Ваграмот

Андрей Тюков
"Эгье ашер эгье" (Шмот, 3:2-3)


Я уснул, и во сне меня взяли и увели. Ночью мы отплыли на корабле. Ночью поднялась буря, и начался бунт.
Трижды бросался я на мужчину сильного, начальника стражи. Когда бросался, бил он меня цепью железной, и я падал.
На третий раз корабль раскололся о скалу, и мы оказались в воде среди бушующих валов. Я с головой погрузился в морскую пучину, меня вынесло к берегу и выбросило на камни.
Утром нашли меня люди Ваграмота. Связали руки ремнями. Привели в город из глины. Здесь  стал я слугой и рабом Ваграмота, и служил ему семь лет.
Ваграмот был сильный муж этой земли, начальник отряда. Никто не смел смотреть в лицо ему, стоять и сидеть в его присутствии. Я подал ему для умывания воду. Как в зеркале, увидел его лицо.
На другой день вышел я из города глины. Я написал на твёрдом песке, там, где ветер не веет, имя, что прочёл на лице.
Прилетели орлы, загорелись и сгорели, – имя его...
Змеи пустых мест выползли, высохли и рассыпались прахом, – имя его...
Кто же, в отчаянье закричал я, кто расскажет имя его? И никто мне не отвечал.
Тут послышался стук, как бы копыт. Вышли молодой осёл и ослица. Земля расступилась и взяла их, а с ними – имя его, имя нечестивое...
И я вернулся, и вот, шум большой, и плач, и стенания. Умер великий князь земли, Ваграмот. Он лежит, перед кем все лежали, падали ниц. И был траур семь дней.
И я возвеличился духом. И взял цепь большую, железную, и прошёл, разгоняя слуг Ваграмота и воинов его. И стал я князем этой земли и начальником отряда.
Поклонились мне север и юг, восток и запад. Все племена приползли ко мне на животах своих. Я простил их и отпустил, обобрав...
И запретил я стоять и сидеть рабам и слугам своим в моём присутствии. И запретил подавать мне для умывания воду, а подавать песок пустыни.
Я велел отправить корабли на запад. Когда они вернулись, я стал в тысячу раз богаче. Я мог идти по дворцу, из комнаты в комнату, всю жизнь. В каждой комнате сокровища, женщины и рабы. В каждой можно провести жизнь, и эта жизнь будет похожа на все другие.
И вот, пришла ночью женщина, которую я не знал, и не видел её. И связала меня крепко ремнями, руки и ноги мои. На ослике и ослице привезла меня в место пустое, место страшное.
И отрезала голову мою. Кровью на твёрдом песке вывела имя, – имя нечестивое, тёмное...
И поднялась земля, и оказалась наверху, а я – внизу…
Я проснулся и увидел это. Всё, что было, сразу, в один миг.
С огромной скоростью помчался я оттуда, нигде не задерживаясь, и так буду мчаться, до тех пор, пока не усну и не буду, кто буду.


2014.