От плота и лодки к кораблю

Татьяна Васина 3
Говорят, что простейшие суда появились раньше колесной повозки. Ну, действительно, как могло произойти распространение рода человеческого по лику земному без освоения водной стихии, а ведь для этого нужны были плавсредства!
Учиться древнему человеку было не у кого, поэтому приходилось присматриваться, что творится рядышком и делать выводы. Оказалось, что все, что произрастало вокруг и попадало в воду, прекрасно держится на ней. Бревна, жерди, тростник, лианы – все это оказалось хорошим подспорьем для освоения водной стихии.
В первую очередь попробовали плавать на бревне. Получилось вполне неплохо – преодолевать на бревне широкую полноводную реку оказалось легче, чем вплавь. Соединив два бревна, получили первый плот, который оказался и устойчивее, и удобнее для перевозки грузов.
Надо заметить, что бревна для плавания и для первых плотов первым покорителям водной стихии предоставляла сама природа. Рубить каменным топором толстые деревья слишком долгий, изнурительный труд. Поэтому плоты связывали из бревен потоньше, либо вообще применяли тростник, или, как в Древнем Египте, папирус.
Но каким бы легким не был изготовленный в древности плот, им нужно было управлять. Шест годился на мелководье около берега, в глубоких местах гребли руками, шестом. Шест стесали, и получили гребную доску, а из гребной доски догадались сделать весло. А может сама природа опять помогла – широкие, перепончатые лапки водоплавающих птиц подсказали верное решение. Веслом и гребли, и управляли, вплоть до средних веков, пока не изобрели руль.
Как из бревна возникла лодка, ученые поняли после наблюдений за австралийскими аборигенами. Если аборигену нужно было переправиться через реку, то он отрубал каменным топором часть легкого дерева, ложился на него и, работая ногами, быстро переправлялся на другой берег. Ученые предполагают, что сначала стали заострять бревно, на котором плавали. Потом начали стесывать часть бревна, на которой оказалось удобно и лежать, и сидеть, и перевозить груз. Затем видимо заметили, что стволы с дуплами имеют лучшую плавучесть, стали выдалбливать  углубления, выжигать их огнем. Таким образом, получилась лодка-долбленка, известная у многих народов. Чёлн-однодеревка использовался славянами и другими народами Европы с глубокой древности и вплоть до ХХ в. Самый старый челн-однодеревка, найденный археологами в Нидерландах, датируется 6315 г. до н.э.
Сделать лодку-долбленку, даже очень маленькую, каменными инструментами неимоверно трудно и долго. Поэтому был найден более простой способ изготовления маленьких легких лодок. Мастер аккуратно снимал кору дерева, скоблил и конопатил ее. Сшивал и связывал концы коры корнями, смолил швы. Внутрь корпуса вставлялись распорки для жесткости, и лодка была готова к использованию! Опытный мастер мог изготовить такую лодку за несколько часов. Понятно, что вместо коры можно использовать шкуры животных, что с успехом и делали многие народы – от чукчей и эскимосов на севере, применявшие в качестве остова лодки жесткий китовый ус, до индейцев в прериях. Так, 12 тысяч лет назад, появилась весельная лодка.
Как появился парус, никто не знает. Самое древнее изображение парусных кораблей относится к эпохе египетской царицы Хатшепсут, правившей ок. 1489-1468 до н. э. На изображении можно видеть деревянные мачты и реи, а также штаги (тросы, удерживающие от падения назад мачту), фалы (снасти для подъема и спуска парусов) и другой такелаж. Однако есть предположение, что первым парусом была… шкура, которую держал в руках человек, стоявший на носу лодки.
Человека со шкурой сменила мачта, укреплявшаяся по центру лодки в специальной балке. Мачта имела дополнительные распорки, упиравшиеся в борта. Кроме того, мачту поддерживали специальные канаты-штаги, крепившиеся на носу и корме. Прямоугольный парус крепился двумя реями.
Лодка и плот превращались в корабль постепенно. Особенно постарались египтяне, которые каждый год с июля по ноябрь становились заложниками разливов Нила. Не имея дерева, они, тем не менее, стали основоположниками речного транспорта - куда ж было деваться! Материалом стал тростник-папирус, из которого они стали связывать плоты. Постепенно у древнеегипетского плота, появились заостренный нос, который помогал лучше преодолевать волну, округлая высокая корма, не позволявшая волнам перекатываться через судно. Египетская лодка получилась серповидной формы (форму диктовал сам материал – папирус), размер лодок зависел от вкуса и потребностей корабельщиков. Чтобы корабль был прочнее, корпус стягивали тросами. Около 5 тысячелетия до н.э. самым распространенным судном на Ниле стала барка, которую лодкой назвать уже было трудно.
Выходить далеко в море египтяне не решались, но, плывя вдоль берегов, забирались на своих папирусных лодках-кораблях далеко. Так они добрались до Финикии. Контакт оказался полезным для обеих сторон. Египтяне нашли страну, богатую деревом, а финикийцы, изготовлявшие до этого только лодки-однодеревки, стали их совершенствовать.
Лодку-однодеревку стали расширять. Один из способов расширения таков. Внутрь готовой долбленки наливали воду, затем в воду опускали раскаленные на огне камни, ставили распорки. Таким образом можно было увеличить ширину лодки от 1 метра до полутора. Потом наращивали борта лодки досками.
Финикийцы вскоре превзошли своих учителей-египтян. Чтобы придать наращенным бортам прочность, они стали применять так называемые ребра жесткости, а по сути дела впервые применили шпангоуты. На шпангоуты настелили доски, и возникла палуба.
Однодеревка, бывшая основой для постройки судна, требовала больших затрат труда в изготовлении и финикийцы первыми заменили ее вначале двумя стволами, соединенными под углом, а потом стали крепить шпангоуты прямо к стволу, т.е. возник киль. Киль со шпангоутами необходимо было обшить досками, и в конструкцию были добавлены элементы, связывающие шпангоуты в продольной и поперечной плоскости. Так возник набор корпуса судна, применяющийся корабелами до сих пор. Конструкция оказалась на редкость  устойчивой, прочной, и главное, технологичной. А возникла она ок. III тысячелетия до н.э.
Освоение паруса двигалось плохо. В древности, да и в средние века, судоводители пользовались парусами в основном при попутных ветрах. Ходить круче к ветру стали с появлением косого латинского паруса, но появился он только в VIII – IX вв. Поэтому основным движетелем корабля были весла. Египтяне в эпоху среднего царства придумали крепить весла к борту корабля веревочной петлей, что сразу сказалось на силе гребка. Отборные гребцы на кораблях фараона делали 26 гребков в минуту, что давало скорость до 12 км./час.
Гребные суда использовались во флотах вплоть до XVIII в. Напомню, во время Северной войны битву при Гангуте в 1714 г. выиграла именно русская гребная флотилия.