Фантастика и сюр реализма

Анатолий Федосов
Обратимся к самому предмету Реализма – вот что есть в Википедии:
Реализм (фр. ralisme, от позднелат. re;lis «действительный», от лат. «вещь») — стиль и метод в искусстве и литературе, а также философская доктрина, согласно которой предметы видимого мира существуют независимо от человеческого восприятия и познания.
Реализм — направление в литературе и искусстве, ставящее целью правдивое воспроизведение действительности в её типичных чертах.

                ************************

Действительность в её типичных чертах! То есть, нам предлагают
взирать на действительность – такую, какая есть, хорошо бы!
Так, ведь, у каждого, рядом, она своя и задачи свои – один едет в
самую что ни на есть Тмутаракань и находит там такие шедевры
поголовного пьянства и нищеты, на фоне которых запуск космического
корабля кажется самой настоящей фантастикой и даже сюрреализмом.
Другой же, наоборот, так красиво покажет фасад наших скромных
успехов, что всем остается лишь гордиться, не замечая реалий бытия.
Один получает уважение тех, кто не желает видеть хорошего, другой –
авторитет и регалии у тех, кто не желает замечать плохого. Чем не сюр*!

Представьте, что в школе не будет, ни программ, ни учебников, ни
экзаменов по единым требованиям – учителя будут учить так, как
«Бог на душу положит». Что выйдет из этой сюрреалистичной ситуации?
Ничего хорошего! Продвинутые школы дадут продвинутых, а
задвинутые – задвинутых! Совершенно ясно, что родители всех
первоклассников будут стремиться устроить своих чад именно туда,
где воспитывают тех, кому после выпуска будет светить социальное
солнышко жизни. Кто же пожелает своему ребенку «мучиться» 11 лет,
чтобы потом работать слесарем, сварщиком или охранником. Только,
ведь, именно так и получается в реальности – сюрреализм того, чему
учит школа и экран сталкивается потом с суровым реализмом жизни.

Реализм должен быть призван не только изображать красочно и
талантливо, не столько то, что видит художник сейчас, как то, что
ожидает ребенка и общество в будущем. Предотвратить и отвратить,
ярко и красочно изображая зло, так же как заинтересовать добрым
примером – лишь малая часть задачи, стоящей перед реализмом.
Куда полезнее и гуманнее – показать выход из трудного положения,
куда так любит заводить жизнь, и не только молодых. На деле же,
нам показывают то, с чем никак не столкнутся в жизни 99 процентов
тех, которых готовят к этой самой жизни. И молодой человек, а еще
хуже – девушка, едут в эту самую гущу жизни, о которой, казалось бы,
знают все и полностью и пытаются на личном примере изобразить все
то, о чем мечтали, глядя на экран, слушая учителя, товарищей,
попутчиков и знакомых. Иллюзии рушатся на глазах!

Где те миллионеры, которыми кишат сериалы? Где продвинутые
«звезды», где та жизнь, которая так и лилась с экрана каждый день?
Рушатся планы, теряется время, уходит из души все то доброе и вечное,
чем жили прежде, человек теряет веру в себя и других, иными словами –
«выходит в тираж». Человека реально готовили совсем не к тому –
ему показывали то, что ему не светит. Могут возразить: их же,
предупреждали, что конец идиллии может быть не всегда удачен. Да –
это так! Трудности, потери, обретение через неимоверные трудности и
страдания – как это похоже на то, чему нас и наших отцов прежде.
«Счастье трудных дорог» - любимые темы сочинений выпускников,
безгранично верящих в свои силы, даже не имея на то оснований.
Видно, не зря в народе родилось: «Высоко летал, да на навоз сел!»
Достойно ли это человека, чтобы потом про него сказать: «Что с нами
делает жизнь!»

Обжегшись на жизни, человек начинает теперь искать в реализме иной
смысл. По мере упрощения и развращения своей сути, он стремится уже
все более и более обнаружить в реализме пороки чужой жизни – так ему
легче пережить свои неудачи, пороки и изъяны. Теперь, потеряв веру и
силы, время и мечту, он может начать действовать назло себе и другим.
Зачастую, теперь, он может в реализме искать и недостойный пример.
У него уже нет сил и желания бороться с собой и с трудностями пути
наверх честным и достойным путем и он выбирает окольный путь,
который может поставить на нем окончательный крест. Ведь, для того,
чтобы видеть в жизни хорошее, надо еще сохранить в своей душе те
струны, которые могут откликнуться и заиграть, возвеличивая человека
еще более и делая его сильнее и краше.

Это не просто! Вот и возникает то самое непонимание, которое уже со
временем перерастает в неприятие и равнодушие ко всему истинно
прекрасному и достойному именно этого человека. Но его не научили
не указали именно тот путь, к которому он действительно призван, и
став, на который, смог бы достойно реализовать себя. Перед автором,
собирающимся описывать реальную картину мира, жизни, или человека 
стоит задача, сходная с утилитарной, практической задачи науки.
Кто не видел этих задачников и не отыскивал в них быстро полезную
и нужную для себя. Только вот в нынешних «задачниках», как правило
все задачи про и богатую красивую жизнь, причем все они показаны
задом наперед: красочный ответ (красивый и богатый молодой человек,
его роскошный дом, машина, фирма и пр.) – элементарное, потому как
порочное, решение, которое надо быстро «списать», чтобы быстренько
получить это все и сразу. И ни слова об условии, необходимости и теме,
и уж, конечно о красоте, изяществе решения. Решения той задачи,
которую призван решить именно тот человек, который стоит на пороге
жизни, жизни, которую он пока еще хочет и надеется прожить достойно!

Примечание: сюр* - sur(фр.) - на, над, сверх.
Отсюда: "сюрреализм" - надреализм, сверхреализм.

                **************


Спасибо за фото: joyreactor.cc