Коррупционные интересы Рустама Иноятова

Революционарио Шер
Некоторые узбекские эксперты, получившие политическое убежище в США, Канаде и Европе, выдвинули версии о скорой смене руководителя СНБ, генерал-лейтенанта Рустама Расуловича Иноятова <1> (Ташкентский клан), который уже более 20 лет занимает эту должность и является одним из самых доверенных лиц Ислама Каримова. Так, журналист Исмат Хушев (Канада) на своем сайте «Дуне узбеклари» обеспокоен тем, что Р.Иноятов часто не выходит на работу и, возможно, он сам подвергся гонению со стороны «патрона»; его судьба будет такой же, как и у предшественника – председателя КГБ Узбекской ССР Гуляма Алиева, который был устранен от власти и ушел из жизни никем не замеченный. Политолог Тошпулат Юлдашев (США) уверен, что до конца осени 2014 года произойдет смена основных руководителей репрессивных органов – СНБ и Генеральной прокуратуры (Рашитжан Кадыров, Андижанский клан) и, скорее всего, премьера Шавката Мирзияева (Самаркандско-Джизакский клан). Такой же версии придерживается и журналист Галима Бухарбаева (Германия), считающая, что смена Р.Иноятову уже готовится в «Ок Сарае». Ангажированный СНБ ташкентский правозащитник Марата Захидов считает, что Иноятов пострадал за свои принципиальные позиции и за то, что отстаивал интересы государства.

Действительно, в последнее время политические события в Узбекистане продемонстрировали острые противоречия в политическом истеблишменте. Это связано, прежде всего, с острой борьбой дочери Ислама Каримова – Гульнары с некоторыми высшими чиновниками, в числе которых оказались Рустам Иноятов, Шавкат Мирзияев, вице-премьер Рустам Азимов и многие другие. Своими необдуманными и не защищенными от выявления коррупционными сделками «узбекская принцесса» подставила не только отца-президента, но и тех, кто по такими же способами, маршрутами и схемами осуществлял вывоз капитала за границу и совершал их «отмывание». Иначе говоря, правоохранительные органы Европы и банковские структуры стали проявлять особый интерес и осторожность ко всем счетам, которые открыты гражданами Узбекистана, а также к тем банковским операциям, которые наводят на мысль о сомнительности происхождения переводимых трансакций.

В свое время Рустам Иноятов при команде, в которую входил тогда и заместитель председателя Хаёт Шарифходжаев и первый заместитель Шухрат Гулямов, организовал эффективную схему вывоза финансовых активов из Узбекистана в западные банки, включая специально созданный для этого «Азия Альянс банк», причем тогда ни у кого не возникали сомнения в нелегитимности происхождения средств. Привлечены были специалисты не только самой СНБ, но и МИДа, МВЭСИТ, Центрального банка, Министерства юстиции, которые создавали многоуровневые и сложные для раскрытия ходы, включая Свободно-экономическую индустриальную зону «Навои» и авиахаб в г.Навои. Эта схема работала десятилетие, пока Г.Каримова не оскандалилась со шведской компанией. Более того, Гульнара стала защищать своего родственника – Акбарали Абдуллаева, чей бизнес стал пересекаться с интересами самого главного чекиста страны.

Для реализации некоторых нелегальных проектов Р.Иноятовым и его партнерами был создан холдинг Orient, основную роль где играет банк Orient Finans – через него осуществляются все банковские трансакции в оффшорные зоны. Позже часть холдинга перешла в собственность руководителя спецслужбы. По оценкам независимых эспертов, глава СНБ обладает собственностью и активами на $3-5 млрд., обогнав генерального прокурора Рашитжана Кадырова ($1-2 млрд.). Известно, что Р.Иноятов владеет 30%-й долей в инвестиционном-латвийском холдинге Mavl Aktivi, который когда-то контролировал Максим Бакиев, а ныне отдано Отабеку Газиеву, уполномоченному сотруднику СНБ. Только в Кыргызстане глава узбекской спецслужбы получает свою долю от рынка Кара-суу в г.Ош. Кроме того, значительные обороты формируются в криминальных делах – это контроль на границах, где расцветает контрабанда товаров и приграничная торговля, здесь у Р.Иноятова налажена соответствующая сеть.

Р.Иноятов был одним из первых, кто осознал пагубность политики Ислама Каримова по стравливанию кланов друг с другом («Разделяй – и властвуй!»), и начал налаживать более-менее устойчивые связи с представителями региональных элит, прежде всего, с самаркандцами. В середине 2000-х годов он создал некий пакт с Шавкатом Мирзияевым, главой Центробанка Файзуллой Мулладжановым, отметив заинтересованность всех сторон в реализации различного рода проектов. В итоге возникли образцы финансово-промышленных групп, работавших в самых перспективных отраслях и направлениях, извлекая прибыль, которую умело вывозили за рубеж. К примеру, СНБ совместно с Государственным таможенным комитетом (Зохид Дусанов, руководитель ГТК, Самаркандско-Джизакский клан) работали по эффективной системе поставок контрабандных товаров на рынки Узбекистана (объемы оцениваются в $2 млрд. в год), а сотрудники Государственной налоговой службы (Ботир Парпиев, руководитель ГНК, Андижанский клан) игнорировали проверки тех или иных торговых объектов. Ярким примером служит деятельность транспортно-логистической компании «Абу Сахий», принадлежащая Лоле Тилляевой-Каримовой. Такими же группами интересов выступают такие сферы, как нефтеперерабортка, текстиль, индустрия стройматериалов, машиностроение. Совместно с НХК «Узбекнефтегаз» Р.Иноятов обеспечивал поставки топлива и горючего для армии США, которая ведет боевые операции в Афганистане – для этого глава СНБ создал ряд посреднических фирм, естественно, законтачив все контракты с такими же заинтересованными лицами в Пентагоне и ЦРУ. Ряд коммерческих банков работали для перевода средств на Запад и обеспечения откатов от кредитов и т.д.

Следует отметить, что Р.Иноятов с конца 1990-х годов начал формировать свою бизнес-империю, используя для этого полномочия СНБ. Прежде всего, он расширил возможности ведомства, взяв под контроль за движением материально-денежных ресурсов, экономическими преступлениями, коммерческими операциями государства за рубежом и т.д., то есть то, что раньше КГБ не занимался. Но с другой стороны, Р.Иноятов не совершал дерзких рейдерских захватов предприятий у конкурентов, не выдавливал своих конкурентов при помощи «маски-шоу-сил», а тихо и неспеша проникал в финансово-экономическую систему и внешнеторговые операции, раставляя везде своих людей, участвовал в перераспределении государственных ресурсов, включая бюджетные, получил доступ к банковским активам. В итоге он взял под контроль торговлю хлопком, для этого через аффеллированных лиц открыв внешнеторговую фирму, и чтобы «очистить» продукт от бойкота за принудительный детский труд хлопок оформляли как из Вирджинских островов; позже он начал скупать земельные участки в Швейцарии, Латвии, Испании, Латинской Америке, России, Израиле, Крыму, посчитав недвижимость лучшим вложением капиталов.

Более того, он приватизировал пансионаты «Золотые Пески», «Тельтору», «Рохат» и «Диларом», расположенные на берегу озера Иссык-Куль, Кыргызстан, и они сейчас обеспечивают ему стабильную прибыль от туризма, по некоторым данным, доход достигает $2-3 млн. в год. К тому же Р.Иноятов через свои каналы содействует транзиту и транспортировки наркогрузов по Узбекистану, Кыргызстану, Таджикистану, однако об этой операции прекрасно осведомлен Ислам Каримов, поскольку часть доходов позже перепадает на счета президентской семьи. Ныне Р.Иноятов контролирует диллерскую продажу автомобилей Асакинского завода на внутреннем рынке, получая «шапку» с каждой проданной единицы в $2-3 тыс. (около $200 млн. в год). Под его сферой внимания также предприятия по транспортировке грузов через Национальную авиакомпанию «Узбекистон хаво йуллари» и представительства НАК за рубежом, где работают доверенные лица Р.Иноятова.

Гульнара Каримова признавалась в своих «твиттах», что Рустам Иноятов работает в паре с Татьяной Акбаровной, супругой президента, а также с такой криминальными личностями, как Салимбай Абдувалиев и Гафур Рахимов <2>. Между тем, у Р.Иноятова есть свои бизнес-партнеры из числа родственников. Так, супруг его младшей сестры Бахтиер Иргашев является председателем Совета директоров строительной компании СП ООО Beniff Ltd, через которую осуществляются строительные работы по линии госзаказов и частных лиц на сумму не менее $1 млн. за объект. Родственник Мираглам Мирзаев <3> занимает должность заместителя прокурора г.Ташкента, однако в реалии для системы правопорядка он является более значимым лицом, чем сам генпрокурор Р.Кадыров; через него проходят все расследования по экономическим преступлениям, и цена откупа для бизнесменов и коррумпированных чиновников – до $1 млн.

Но прямые наследники состояния и партнеры – это члены семьи – супруга Флора и сын Шариф. Они фактически имеют доход от контролируемых ими крупных предприятий, таких как Алмалыкский горно-металлургический комбинат, сеть гипермаркетов «Макро», Джизакский цементный завод, производство и реализация алкогольной продукции, и множество других предприятий. Под влиянием Шарифа находится вся государственно-акционерная железнодорожная компания «Узбекистон темир йуллари» и, соответственно, вся сеть железных дорог Узбекистана. Лишь за покупку китайских локомотивов для нужд ГАЖК по тендеру семья Иноятовых получила несколько миллионов долларов отката. Эксперты указывают, что, кроме того, Рустам Иноятов получает крупную долю с «Узавтопрома», «Узгазоил», Бекабадского металлургического завода, Нефтегазхолдинга, Бухарского НФПЗ, Ферганского НФПЗ, которых контролирует клан Шавката Мирзияева, а также Тимур Тилляев с Татьяной Акбаровной. А Навоийский горно-металлургический комбинат, произодящий до 80 тонн золота в год, Р.Иноятов контролирует совместно с Рустамом Азимовым, а также Самаркандско-Джизакским кланом. Глава СНБ лично проводит операции с поставками уранового сырья с данного комбината в Японию, Корею, Китай и США.

Между тем, в СНБ сложилась весьма симтоматичная ситуация, когда часть сотрудников проявляет недовольство чрезмерной коррумпированностью службы и отвлечением СНБ от выполнения основной задачи – охрана и защита государства, и начинает активно сотрудничать с оппозиционными движениями. Борьба с терроризмом, наркотрафиком и подпольными организациями осуществляет МВД, с контрабандой – ГТК, тогда как контрразведывательная деятельность и внешняя разведка находятся в плачевном состоянии: СНБ занята лишь извлечением прибыли, подготовкой досье на тех или иных персон и устрашением народа. В СНБ сложилось несколько группировок, в которых задействованы как сам Р.Иноятов, так и Ш.Гулямов, Хаёт и Джавдат Шарифходжаевы, каждая из которых контролирует сектора народного хозяйства. Ислам Каримов не готов отпустить Р.Иноятова, хотя бы до президентских выборов, поскольку тот должен завершить все мероприятия по выводу из-под удара Гульнару и обеспечить безопасность Лолы Тилляевой-Каримовой за границей. Но даже после отставки Рустам Расулович может занять должность советника в Аппарате президента или сенатора Сенате, возглавив комитет по безопасности.

Разговоры о желании Р.Иноятова воглавить узбекское государство, если Ислам Каримов не пожелает выдвинуть себя на выборах 2015 года, несостоятельны. Прежде всего:
- глава СНБ страдает тяжелой формой диабета, он за последние три года два раза подавал в отставку, которая не принималась президентом;
- созданная им финансово-промышленная империя обеспечивает стабильный доход его семье, и у Р.Иноятова нет желание так же эффективно «работать» на народ;
- за годы правления И.Каримова страна оказалась в таком экономическом коллапсе, что у Р.Иноятова нет желания, сил, знаний и потенциала вытащить ее;
- он прекрасно осознает, что полицейская система, которая ныне функционирует в Узбекистане, не долговечна, и что когда-то придется ее ломать, но при этом под репрессии попадут все те, кто наживался;
- за Р.Иноятовым нет политического движения, он не является политиком, у него нет программы для страны, поэтому как политическая фигура он - «ноль»;
- Р.Иноятов осознает, что клановые группировки относятся к нему с опаской и вряд ли будут поддерживать в случае его желания подняться на Олимп власти.

Поэтому Р.Иноятов работает как с премьером Ш.Мирзияевым, так и с вице-премьером Р.Азимовым. Своим преемником, как считают эксперты, он видит молодого генерала Шухрата Гулямова, который, кстати, долгое время работал на Гульнару и осуществлял основные операции по прикрытию ее активов на Западе. Возможно, отставка Р.Иноятова поледует после марта 2015 года, если какие-то неспланированные события не ускорят ее.
------------------------------------------------

<1> Родился 22 июня 1944 года, город Шерабад Сурхандарьинской области, выпускник факультета Иранской филологии ТашГУ.
<2> Ныне в бегах, проживает в Эмиратах. Считается, что именно Р.Иноятов способствовал его выезду за границу, когда тот столкнулся с Г.Каримовой.
<3> Брат мужа старшей сестры Р.Иноятова.