Зеленая волна орловских светофоров

Гайдамака Светлана
Мы столько раз проезжаем мимо светофоров, независимо от того в каком виде транспорта мы находимся - троллейбус, трамвай, автобус, машина или просто пешком и ни разу не ловили себя на мысли
- "откуда и как появилось на наших улицах это удивительное изобретение, которое обеспечивает нам порядок и дисциплину движения на дорогах".
Было время, когда перейти через улицу большого города было совсем непросто. Люди подолгу стояли на тротуаре и ждали, когда же закончится нескончаемый поток конных экипажей. Самые нетерпеливые перебегали улицу, рискуя попасть под копыта лошадей или колёса повозок.
Что уж говорить про наши дни, когда поток машин несётся в несколько рядов! Как пешеходам перейти улицу? А ведь ещё есть машины, которые двигаются в поперечном направлении, и им тоже необходимо освободить дорогу. На помощь участникам дорожного движения — и пешеходам, и водителям — приходит светофор. В переводе с греческого языка светофор — «носитель света». Он регулирует движение с помощью световых сигналов.
А знаете ли вы, когда появился привычный для нас светофор?
Оказывается, регулировать движение с помощью механического прибора начали уже 140 лет назад, в Лондоне, возле здания Британского Парламента. Его изобрёл — Дж. П. Найт (англ. J. P. Knight) — специалист по железнодорожным семафорам. Первый светофор стоял в центре города на столбе высотой 6 метров возле здания британского парламента. Управлял им специально приставленный человек. Управлялся он вручную, имел два семафорных крыла, а в темное время суток подсвечивался газовым фонарем. Светофор использовался для облегчения перехода пешеходов через улицу, а его сигналы предназначались для транспортных средств. К сожалению, в начале 1869 г. фонарь устройства взорвался и поранил полицейского, который руководил светофором. После этого случая о светофоре забыли почти на 50 лет.
В 1910 году уже в Чикаго Эрнстом Сиррином была разработана и запатентована первая автоматическая система светофора без участия человека. В его устройстве использовались надписи «STOP» и «Proceed» без подсветки. В 1912 году в США Лестером Вайером был изобретен первый электрический светофор с современными очертаниями: двумя круглыми сигналами красного и зеленого цвета.
Оборудование светофорами первого перекрестка было произведено Американской светофорной компанией 5 августа 1914 года в городе Кливленде США. Четыре электрических светофора переключались с красного на зеленый свет и издавали предупреждающий звуковой сигнал. Управление осуществлял полицейский из специальной будки, расположенной на перекрестке.
Трехцветные светофоры с использованием сигнала желтого цвета появились в Детройте и Нью-Йорке в 1920 году.
В Европе первые трехцветные «регулировщики» начали использоваться в двадцатых годах ХХ века сначала в Париже и Гамбурге, затем и в городах Англии.
В Советском Союзе эксплуатация первого светофора началась 15 января 1930 года
в Ленинграде, а в декабре того же года первый светофор заработал в Москве.
В Орле первые светофоры появились в начале 1938 года. К сожалению, нет точной информации, на каких именно перекрёстках были установлены самые первые светофоры в городе. Но здесь помогают старые фотографии. Точно известно, что первые светофоры были установлены на нынешней площади Мира и на нынешнем пресечении улиц Гостиная и Гагарина (пл. К.Маркса). Эти светофоры видны на военных фотографиях. Возможно, они и были только на этих двух перекрёстках, так как другие были не столь оживлённые и не требовали светофоров.
Самые первые светофоры, на нынешней площади К. Маркса, довольно не затейливая конструкция. Тогда светофоры висели над перекрёстком посреди проезжей части в единственном экземпляре и давали показания (красный, жёлтый, зелёный) либо одной улице перекрёстка, либо другой. На фотографиях 1970-х - начала 80-х годов на улицах города попадаются уже немного другой конструкции светофоры. Их мы можем видеть и во многих старых советских фильмах. С конца 1980-х всем нам уже знакомы светофоры, которые до сих пор можно увидеть на наших улицах. В светофорах применяются лампы накаливания и цветные стеклянные линзы. Эти светофоры неизменными ставились вплоть до середины 2000-х годов.
Старожилы припоминают, что конце 1980-х по всей Комсомольской-Московской можно было проехать не останавливаясь, потому что так были настроены светофоры. На указателях скорости были электронные табло. На них оптимальная скорость постоянно менялась от 30 км/час до 60 км/час. Правда, проработали такие табло недолго. Принцип их действия был подробно описан в книге «Зеленая волна» автор неизвестен (к сожалению, книгу в интернете, найти не удалось). Затея это была общесоюзная, но неизвестно в каких городах была внедрена. Главное что каждый водитель мог на собственном опыте убедиться, что если передвигаться со скоростью 40-45 км, рекомендованную цифровым табло, то можно не останавливаться на светофорах. Только подъезжаешь, и загорается зеленый. Гнать со светофора было бессмысленно. Сейчас, наверное, такое уже не организуешь. Транспорта стало в разы больше, пробки, пешеходы, которых теперь надо пропускать на переходах. Но почему то "зеленую волну" свернули ещё до увеличения транспортных потоков.
Для 1990-х годов для Орла было обычным явлением светофоры с принудительным включением разрешающего сигнала для пешеходов. Они были оборудованы небольшими устройствами с кнопками и индикацией. Подойдя к светофору достаточно было нажать на кнопку в жёлтой коробочке и вам загорался зелёный свет для перехода дороги. Прогресс не стоит на месте и хоть светофоры принципиально и не поменяли своей конструкции, но лампы накаливания в них начали заменять на светодиоды. Первый светофор со светодиодами был установлен на наших улицах на перекрёстке улиц Гагарина и Розы Люксембург. Был это 2006 или 2007 год. С этого времени светофоры с лампами и стеклянными линзами в Орле не используются.
В 2009 году, на Комсомольской улице в районе дома 287, появляется первый светодиодный анимированный светофор. Зелёное показание для пешеходов представлено в виде шагающего человечка, который начинает ускоряться по мере истечения времени для перехода дороги. Для пешеходов светофор так же дополнен обратным отчётом времени и звуковым сопровождением.
Чуть позже появляются светофоры с отчётом времени и для автомобилистов. Такой новый светофор на площади Мира в 2010 году. Здесь же установлены первые светодиодные трамвайные светофоры.
В 2013 году появляются первые светофоры в которых изменилась уже не только световая система, но и конструкция корпуса. Как это ни привычно, но последние модели светофоров выпускаются - без козырьков. Так же они стали заметно тоньше своих предшественников, которые повторяли форму ещё довоенных светофоров. Первый такой светофор в нашей области был замечен этим летом 2013 года в Ливнах, а уже в сентябре 2013 года они появились и в Орле на перекрёстках 1-Курская / 5-Августа и Грузовая / Ляшко. До конца 2014 года в Орле обещают установить еще пять новых светофорных объектов - на пересечении ул. Бурова и Космонавтов, Кромского шоссе и Машиностроительной, Московского шоссе и Рощинской, переулков Маслозаводского и Пищевого, а также в районе дома № 2 на ул. Игнатова.
Внешний вид первого светофора существенно отличался от его сегодняшних собратьев. Он был на ручном управлении и представлял собой нехитрую конструкцию с набором из двух семафорных стрелок. Стрелка, расположенная горизонтально, означала остановку, а приподнятая кверху под углом в 45 градусов – перемещение с особой бдительностью. В ночное время стрелки заменялись газовым фонарем соответствующих цветов. Но как и в те далекие времена, является ежедневной жизненной необходимостью каждого из нас.