Немой Аватар. Часть 1

Максим Еврейский
Как появился кинематограф? Кто его придумал? Да и уверен ли ты, что знаешь, что это такое? Камера, мотор!

Представь себе зимний субботний вечер 116 лет тому назад… Ты только что заплатил один франк и присоединился к немногочисленной аудитории, разместившейся в затемненном зале парижского «Гран-кафе». Слышится потрескивание какого-то устройства, на экране перед тобой возникает фотографическое изображение тяжелых деревянных работ. Внезапно эти ворота распахиваются, и на улицу устремляется поток заводских рабочих.

На дворе 28 декабря 1895 года, и ты присутствуешь на первом в истории киносеансе.

В тот день было продано всего 35 билетов, однако к концу недели вдоль бульвара Капуцинов уже выстраивались громадные очереди жаждущих взглянуть на движущиеся картинки, демонстрируемые с помощью проекционного аппарата братьев Луи и Огюста Люмьеров, который они назвали кинематографом. (Подобные аппараты были одновременно изобретены во многих странах мира, в том числе и в России, но первый общественный киносеанс состоялся именно в тот самый день).

Десять коротеньких фильмов, составлявших первую программу, вряд ли произвели бы сильное впечатление на тебя, продвинутого киномана, однако для первых зрителей эти незамысловатые картинки были столь же захватывающим зрелищем, как для современных – пресловутое IMAX 3D. В  то время в Париже уже пользовались популярностью схожие развлечения – театр теней, освещенные рисунки и прочие оптические аттракционы, имитирующие движение на экране. Но подобной реалистичности изображения, которая достигалась при помощи движущихся фотографий, публика еще не видела.

Хотя братья Люмьер были первыми, кто организовал платный киносеанс для широкой публики, они отнюдь не являлись изобретателями движущихся картинок. Это искусство развивалось в течение многих столетий. Вообще история кино представляет собой скорее череду разрозненных открытий, в которых свои усилия приложили многие ученые (Томас Алва Эдисон, Мария Склодовская-Кюри и другие), шоумены и артисты, чем плод целенаправленной деятельности исследователя. Каждый новый шаг был следствием наблюдательности, эксперимента, совпадения, а порой и чистой случайности.

В 1780-е годы шотландец Роберт Баркер изобрел новый аттракцион, названный им «Панорамой». В его основе лежала искусственная подсветка, позволявшая оживлять большие полотна с изображениями батальных сцен или обычных городских улиц. Примерно в то же время художник Филипп де Лутербург представил на суд публики свой «Эйдофузикон», театр эффектов, в котором картины, благодаря изобретательной подсветке, казались объемными. Однако самым замечательным аттракционом, основанном на умелом освещении картин, была «Диорама» Луи Дагера и Клода-Мари Бутона, продемонстрированная ими в 1822 году. С помощью жалюзи и ставней, регулировавших поток света, который падал на большое полупрозрачное полотно, «Диорама» поражала зрительскую аудиторию калейдоскопическим чередованием образов, сменяя время действия с ночи на день.

Тем не менее, при всей непреходящей моде на представления с освещенными картинками самым популярным аттракционом того времени был «волшебный фонарь». «Фонарщики» гастролировали по Европе, восхищая и изумляя людей – старых и молодых, богатых и бедных – разноцветными изображениями, порождаемыми их аппаратами.

Самым знаменитым «фонарщиком» был Этьен Робер (известный, как Робертсон), чья «Фантасмагория» (1798)  стала предтечей фильмов ужасов . В ходе этого леденящего кровь представления, проходившего в театре, обставленном под разрушенную часовню, «волшебный фонарь» заставлял возникать и исчезать в задымленном воздухе различные сверхъестественные образы.

Идя навстречу пожеланиям публики, «фонарщики» стали усложнять программу, используя сразу несколько фонарей для создания «растворяющихся» картин, когда образы медленно возникали или растворялись на глазах у зрителей, либо накладывались друг на друга. Позднее были изобретены механические устройства, позволявшие передвигать фигуры или предметы внутри самого изображения. Бурное развитие технологии «живых картинок» совпало со всеобщим увлечением техникой, свойственным XIX столетию. И в самом деле, если поезда и пароходы способны успешно передвигаться, почему бы образам, создаваемым «волшебными фонарями», не делать то же самое. Еще чуть-чуть, и изображение оживет, начнет двигаться…

Но это чуть-чуть – не много не мало, целых сто пятьдесят лет. Лишь в 19 веке появились приборы для оптических иллюзий, тауматропы и стробоскопы. Устройство стробоскопа было основано на двух вращающихся дисках. На одном из них были прорези, на другом – последовательные изображения движения. Это была самая простая фиксация движения – танцевали собаки, пили пиво завсегдатаи кабаков, но движение было – хоть и краткое, но уже непрерывное.

В 1839 году появляется дагеротипия (первый способ фотографирования). Человек научился с помощью науки закреплять настоящее мгновение. Еще не движение, нет, но до изобретения кинокамеры уже было рукой подать.

В 1878 году фотограф Эдвард Мэйбридж впервые использовал одновременно двенадцать фотокамер, работающих через равные, четко просчитанные промежутки времени. Это позволило ему снять последовательно шаг лошади. Его снимки потрясли не обыкновенных зрителей, а ученых-биологов, разрушив их представления о движении людей и животных. Свои снимки фотограф демонстрировал с помощью сконструированного им аппарата – зоопраксископа. Пожалуй, именно тогда кинематограф мог пойти другим, совершенно определенным, но узкоспециальным, путем – он мог встать на службу исключительно ученого сообщества, поскольку снимки Мэйбриджа носили чисто научную направленность.

Положение спас великий физик Томас Эдисон, в 1891 году продемонстрировавший в своей лаборатории кинетоскоп. Действие кинетоскопа основывалось на горизонтальной протяжке пленки. Огромным минусом изобретения был индивидуальный просмотр – через объектив. Через два года, получив патент, Эдисон уже имел два аппарата – камеру для съемки и механизм просмотра изображения. Специально для демонстрации кинетоскопа была выстроена студия, прозванная «Черной Марией» – из-за сходства с полицейским фургоном (помещение было обито темными щитами, свет проникал только сверху). Правда, в отличие от современных широкоформатных экранов, изобретение Томаса давало изображение размером с почтовую марку.

Но что же было дальше?  Почему «немое» кино вовсе не было немым? Кто был прародителем формата 3D? И как рождались жанры и стили в нашем любимом кино? Продолжение во 2-й части…