1 250

Евгений Суздальцев
У меня было много знакомых фотографов. Все они были разными. Разными были у них темы, жанры, творческие примочки и прейскуранты. Но один фотограф был уж вовсе необычным. Забегая вперёд, скажу, он был художником, но в то время ещё сам об этом не знал. Он считал себя фотографом, но у него не было фотоаппарата. Он только мечтал о нём. И снимки свои он не печатал ни под увеличителем, ни на принтере – не было у него негативов и файлов. Но снимки были. Как такое может быть, спросите вы – а вот как: разглядываете к примеру вы  какую-нибудь фотографию и понимаете что хотел показать своей работой мастер. А иногда не понимаете – тут уж как повезёт. Так вот, мой знакомый не печатал свои снимки. Он их рассказывал. Ёмко, красочно и очень осмысленно. Слушателю становилась понятна вся подоплека описываемого.

Непорядок это, решили друзья фотографы – у человека талант видеть красоту окружающего мира, а передать её он не может. У фотографа должен быть зритель, а не слушатель! И подарили ему фотокамеру. Не новую, конечно, но очень и очень достойную. Обрадовался мой знакомый такому подарку несказанно. Он стал снимать запоем. Почти всё, что снимал, он печатал. Мы разглядывали его работы и поначалу восторгались цветопередачей и удачными ракурсами. Но потом стало понятно… в общем, что как раз ничего не понятно. Непонятно что хотел сказать фотограф своими работами. И приходилось обращаться к нему за комментариями. И как только он открывал рот, чтобы объяснить картинку, сразу всё становилось на свои места. Он своими словами как будто стирал зеркальный слой и зритель, вновь превратившись в слушателя, постигал смысл изображения.

Тогда-то мы поняли: чтобы увидеть суть вещей, нужно иметь особое зрение души. И уж если ты им обладаешь, неважно, какими инструментами ты доносишь людям увиденное. Это могут быть стёкла объектива, кисти или смычок. Ты художник, это твой выбор. Но самым универсальным и могучим инструментом всегда было и остаётся слово.