперных певцов. Небольшие кинотеатры довольствовались небольшими музыкальными коллективами или просто таперами.

Впрочем, с самого начала кинематографисты пытались добиться большего. Все тот же Эдисон разработал систему синхронизации изображения своего кинетоскопа и изобретенного им же фонографа. Французская фирма Pathe (да, да – та самая, что подарила нам множество очаровательных комедий) пыталась синхронизировать фильмы с записями на граммофонных пластинках. Но проблемой всех этих устройств была их небольшая мощность, из-за чего звук был тихим и непригодным для публичных демонстраций.

Но выход был найден – в 1906 году был изобретен метод записи звуковой дорожки непосредственно на пленку. Но дальше дело стопорнулось. Первая мировая, Вторая, Великая Отечественная… Да, я неспроста упомянул ее – сразу после победы над Гитлером, нашим войскам достались отлично сохранившиеся продвинутые немецкие кино-аппараты, благодаря которым мы стали первыми в Европе, кто начал развивать кино. Но все же самым первым звуковым фильмом является «Дон Жуан» от какой-то малоизвестной и бедненькой кинокомпании Warner Bros. (ну в самом деле, гиблая конторка, согласись?).

Приход в кино звука несколько уменьшил роль приемов художественной выразительности и выдвинул на первый план сюжет, от которого уже требовалось что более весомое, чем перекрюченное лицо Чарли Чаплина (который, кстати, проклинал этот «дурацкий» звук, мешающий ему изображать из себя артиста… Оу, да – посмотрите оскароносный «Артист», там та же тема). Но, вопреки всем спорам и недопониманиям, звук начал быстро распространяться по кинофильмам и к концу 30-х годов уже не было ни одного «немого» кинотеатра. Но кто бы мы были, если бы смирились с текущим положением дел? Как «что не так…»? Да там же картинка черно-белая! Нет, с этим смириться нельзя.

И многие очень вовремя это поняли – уже в конце 19-го века некоторые фильмы стали раскрашивать вручную специальными кисточками. Так, например, делали великий французский режиссер Жорж Мелье и наш замечательный соотечественник Сергей Эйзенштейн, чей «Броненосец Потемкин» весьма озадачил зрителей своим ярко красным флагом. Но раскрашивать фильмы вручную это огромная морока (только недавно убедился в этом, разукрашивая картинку с белым медведем на фоне огромного айсберга). Поэтому многие лентяи начали изощряться: создавали механическую раскраску пленки, тонировали только отдельные кадры для большей экспрессии.

Но всех «уделал» Джордж Смит, который поместил перед камерой прозрачный диск, разделенный на два сектора – красный и сине-зеленый (узнаете технологию 3D-очков?). А перед проектором установил такой же цветофильтр. И при проекции со скоростью 32 кадра в секунду (против сегодняшних 24 кадров) два главных цвета «сливались». В результате общий кадр получался цветным, хотя различия в оттенках отдельных деталей изображения были минимальными. Хотя потом компания Eastman Kodak уже разработала свою, чувствительную к свету, эмульсию, которая весьма сильно перекликается с нынешней технологией.

Современный зритель не в состоянии в полной мере получить впечатление от фильмов той эпохи. Ведь, чтобы оценить тот или иной фильм, нужно знать его, зачастую совершенно уникальную, историю, нужно суметь погрузиться в атмосферу тех лет. Другие условия показа картины, другая пленка, другая музыка, отсутствие живого шоу, почти всегда сопровождавшего киносеансы в начале XX века, не дают нам возможности оценить воздействие, которое эти фильмы оказывали на аудиторию прежде. Но мир меняется. Вполне возможно, что через сто лет наши потомки, сидя перед сверхреалистичными изображениями киноперсонажей или даже влияя самолично на сюжет, будут посмеиваться над нашей неопытностью и не понимать, как обычное двухмерное кино могло вызывать у нас восторг и удовлетворение.

Кино не стоит на месте, оно развивается и мы развиваемся вместе с ним… В следующей части я расскажу тебе историю постепенного рождения жанров и стилей кино. Кто развлекал публику до появления Чаплина? Какими были первые спецэффекты? И чья книга была экранизирована первой? Все это ты узнаешь в третьей части.