Урок по литературе на разбойную тему

Андрей Рождественский 4
Статья написана по материалам, опубликованным в интернете по адресу:
http://www.eelmaa.narod.ru/urlit/materials/n2.html

Материалы представляют разработку урока в школе по теме:
лирическая народная песня «Не шуми мати зелёная дубравушка» на уроках литературы в 7 классе.    Николаев О. Р, Федоров С. В.

Текст песни:

Не шуми, мати зеленая дубровушка,
Не мешай мне, доброму молодцу, думу думати.
Что заутра мне, доброму молодцу, в допрос идти
Перед грозного судью, самого царя.
Еще станет государь-царь меня спрашивать:
Ты скажи, скажи, детинушка крестьянский сын,
Уж как с кем ты воровал, с кем разбой держал,
Еще много ли с тобой было товарищей?
Я скажу тебе, надежа православный царь.
Всеё правду скажу тебе, всю истину,
Что товарищей у меня было четверо:
Еще первый мой товарищ темная ночь,
А второй мой товарищ булатный нож,
А как третий-то товарищ то мой добрый конь,
А четвертый мой товарищ то тугой лук,
Что рассыльщики мои то калены стрелы.
Что возговорит надежа православный царь:
Исполать тебе, детинушка крестьянский сын,
Что умел ты воровать, умел ответ держать!
Я за то тебы, детинушка, пожалую
Середи поля хоромами высокими,
Что двумя ли столбами с перекладиной.

Не шуми, мати зеленая дубровушка,
Не мешай мне, доброму молодцу, думу думати.


Анализ "анализа" русской разбойничьей песни «Не шуми, мати зеленая дубравушка»


Итак, в русской современной школе, призванной сеять доброе разумное вечное, изучаются русские разбойничьи песни. Это блюдо подаётся в горячем виде с приправленным подробным анализом, вероятно с тем расчётом, чтобы в головах своих «подзащитных» произвести добрый, разумный и вечный синтез.

Может быть это действо основано на логическом законе отрицание отрицания, что в простейшем виде выражено  древней арифметической заповедью – минус на минус даёт плюс?

Дескать, покажем деткам, какие разбойники плохие и они (детки) вырастут хорошими  со стойкой аллергией к разбойной жизни.

Попробуем в этом разобраться.

Начнём с названия статьи: «Лирическая народная……»

Род Литературный `Современная энциклопедия`
РОД ЛИТЕРАТУРНЫЙ, одна из трех групп произведений художественной литературы - эпос, лирика>, драма>. Традиция> родового членения литературы была заложена Аристотелем. Несмотря на зыбкость границ между родами и обилие промежуточных форм (лироэпическая поэма>, лирическая драма>), в каждом произведении, как правило, можно выделить родовую доминанту: повествование о событии (эпос), субъективно-эмоциональное размышление (лирика>), диалогическое изображение событий (драма>). Разделение литературы на роды - предпосылка дальнейшего членения ее на виды и жанры.

http://enc-dic.com/word/r/Rod-literaturn-20775.html

Развертывая определение лирики, как литературного рода, применительно к нашему случаю, можно сказать, что статья повествует о субъективно-эмоциональных размышлениях разбойника перед казнью за свои злые дела (воровство и разбой.

Собственно, анализ песни и призван сообразуясь с логикой воспитания служить духовной прививкой от проникновения криминального вируса в души подростков. Как говорится в статье «донести до подростков эстетический и духовный опыт» наших пращуров.

Автор статьи с упорством маньяка раскладывает песню на атомы и молекулы, утверждая духовную ценность этих осколков разбойных дум и переживаний. 

Мать зелёная дубравушка

Разбойничья мать иными словами. Обращение к ней в песне задушевно лирическое.
Статья щебечет о ней как соловей о розе. Ах! Как это прелестно звучит. Только нет в песне упоминания о большой дороге, которая обязательно проходит в глубине «матери зелёной дубравушки» ( купцы не ходят по лесу без дороги даже в пьяном виде) и где разбойники занимаются своим кровавым ремеслом.
Автор статьи пишет о зелёной дубравушке как о месте «вольной молодецкой жизни». Против вольной жизни трудно возразить. Разбойник живет вольной жизнью, пока не поймают. А какого сорта молодечество свойственно разбойникам тоже понятно. Ну и конечно все как положено. В былинах в зеленой дубравушке должен быть свой соловей разбойник. Только в песне он зовется добрым молодцем. Вероятно за добрые дела.

Что заутра мне, доброму молодцу, в допрос идти
Перед грозного судью, самого царя.

Вообще то «недобрый молодец» гордится своими недобрыми делами, как правильно заметил автор статьи. Но не будем его судить строго, он же не библейский святой. Да и песенная традиция не позволяет ему скромничать. В России всё виртуального размера: Пить, так ведрами, судить так царским судом, хотя губернского чиновника было бы вполне достаточно. Но вот с семантикой прилагательного грозный у автора прокол. Привожу список синонимов этого слова.

Синонимы
1. жестокий, свирепый, суровый
2. угрожающий
3. устрашающий
4. грозовой

Где тут намек на справедливость? Грозный не означает справедливый. И ссылка на Ивана Грозного не в тему. Сей самодержец не отличался повышенным чувством справедливости, скорее наоборот, полным её отсутствием.
И конечно перлом является высказывание автора: « Царское наказание всегда справедливо, каким бы жестоким оно не было».

Какие тут могут быть комментарии?

Еще станет государь-царь меня спрашивать:
Ты скажи, скажи, детинушка крестьянский сын,
Уж как с кем ты воровал, с кем разбой держал,
Еще много ли с тобой было товарищей?

В словаре Даля слово трактуется таким образом:
  ВОЛЯ - ж. данный человеку произвол действия; свобода, простор в поступках;
Современное толкование:
ВОЛЯ, способность к выбору деятельности и внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления.
   
Не спорю, слово воля имеет много значений, но в том числе его синонимом является свобода. Но нельзя противопоставлять эти слова и воздвигать на этом мнимом противоречии целое словесное болото. Да и в приведённом автором отрывке  ни то ни другое слово не встречается.

Размышления автора по поводу выражения «крестьянский сын» обильны, но не представляют большого интереса. Разбойниками, как правило, не рождаются. И кем же быть разбойнику, как не крестьянским сыном, если сама страна крестьянская. Если бы разбойники семьями уходили в лес, то это был бы ужу не разбой, а партизанская война. Что касается царского вопроса, то мудрить над ним тоже не стоит. Какой следователь его пропустит, хотя ум не самая большая добродетель русских самодержцев.

Еще первый мой товарищ темная ночь,
А второй мой товарищ булатный нож,
А как третий-то товарищ то мой добрый конь,
А четвертый мой товарищ то тугой лук,
Что рассыльщики мои то калены стрелы.

У меня сложилось мнение, что чем дальше у автора продвигается анализ песни, тем более многословным и бессмысленным он становится. Ответ трактуется автором как некий виртуальный крик одиночества. «Вот я какой, даже подельников и тех нет». Вероятно, такой взгляд на вещи должен вызвать жалость. Сочувствие к бедному разбойнику. И мать у него «дубравушка» и сотоварищей у него нет. Да ещё и попался в руки правосудия. Просто «невезунчик» и всё.
 
Но ещё один интересный штришок. В словах разбойника автор статьи видит истинную молодецкую удаль:

«, но опять же его ответ имеет дополнительные смысловые оттенки: в образе "товарищества" ночи и оружия сквозит дух молодецкой удали»

Что возговорит надежа православный царь:
Исполать тебе, детинушка крестьянский сын,
Что умел ты воровать, умел ответ держать!
Я за то тебы, детинушка, пожалую
Середи поля хоромами высокими,
Что двумя ли столбами с перекладиной.

Последний отрывок вызывает целую словесную бурю. Иронические слова царя дают волю такой «Достоевщине», что сам Фёдор Михайлович мог бы позавидовать.
Надо сказать, что царь оказался на высоте и оказал милость разбойнику соответствующую его разбойничьему званию. Дополняют всё вышесказанное слова автора:

«Разбойник – изгой, сирота и грешник, поскольку выбрал путь воли. Можно сказать, что царь косвенно упрекает молодца в его нынешней асоциальности и безродности, а с другой стороны, жалеет "блудного сына", дорожит в разбойнике его прошлой свободой, попранной волей».

Хорошенькая жалость «двумя столбами с перекладиной.


Заключение

Я считаю урок на тему русской разбойной песни мероприятием возможным, но рискованным. В том виде, какой представлен в статье неприемлемым для школы.

Причины:

Школьные предметы не тождественны соответствующим наукам. Наука ставит перед собой единственную задачу-выяснение истины. Ученые-охотники за истиной.

Школьные предметы имеют всегда воспитательную составляющую. То, что хорошо для научной конференции может быть противопоказано в школе.

В жизни народов и их истории всегда есть тёмные пятна, которые невозможно очистить. У турок вряд ли почетным можно назвать геноцид армян, немцам трудно поставить в заслугу народные симпатии к Гитлеру, что позволило ему возвыситься и стать кровавым диктатором. В России воровство и разбой не потеряли свою популярность и поныне. И не чем тут гордиться.

Русские разбойничьи народные песни многообразны и популярны и эта популярность отражает отношение к ним общественного сознания. И в этой связи учителям есть над чем поработать.

------------------------------
Картинка взята из интернета:
http://www.astrologo.ru/imason/Razboynik.jpg