Сказка нам поможет

Наталья Ромодина
     Пришёл Софьин день рождения, а с ним и долгожданный первый день занятий в институте!

      Лучшим подарком были 20 пар внимательных глаз, смотревших на неё на уроке!

      Софье хотелось, чтобы девочки полюбили русский язык и нашу литературу так же, как она сама. На первом уроке она ничего не объясняла, а хотела послушать, что сами воспитанницы говорят, о чём они думают, что читают. Она хотела узнать их получше. Это было уже другое поколение. Ученицы были моложе Любы, её дочери!

      Девочки, казалось, хотели вжаться в парты. Какая-то напряжённость чувствовалась в атмосфере урока. Привела их в первый день немецкая классная дама, фройляйн Эшке. Чем она успела их напугать? Софья наметила себе поговорить с Амалией Карловной.

      – Давайте сочиним все вместе сказку! Или, если кто-то хочет рассказать нам свою собственную сказку, послушаем её! – предложила Софья девочкам.

      Она знала, что сказки помогают нам выразить себя и даже обрести утраченное душевное равновесие. Сейчас как раз требовалось это. Как Софья и предполагала, свою сказку демонстрировать не захотела ни одна девочка. Тогда помаленьку, потихоньку, по одной фразе она стала вытягивать из девочек тему конфликта.

      Сказка получилась о том, что некая мать отправила свою дочку во дворец, желая ей добра. Но во дворце никто девочку не любил, потому что её никто ещё не знал. И она чувствовала себя одиноко.

      Ученицы продолжали одна за другой так, будто у сказки был один-единственный автор.

      – Что же делать девочке? Кто ей поможет? – спросила Софья.

      – Друзья… Надо подружиться с кем-нибудь.

      В друзья предлагался чудесный говорящий цветок, маленькая верная собачка, даже домовой…

      «А люди? Люди не могут быть друзьями?» – думала Софья. Как же одиноки эти девочки! Они не верят друг в друга, не верят в дружбу!

      Софья, слушая учениц, непроизвольно вспомнила свои первые дни в институте.



      * * *

      …Ей тоже было десять лет, как и нынешним ученицам. Она была уверена заранее, что в институте найдёт себе подружек. Правда, Соня тогда не предполагала, что это будет дружба на всю жизнь!

      Мама и отец привезли дочь и передали чемоданчик с её вещами швейцару. Пришла строгая дама со смешной причёской с кудерьками на макушке – фройляйн Штольц – и заявила:

      – У нас свои вещи иметь не положено! У нас всё казённое! Ваша дочь зачислена на «капитул орденов»! Ваше благородие! – обратилась она к Горчакову. – Не волнуйтесь, мы Вашу девочку не обидим! Главное – чтобы училась хорошо и была здорова!

      Фройляйн повела Сонечку в дортуар.
      – Мадмуазель Горчакова! – здесь Вас так будут звать! – сказала она по дороге. – Возьмите Вашу форму – в дортуаре переоденетесь!

      Она сунула Соне в руки платьишко цвета кофе с молоком и целую охапку каких-то белых крахмальных частей одежды. Соня подумала, что разберётся с этим по ходу дела.

      – Вот Ваша кровать! – показала Штольц, когда они пришли в большую спальню на двадцать коек.

      Маленькие пансионские дортуары были только у выпускного класса, а младшие спали в больших, какие были во всех институтах.

      Кровать стояла в среднем ряду. Слева от неё помещались ещё две таких же кровати, а с правой стороны – одна. До окошка было далеко, да и все высокие окна были заклеены белой бумагой выше роста девочек, поэтому в комнате было темновато. Тут не почитаешь, когда захочешь! А Соня так любила книги…

      Чёрненькая, небольшая ростом девочка с короткой, но толстой косичкой возилась в тумбочке около правой кровати. При появлении классной дамы она присела в книксене. На девочке было такое же кофейного цвета платьишко. Спереди оно было почти целиком закрыто плотным белым фартуком, а сверху – пелеринкой. Девочка обратилась к Соне:

      – Здравствуй! Я Тата! Тата Ильинская! Хочешь, я тебе помогу переодеться?
      Классная дама строго посмотрела на девочек и разрешила:
      – Да, мадмуазель Ильинская, помогите, пожалуйста, вашей соседке! Это Софья Горчакова, она тоже дочь офицера, как и Вы!.. - Фройляйн Штольц говорила строго и отрывисто, с немецким акцентом. - Застегните ей пуговицы сзади и завяжите бант! Когда переоденетесь, мадмуазель Горчакова, скажете мне – я отведу Вас к Вашей матушке. Вы попрощаетесь с ней и отдадите Вашу домашнюю одежду!

      Таковы были первые впечатления Софьи от института. Она сразу подружилась с Татой, Катей, Варей, Оксаной, Машей и другими девочками, часто бывала дома, поэтому ей не было тоскливо в институте, она никого там не боялась. Оказывается, всегда можно было найти возможность и почитать. Правда, фройляйн Штольц строго следила за тем, какие книги держат девочки у себя.

      Штольц, как и все немки, требовала строжайшей дисциплины. Ходить по институту только строем, в сопровождении педагога. Кровать заправлять, умываться холодной водой до пояса, молитва по три раза в день, гимнастика по часу ежедневно, хождение с палкой за спиной… Но ничего из этого не было в тягость для Софьи. Она хорошо училась, самостоятельные задания выполняла вовремя, была готова к каждому уроку, и всем быстро стало понятно, что Горчакова – первая ученица в классе.

      Соне было не так важно получать 12 баллов, как получать знания. Но отец гордился ею и её успехами - это и самой девочке было приятно. Однако кое-кому в классе хотелось занять Сонино место первой ученицы... Впрочем, это было уже позже.



      * * *

      …Но надо заканчивать сказку! Софья Ивановна вернулась на урок из краткой экскурсии в прошлое.

      – «И тогда к Лютене (так почему-то звали героиню) пришла фея!» – сказала одна из девочек, Валя Грибинская.

      «Уже теплее!» – радостно подумала Софья. Фея – это обращение к взрослому, который поможет, заменит родителей. Значит, надо работать дальше.

      Фея подарила волшебные предметы. Ими можно привлечь людей, но такая дружба может быть неискренней, основанной на зависти, на использовании одного человека другим.

      Одним из предметов было зеркало истины, в котором было всё видно так, как оно есть на самом деле.

      «Глубоко копают!» – подумала Софья. Ей и её подружкам в их десять лет такое в голову бы не пришло!

      Это зеркало помогло Лютене определить, кто к ней относится искренне, кто желает добра. Она сама тоже всем делала добро, потому что была доброй девочкой! А добро порождает добро - особенно в сказках! Поэтому с Лютеной все захотели дружить, и она нашла себе прекрасных друзей и была счастлива!

      Вот так в сказке победила дружба. А урок между тем закончился.



      * * *

      Весной, когда по институтскому скверу вовсю побежали ручьи, а на кустах сирени набухли почки, младшеклассницы продолжали испытывать терпение педагогов!

      Насилу удалось, с помощью Софьи, распутать сложный конфликт с подделкой оценок в классном журнале.

      Аннеточка Баженина, светлая девочка и на внешность, и по душевному складу, шла в классе первой ученицей. И некоторые, оказывается, ей позавидовали.

      Вдруг в журнале напротив фамилии Бажениной появились странные отметки: восьмёрки, десятки и даже… шестёрки! Такого быть не могло! Если по каким-то причинам ученица не выучила урока и предупредила об этом, учителя просто не ставили оценку в журнал, но она ведь каждый день приходила в класс, готовая к уроку! И вообще, она если знала урок, то знала его на 12 баллов!

      Поэтому странный ассортимент отметок на её строчке привлёк внимание инспектрисы. Эмма начала расследование, в которое включились и начальница, и классные дамы, и Софья, поскольку «восьмёрки» и «шестёрки» стояли и на странице словесности.

      Софья Ивановна задала девочкам написать сочинение о том, что такое порядочный человек. Она часто давала подобные темы. Ей и самой было интересно почитать, что девочки думают о жизни! А воспитанницы впервые задавали себе эти вопросы и с удовольствием отвечали.

      Ну и маленькие интриганки выдали себя в своих сочинениях. Вернее, одна – Маруся Филипповская. Эта девочка претендовала на лидерство в классе. По натуре она была вождём. Но её личные качества не особо привлекали девочек. Не очень умная, ленивенькая насчёт уроков, любящая посплетничать, столкнуть двух девиц лбами, стремящаяся заручиться поддержкой начальницы, инспектрисы и для этого не чурающаяся ябед.

      Когда её вызвала к себе Эмма Оттовна, девочка сразу зарыдала и сказала, что она виновата и что больше не будет так делать. Она тоже хотела учиться на 12 баллов, быть первой ученицей. Она считала, что она не хуже, чем эта Анька!

      – Во-первых, не Анька, а Анна. А во-вторых, мадмуазель Филипповская, зачем Вам захотелось ставить ей в журнал низкие отметки, которых она не получала?

      – А чтобы поняла, как неприятно получать «шестёрки»! У неё же их никогда не было!
      – Потому что она учит уроки каждый день! – выходила из себя мадам Проскурина, которая никак не могла втолковать маленькой воспитаннице, что её поступок позорен и бессмыслен.

      Эмма решилась позвать на помощь Софью. Та пришла.
      – Разрешите, я поговорю с ней наедине!..

      Штольц вышла. Софья спросила:

      - Мари, вы любите сказки? - Девочка кивнула. - А почему?
      – Сказки я люблю потому, что они рисуют нам удивительный мир, где возможно всё, что невозможно в реальном мире, - обстоятельно ответила Маруся.

      – А вы бы хотели, чтобы так было в действительности, как в сказке?
      – Да, хотела бы!
      – Почему?
      – Потому что сказка могла бы исполнить мои мечты!
      – И поэтому вы решаете сделать так, как невозможно в жизни, но возможно в сказке?
      – Да.
      – А вы помните, как кончаются сказки? Кто побеждает в них и торжествует?

      Ученица растерялась; работа мысли отразилась на юном челе.

      – Мадам, в сказках побеждает добро!.. Торжествует любовь!

      Софья не стала продолжать: кажется, Маруся поняла, на чьей стороне выступила она, подделав отметки в журнале. Пока девочки маленькие, с ними легко. То ли дальше будет!