Про быт прошлого

Павел Захаров 2
Замечу, что историю мы изучаем, как цепь политических
событий, а не с точки зрения бытовой жизни простых людей. Но вот находки
берестяных грамот в в середине прошлого века вернули в историю жизнь простых
новгородцев. Жизнь простого обывателя остается вне рамок изучения истории. Но,
тем не менее  изучения быта не менее
важно, ведь люди и живут в быту.  Они
живут в домах, одеваются в одежду, обставляют свои жилища. И быт середины прошлого
века мы знаем в основном по произведениям русских писателей. Вот уж они дали
потрясающую картину быта. Нам бытовая жизнь середины прошлого века показалась
бы если не адом, то вполне серьезным испытанием. Разумеется, не было
канализации. Люди ходили в горшки, которые ставили в укромных местах. Но то
баре, а простые люди ходили в уборные, которые находились на улице. В деревнях
еще ладно. Одна уборная на один дом. Хотя, долго в таких уборных не посидишь.
Ни зимой, когда холодно. Ни летом, когда роятся мухи. А вот в многоквартирных
домах в крупных городах одна уборная была порой на несколько сот человек.
Представляете, какая была очередь. Да и горшок тоже приходилось выносить.
Делали это слуги. Но специфический запах все равно оставался. Не было
водопровода, поэтому воду приходилось носить с колодцев. Как в деревнях, так и
в многоквартирных домах. Или с рек. Да-да, реки тогда были еще не загажены.
Огромный плюс. Но проблема с канализацией появилась сразу же, как только
появились города. Кстати, горшки тоже приходилось выносить на улицу. А часто
этим не заморачивались, а просто выливали содержимое горшков на улицу. Или на
головы прохожих. Это уж как придется. Говорят, что происхождение шляп именно
отсюда. У них специальные полы, что бы содержимое ночных горшков, если попадало
на голову, то не попадало хотя бы в глаза. И это без всяких шуток. На полном
серьезе.

Говорят, что в средневековых городах много людей утонули в
куче экскрементов. Один раз утонул даже король. И в середине прошлого века
ситуация с канализацией не улучшилась. 
По крайней мере, кардинально. Хотя, канализация и водопровод уже были в
античные времена. Но и помимо канализации существовали другие проблемы.
Например, проблема с отоплением. Оно было печное. Мало того, что было нужно
носить дрова, их еще нужно было и колоть. А в городах дрова нужно было носить
на верхние этажи. Но нужно было не просто топить, нужно было следить за угарным
газом. Смерть от угарного газа очень частое явление в прошлые века. Даже в
начале прошлого века угорел писатели Золя. Кроме этого, необходимо было
подтапливать дровами, иначе проснешься с утра от холода. Хорошо, если есть
слуги, а если их нет. Не больно-то и поспишь. Отсюда вся эта спальная одежда,
типа пижам и ночных халатов. Они не случайно были теплыми. Температура в
помещениях менялась в зависимости от того, как протопишь, и когда угаснет огонь
в печи. В деревнях с этим было полегче, но топили по черному. Помещения были
закопченными. Мылись в банях, но хорошо еще, что раз в неделю.  Бань в городах не хватало. Были постоянные
очереди. Тут уж не до стыда. В одном отделении мылись и мужчины, и женщины,
хотя совместная помывка была отменена еще при Екатерине 2, но на практике, как
это у нас водится, было все наоборот. Причем, в городах в банях мылься и
простой люди, и чиновники, и дворяне. В деревнях, как правило, мылись в банях
по черному.   Разумеется, от постоянной работы
печных труб снег в городах был покрыт копотью.   
 Но не только копотью был покрыт снег в городе. Использование
гужевого транспорта в лице лошадей  вело
к тому, что весь город был покрыт навозом. Вступить в навоз было очень обычным
делом. И перешагивать через конские кучи горожанам приходилось часто. Двигатель
внутреннего сгорания появился только в конце 19 века, но еще в середине
двадцатого века в маленьких городках продолжал использоваться гужевой
транспорт. Автомобилей просто не хватало. Чего уж говорит про середину 19 века. Передвигаться по городу можно было только на извозчике. Ну, или своими двоими. Лошадь содержать могли только очень богатые люди. Извозчики были в основном наемными. Но многие ходили на своих двоих. Благо, больших городов было еще мало. К концу 19 века появляется конка - некое подобие современного трамвая на конной тяге. Также в середине 19 века появляется железнодорожный транспорт. Первая линия, разумеется, Москва - Санкт - Петербург. И это увеличило скорость передвижения между городами. До этого приходилось передвигаться на лошадь. Такая поездка от Москвы до Санкт - Петербурга могла занимать неделю. А представьте себе поездку до Екатеринбурга. Воистину, медленный 19 век! Он стал увеличивать скорости только к концу своего существования. И только к концу своего существования он стал напоминать нам знакомые очертания 20 века. Особенно, в богатых домах. Тогда появился водопровод, электричество и телефон. Но средние слои общества лишены были даже простого водопровода и электричества.  Чего уж говорить про бедноту городскую и деревенскую.