Странный камень Kummakivi

Сергей Рябцев
"Камень есть типичнейшее воплощение категории бытия как такового... Камень есть то, что он есть, и он всегда служил символом неизменного бытия. Он только существует, но не живет, как и не умирает..."

"Оправдание добра" В.С. Соловьёв, русский религиозный мыслитель конца XIX века

В Финляндии, в глухих девственных лесах Южной Карелии, существует необычный природный объект Kummakivi или Странная скала. Странность скалы, а правильнее было бы назвать её огромным валуном, заключается в том, что находится она на другой, подобной скале и при этом не падает. Как говорят учёные, секрет камня заключается в том, что он находится в постоянном балансе. Местные жители утверждают, что таких странных камней в их краях превеликое множество. О том, как они попали в эти леса, существуют многочисленные легенды. Доподлинно известно только одно, что произошло это ещё во времена последнего ледникового периода. Тогда, уступая место потеплению, уходящие льды не церемонились и напоследок крушили всё на своём пути.

После нас хоть потоп - говорили они и с невероятной лёгкостью меняли ландшафты. Под их мощным натиском скалы превращались в обломки. Льды так утюжили их, что те становились валунами. Одних ледник зарывал в землю, других топил в многочисленных озёрах, образовавшихся от таяния ледника. Третьим несколько повезло они оставались на поверхности. Именно с ними и стал проделывать ледник всякие шутки. Вероятно, решил таким образом потешить себя напоследок. Сегодня люди находят их. Особенно крупным, таким как Kummakivi, дают имена собственные. Другие лишь ждут своего часа. Что ж, у них есть на то время, ведь в отличие от людей камни не умирают.

Впервые я узнал о Kummakivi из небольшой статьи в интернете. Странный и загадочный камень, победивший закон всемирного тяготения, так взволновал моё воображение, что мне самому захотелось с ним познакомиться. И вот в мае этого года свидание состоялось.
- Дорогой, какой подарок ты бы хотел получить на день рождения? - как-то спросила меня супруга.
Я улыбнулся и немного задумавшись, проговорил:
- Знаешь, мне бы очень хотелось увидеть один необычный камень.
Поначалу её удивило моё странное желание, однако после рассказа о нём и ей захотелось увидеть чудо природы. Выбрав для поездки ближайшие выходные, мы в предвкушении интересного путешествия отправились в путь. Надо заметить, что во всех информационных источниках о Странной скале дорога к ней описывается одинаково. "Чтобы добраться, нужно свернуть с шоссе, соединяющее Иматру и Миккели (62) по указателю Valkinhovi и ехать до указателя Kummakivi". Как далее искать камень не объясняется. Впрочем, думали мы, известны его точные географические координаты, а имея под рукой навигатор, найти объект не составит большого труда. Наивные, мы и не подозревали тогда, что "обычная" прогулка к камню займёт у нас не один, как планировалось ранее, а целых два дня. Но всё по порядку.

Следуя указателям, мы на последнем этапе нашего маршрута выбрались на глухую грунтовую дорогу. Проехав по ней приличное количество километров, были вынуждены остановиться. Дорогу преграждала поваленная сосна. Впрочем, данное обстоятельство нас не сильно смутило. Дело в том, что в нескольких десятках метров от лежащего дерева дорога всё равно прекращала своё существование. Далее к камню следовало идти пешком. Быстро переодевшись и прихватив с собой навигатор, мы, в приподнятом настроении, отправились в лес. Погода была хорошая, и лишь незначительная облачность, так, иногда, скрывала от нас солнце. Поначалу всё шло очень гладко, но чем дальше мы проникали в лес, тем больше он создавал нам препятствий. Огромные скалы вставали на нашем пути. Некоторые из них не представлялось возможным обойти и тогда мы предпринимали отчаянные попытки покорить непреступные вершины. Судя по мнению нашего навигатора, мы медленно, но уверенно приближались к заветной цели. Несколько раз мы даже пересекали означенную точку, но увидеть при этом Странную скалу не смогли. Камень как будто смеялся над нами. Впрочем, смеялся не он, а наш навигатор. Его мнение, к сожалению, оказалось ошибочным. Уставшие, мы вернулись к своей машине. Первая попытка не удалась, но оставался в запасе день, последний перед возвращением.

Заночевать, как и планировалось, предстояло в Иматре. Яркие краски заката, в сочетании с пустынными улицами городка, подсказывали нам, что завтра, непременно, что-то произойдёт. С приятными мыслями о будущем отошли мы ко сну.
Утро встретило нас сплошной облачностью и дождём. Нельзя сказать, что он был сильный, но как говорят, мелкий и надолго. Что ж, дождь в начале путешествия - это к удаче. Итак, наша экспедиция продолжается. К тому времени, когда мы прибыли к знакомой сосне, что преграждала дорогу, дождь из мелкого успел превратиться в ливень. Среди членов команды пробежал небольшой ропот.
- Послушай, мне что-то не очень хочется идти к камню. Если мы не смогли найти его в хорошую погоду, разве отыщем в такой ливень?
- Оставайся, но я должен идти, ведь там мой подарок - с улыбкой проговорил я.

Ещё в гостинице мной овладела уверенность, что Странную скалу мы непременно найдём. Я даже знал, как это сделать. Весь секрет неудач наших прошлых исканий заключался в том, что шли мы в лес, как городские жители. Вооружённые навигатором, мы ничего не видели вокруг себя. Заветная точка на дисплее, как шоры закрывала наши глаза. Мы были не готовы к самому главному. Мы забыли, что лес - это не город. Здесь нет привычных для нас улиц и площадей, а дома его жителей не имеют нумераций. Лес - это особый живой организм, где каждый его обитатель, будь то зверь или птица, ориентируются только по одним им известным приметам. Сломанная ветка или примятый мох говорят жителям леса, что здесь кто-то прошёл, а еле уловимые запахи расскажут кто именно. Искусство выживания всех этих ползающих, летающих, ходящих и плавающих зависит от их умения читать эту азбуку леса. Когда-то и человеку были хорошо известны азы данного букваря, но он забыл все уроки. Являясь частью природы, мы, на каком-то этапе, отделились от братьев меньших. Мы стали царями.
- Полцарства за коня - прошептал я, вынул из кармана телефон и отдал его супруге. В лес я решил отправиться налегке и без навигатора. Конечно, для полноты задуманного эксперимента следовало идти голышом, как делают это дикие звери. Однако боязнь напугать своим видом бедных зверушек остановила меня. Пришлось идти к камню в плаще и резиновых сапогах.

План поиска Странной скалы был чрезвычайно прост. Раз люди ходят к ней - подумал я – значит, они оставляют после себя следы. Человек в лесу, что слон в посудной лавке, незамеченным не останется. Следуя такой логике, я довольно быстро выбрался на людскую тропинку, которая и вывела меня к озеру. Здесь, в самой узкой части его, была переправа. Между кочками, поросшими прошлогодней травой, были уложены гати. Если не утопнуть, то пройти по ним можно. На другом берегу следы устремлялись в лес и далее выходили к ручью. Он не широкий. Однако, путь вдоль него не всегда гладкий. Поваленные деревья тут и там преграждали дорогу. В одном из таких мест мне пришлось задержаться. Нет, пройти было можно. Здесь было нечто другое. Странное и необъяснимое чувство, что за мной кто-то следит, заставило остановиться. Я огляделся, но никого не обнаружил. Попытался прислушиваться, но кроме журчания ручья и шума дождя ничего не услышал. Страха не было, но возникло волнение. Постояв так некоторое время, я устремился дальше. Вскоре состоялась долгожданная встреча с камнем.

Возник он внезапно. На фоне промокших елей камень выглядел величаво. Старый, поросший мхом, он видом своим внушал уважение. Не сразу подошёл я к нему. Осознание причастности, пусть и такой малой, к бытию камня взволновало мою душу. Тысячи лет исполин стоит на своём месте и не падает. Думаю, пройдёт ещё столько же, а он, как и прежде, будет одиноко стоять здесь и бороться за своё существование. Его неизменная судьба предопределена и лишь невероятные обстоятельства могут её изменить.Кстати, пока это ещё не произошло, можно вполне безопасно укрыться от дождя под камнем. Воспользовавшись такой приятной возможностью, я привёл в порядок фотоаппарат, объектив которого требовал к себе особого внимания под дождём. Увы, запечатлеть мою личность на фоне камня было некому. Поэтому позволил себе художество, пририсовав свой портрет. Супруга утверждает, что здесь я очень похож. Обратная дорога не заняла много времени, но у ручья мне вновь пришлось задержаться. Как и прежде, мне показалось, что за мною следят. Промокший до нитки, но счастливый, вернулся я тогда к своей машине. Моя мечта сбылась.

Послесловие

Через некоторое время, после того, как человек оставил камень и машина его покинула лес, к ручью вышел огромный лось. Сохатый повёл ноздрями воздух и фыркнул. Затем он повернул голову в сторону камня и, убедившись, что тот на своём месте, принялся пить из ручья. Утолив жажду, он вновь посмотрел на камень и только после этого продолжил свой прерванный путь.

Южная Карелия, Странный камень Kummakivi, май 2014 года

(Фото из личного архива)