Индийские зарисовки. Визак

Владимир Ластов
Часть 1.

Измотанные вконец многочисленными пересадками, ожиданиями в аэропортах, мы, наконец, вздохнули с облегчением, когда наш самолет мягко коснулся колесами шасси взлетно-посадочной полосы аэропорта города Вишакхапатнам.
 
Называют этот город по-разному - Вышакхапатнам, Высакхапатнам, Вызакхапатнам или просто, Визак. Расположен он в юго-восточной части Индии на берегу Бенгальского залива.
 
Я прибыл в Индию по служебным делам в составе небольшой группы специалистов, Приглашение посетить одну из компаний для ведения переговоров мы получили совершенно неожиданно.  То есть оно было ожидаемо, но в каком-то не очень  обозримом будущем.
 
Визу в посольстве Индии оформили за два часа. На все «сборы», вкючая приобретение билетов, ушло еще несколько дней.
 
Канули, к счастью,  в прошлое  времена, когда только после решений парткомов, райкомов, комиссий по выезду заграницу, проверок в разных органах, бесконечных «разъяснений» и унижений, можно было надеяться, что вам могут разрешить выезд за пределы страны. И это при условии «своевременного» предоставления всех необходимых документов за 45 дней до выезда в командировку. А как быть, если нам нужно прибыть на место уже через неделю?

Я не первый раз к тому времени выезжал в загранкомандировки, но каждый раз с ужасом вспоминаю существовавшие в бывшем СССР «порядки».

Аэропорт в Визаке не произвел особого впечатления. Прежде здесь была военная авиабаза. Пока аэропорт обслуживает лишь  нескольких местных авиалиний, но когда-нибудь здесь будет современный аэропорт.
 
На выходе из здания аэровокзала нас должны были встретить. Ждать пришлось, от силы, несколько минут, но ощущение такое, что мы довольно продолжительное время находимся  в парилке.

Жарко. Душно. Влажность воздуха под девяносто. Обычно в это время начинается сезон муссонных дождей. Но, видимо, в этом году в «Небесном календаре» что-то сместилось.
 
От аэропорта до города не более 10 километров, до отеля немногим больше.
Наконец, мы добрались до отеля „Green Park Hotel“. Трехзвездочный отель с притязаниями на «четверку». На территории ухоженные роскошные пальмы, кусты и цветники. Подъезд и дорожки выложены разноцветной плиткой. Настоящий оазис среди близлежащих убогих строений и дикорастущих деревьев.

Над входом широкий навес. Перед дверью швейцар в униформе.
Всего несколько ступенек  и мы попадаем в «рай». После залитого солнцем внешнего мира – в вестибюле прохладно и сумеречно.
 
Посредине довольно оригинальный фонтан, представляющий собой куб из темно серого полированного гранита высотой около метра. На нем, в самом  центре возвышается бронзовая скульптура Шивы, индуистского божества.
 
Где-то из-под скульптуры непрерывно поступает вода из невидимого фонтанчика, которая равномерно растекаясь  по поверхности, с чуть слышным журчанием стекает по граням куба вниз. Неподвижное, как бы застывшее, зеркальное отражение Шивы создает иллюзию  глубины.
 
Оформление в Reception заняло несколько минут. Не успели мы оглянуться, как одетый в униформу Hotelporter (носильщик), совсем еще юноша, схватил наши чемоданы и исчез в направлении грузового лифта.

Наш переводчик, который прежде несколько лет работал в Индии и хорошо  знал  местные порядки и обычаи, прямо в вестибюле провел с нами «инструктаж».
Прежде всего, предупредил он, пить воду можно только из  стандартных пластиковых   бутылок, которые предлагаются в отеле и являются частью сервиса.  Чистить зубы тоже только этой водой. Ничего на улице съестного не покупать.
Получив первые наставления, мы собрались  расходиться по своим номерам.
 
- Ужин будет после семи часов, - сказал он как бы в напутствие.

Я удивился:

- Почему так неопределенно? После семи…


- До шести часов вечера меню довольно ограниченное. До этого времени вы можете заказать себе даже «завтрак». После семи  меню совсем другое – более разнообразное.
Пока мы, шутя и подсмеиваясь, обсуждая полученную информацию, наш переводчик шептался о чем-то с  встречавшим нас менеджером компании.

- Господа, есть предложение. Нам предлагают, если вы, конечно, не устали, поехать прогуляться в парк. До ужина еще далеко, а представится ли еще такая возможность – неизвестно. Сегодня машина в нашем распоряжении.

 Не раздумывая, мы согласились.
 
- Тогда на подготовку и  все сборы – от силы полчаса.

Поднялся лифтом на третий этаж. У входа в номер стоял мой чемодан. Переминаясь с ноги на ногу, носильщик ждет положенные в таких случаях чаевые. Рупий у меня еще не было.

Купюру минимальной стоимостью в десять долларов, которая была у меня, отдавать было не разумно. Единственное, что пришло в голову, сказать ему:

- Tomorrow…

На следующий день я разыскал этого юношу и дал ему пять рупий. Он удивился, пожал плечами, но деньги взял. Как разъяснил мне потом наш переводчик:

 - Можно было уже ничего не давать, мнение о вас у него уже сложилось.

Мне стало как-то неловко.
Номер оказался довольно просторным. Я включил одновременно кондиционер  и большой напольный вентилятор.
Проверил холодильник – три полуторалитровые бутылки с водой. На столе в круглой вазочке фрукты. Все обернуто специальной тонкой пленкой.
На кровати откинут край покрывала и на подушке лежит конфетка в красивой упаковке. Так сказать на сон грядущий. Правда, в последующие дни «такой роскошью» нас больше не баловали.

Менее, чем через полчаса мы были готовы.
 
Огромный  Kailasagiri  park  площадью около 150 га раскинулся на холме, на высоте 120 м. Парк является излюбленным местом отдыха горожан. Это и неудивительно. Множество и разнообразие развлекательных мест привлекает сюда и взрослых и детей.
Широкие прогулочные дорожки среди поражающей взор своими красками тропической растительности, полны людей. Почему-то большинство среди них были женщины и дети. Все женщины носят сари. Нельзя, пожалуй, найти двух женщин в одинаковом сари. Все сари отличаются расцветкой или пышностью узора и даже манерой укладки свободного конца  материи через плечо. Женщины в облегающих сари выглядят очень элегантно и грациозно.

 На вершине холма установлена монументальная статуя Шивы и его жены Павати. К статуе можно подняться по ступеням, расположенным по обе стороны от каскадного фонтана. От подножья статуи открывается панорама  города и порта. Великолепный вид на, казалось, бесконечный песчаный пляж и бирюзовую даль Бенгальского залива просто завораживает.
 
Быстро пролетело время, отведенное нам на мимолетное знакомство с парком. Уставших, голодных, но полных впечатлений от первого дня пребывания в Индии, нас доставили в отель.

Мы заняли столик у застекленной стены, ограждающей зал ресторана от территории плавательного бассейна. Небольшой бассейн, по-видимому, давно не использовался по назначению. Несмотря на чистоту и ухоженность вокруг бассейна, вода в нем была какого-то неприятно зеленоватого цвета.

Заказ ужина мы доверили нашему переводчику.
 
Вскоре официант принес нам «чакати» – индийские лепешки, густой гороховый соус – «дал» и три бутылки минеральной воды.

- А нельзя заказать что-нибудь…, такое? – поинтересовался я у нашего визави.

- Нет, заказать нельзя. Здесь в ресторане не приносят алкогольные напитки. Смотрите, сколько здесь детей! Считают, что они не должны видеть, как взрослые употребляют спиртное.

И, действительно, мы не заметили, как зал ресторана почти полностью заполнился. Среди взрослых было довольно много детей. Более-менее обеспеченные люди приходили вечером в ресторан обедать всей семьей.

- Если кому-то  хочется, - продолжил он, - через коридор имеется специальный небольшой зал с барной стойкой. Там можно заказать выпивку по желанию: виски, джин, вино, пиво и, даже, водку.

Куда-то идти, чтобы что-нибудь выпить и затем торопиться поскорей обратно, чтобы закусить, конечно, не было никакого желания. Нет, это было не по-нашему.

Кстати, «чакати» с гороховым соусом нам понравилось. Затем принесли «Курицу Тандури» – особым способом приготовленные куриные ножки в соусе из жирной простокваши, различных специй и специального соуса «тандури». Очень вкусно!

Вместо десерта, заказали кофе. Кофе показался каким-то «слабым»  и мы попросили принести нам покрепче.
Дважды официант приносил новый свежий кофе – все не то. Наконец, на третий раз он принес и поставил на стол большую банку растворимого кофе и термос с кипятком. И все это без малейшего возражения или высказанного недовольства.
 
Что касается кофе, добавление порошка лишь усиливало горечь, не улучшая вкуса напитка. Наверное, это был просто такой сорт.
Наутро я был приятно удивлен, увидев на полу у двери свежие газеты. Одна из них – Биржевые  новости, вторая – детская, третья – о новостях спорта.
Взял спортивную газету – одно разочарование. В Индии культивируется, по-моему, только один вид спорта – крикет. Во всяком случае, информацию  о соревнованиях по другим видам спорта я не нашел.
На завтрак выбор небогатый. Яичница, омлет, молочные продукты, фрукты, чай, кофе. Однако, если пожелаете что-то более «интересное» из имеющегося в Меню, вам приготовят.

Гостиница “Green Park Hotel“ расположена, наверное, в получасе езды на машине от места расположения компании. Это, если нормально ехать…

Все для нас казалось необычным. Прежде всего, непривычное для нас левостороннее движение, что осталось в наследство от англичан в бывших колониях Её Величества. Но главное не в этом. Впечатление, что правил дорожного движения не существует, как таковых. То есть формально они существуют, но не более того.

В любом ряду можно увидеть автомобили и мотоциклы, мотороллеры, велосипеды, рикш. В какой-то из дней мы увидели даже установленное на четырех колесах огромное корыто. На этом устройстве с педальным приводом перевозили чей-то скарб.
Создавалось впечатление, что всё, что имеет возможность как-то двигаться, становится полноправным участником дорожного движения.
Только в пути я заметил, что на нашей машине отсутствовали зеркала бокового вида. Я поинтересовался о причине их отсутствия.

- Да их просто сразу сломают, -  пояснил водитель.

И добавил, чтобы исключить дополнительные вопросы:

- При различных маневрах, чтобы обратить на себя внимание, подают звуковой сигнал и делают иногда отмашку рукой. Мы к этому привыкли и вполне обходимся без зеркала бокового вида.

Почти все дни мы ездили на работу и с работы по одному и тому же маршруту. То ли арендованный таксист-водитель не хотел менять маршрут, то ли по другой причине. Так, что наш путь мы изучили неплохо.
Только один раз, когда нас на своей машине подвез  менеджер компании, маршрут был выбран другой, что позволило нам увидеть что-то новое.

Чем крупнее транспорт, тем больший приоритет в движении. Пропускать пешеходов, даже на перекрестках, не принято. Смельчаки, лавируя между движущимися автомобилями и мотоциклами, с огромным для себя риском перебегают улицы.
 
Есть две возможности перейти дорогу более или менее безопасно: если на перекрестке стоит полицейский и если дорогу вдруг вздумает перейти корова. Поскольку корова для индусов животное священное, покалечить или, не дай Бог, убить животное, смерти подобно. Это не прощается.

Полицейский иногда стоит и на регулируемом светофором перекрестке. Видимо для острастки.
В самом центре перекрестка установлена круглая невысокая тумба, на которой возвышается полицейский и движением рук, дублируя светофор, регулирует движение. Не столько регулирует, сколько следит за порядком.

При нем самое главное средство, способное мгновенно убеждать – метровая бамбуковая палка, которой он время от времени не стесняется пользоваться.

На перекрестках, не обращая внимания на полицейского, автомашины мгновенно обступают дети, выпрашивающие какую-нибудь мелочь. Многие из них покалечены и изувечены. Как правило, водители не обращают на них особого внимания.
 
Однажды на одном из таких перекрестков, наш сопровождающий, слушая как мы, глядя на детей, переговариваемся, решил открыть окно и дать детям из жалости несколько мелких монет. Увидев, что появилась  возможность что-то выпросить, машину мгновенно окружила толпа детей. Наверное, человек двадцать, не меньше.
Водитель быстро закрыл окно. Тогда дети начали раскачивать машину, криками и жестами настоятельно требуя денег. Наше положение приближалось к «критическому».
Внезапно все стихло, дети  рассыпались в разные стороны - к машине приближался, покачивая бамбуковой палкой, полицейский. Я думаю, что он нас тогда, если не спас, то выручил.

Наибольшим «приоритетом» в уличном движении, бесспорно, пользуется автобус. Это самый дешевый, но и самый неудобный вид транспорта. Автобусы всегда переполнены. Люди висят на ступеньках, словно грозди, ухватившись за поручень  или, обхватив впереди стоящего, который «устроился» более удобно. Висят на окнах, неизвестно на что опираясь.
Беспрерывно сигналят вездесущие такси.
Особый вид такси – мото- и велорикши. Велорикш обычно нанимают на короткие расстояния. Моторикша – это транспортное средство на базе трехколесного мотороллера. При количестве посадочных мест до четырех, моторикша «перевозит» зачастую до двенадцати человек. Это описать невозможно, это нужно видеть.

Вся масса транспортных средств и пешеходов движется в каком-то мареве из пыли, испарений и концентрированного смога.

Все-таки основными видами транспорта по численности можно считать, вероятно, мотороллер и мотоцикл.
На мотороллерах и мотоциклах часто в качестве пассажира на заднем сидении ездят женщины.
Женщины, как правило, носят сари – одежду представляющую кусок ткани длиной в несколько метров, особым образом обернутого вокруг тела. Из-за специфики этой одежды, они вынуждены сидеть только боком, держась, как-то неловко, одной рукой за своего партнера. Нередки случаи их падения, особенно на поворотах.

Один такой случай мы видели. Вынырнув слева от нашего авто, молодые люди на мотороллере не заметили справа едущего рикшу. Чтобы избежать неминуемого столкновения, водитель мотороллера выполнил резкий поворот, в результате чего он и его подруга    оказались на асфальте.
 
Образовалась пробка. Едущие сзади, не зная, что произошло, непрерывно сигналят. Это привлекло внимание полицейского.
Заметив приближающегося стража порядка,  молодые люди, несмотря на очевидные ушибы, бросились в разные стороны, бросив свой мотороллер и решив, что выяснение отношений с полицейским  обойдется намного дороже.

Справедливости ради нужно отметить, что по мере приближения к деловому центру города движение становилось более умеренным, менее хаотичным, хотя правила дорожного движения по-прежнему игнорировались, да и коровы вели себя никак не лучшим образом.