Часть 17. пассажирское автопредприятие

Римма Конон
Часть  17
Элеваторная гора
ПАССАЖИРСКОЕ АВТОПРЕДПРИЯТИЕ

В сентябре 1975 года меня приняли на должность начальника Отдела кадров в Пассажирское автотранспортное предприятие.  Руководителем был Денисов Аркадий Андреевич, тот самый  бывший начальник АТХ, который в феврале 1972 года крикнул на меня, что никто ему не нужен. На этот раз он во мне не узнал ту даму.               

Начался новый этап  кадровой работы.  Численность коллектива была значительно больше, чем в АТХ5. В ПАТП преобладало число  инженерно-технических работников
и рабочих из числа коренных жителей Челнов.

Я, как и положено, впряглась в новую пассажирскую повозку, и начала разгребать завалы. Удивительно, но и здесь обнаружилась  почти сотня «мёртвых душ». Кроме того, постепенно приводила в порядок архивные  документы и  книги учёта кадров.

Но, бумаги бумагами, а главная задача кадровой службы  это - комплектование рабочих, инженерно-технических кадров
и служащих.   
В связи с отсутствием необходимого количества жилья, высока была текучесть кадров. Один пример. За десять месяцев 1976   года было принято всего  821  человек, а уволено -736   человек.
В целях сокращения текучести кадров, один раз в неделю проводились заседания общественного отдела кадров, совместно  с руководителями служб: парткомом, профкомом и комитетом комсомола.

Рядом с ПАТП находилась  подшефная средняя школа. Каждое 1-е  сентября  руководящими работниками и представителями общественных организаций проводились
открытые уроки. Кроме того, в кабинете по технике безопасности периодически велись занятия со школьниками.            
Выпускники подшефной школы принимались учениками автослесарей, обучали их опытные ремонтники.

Фото  - на территории гаража  с Евгением Тябиным и бригадиром автослесарей, наставником Рухловым В. + в кабинете ТБ + с инспектором по делам несовершеннолетних.

В моих архивах сохранились выписки из циркулярных указаний Правительства и других ведомств по вопросам кадровой политики тех лет. В частности, есть такая запись:

- ЦК КПСС в сентябре 1971 года принял Постановление         
«Об улучшении экономического образования трудящихся». Это постановление обязывало руководство предприятий, объединений и других учреждений принять меры к коренному улучшению экономического образования кадров.   

- ЦК КПСС признал необходимым рассматривать экономическую подготовку как обязательную, важную сторону квалификации каждого работника. Уровень экономических знаний учитывается при присвоении разряда, классности, при выдвижении на новую должность.

- Выполняя решения ХХУ съезда КПСС и указания Генерального секретаря ЦК КПСС Л.И.Брежнева по вопросам коммунистического воспитания подрастающего поколения…коллективами школ совместно с промышленными предприятиями, определена работа по дальнейшему улучшению трудового воспитания и профориентации учащихся.               
Воспитанию молодого поколения рабочего класса уделялось большое внимание.

***
Текучесть кадров была не только среди рабочего класса, но и среди начальствующего и инженерно-технического состава.
Денисова Аркадия Андреевича, начальника ПАТП, сменил Мотыгуллин Шавкат Нурхаметович. Заместителя по кадрам Жук Григория Степановича сменил Юрченко Владимир Александрович. Бессменным и самым ценным руководителем технической службы был Бобровничий Анатолий Иванович. Он временно замещал должность директора ПОПАТ, после увольнения Мотыгуллина Ш.Н.  Главным инженером тогда работал
Лобанов С.И.               

Причины смены руководителей мне не известны, но по слухам краем уха -  не обошлось без  «доброжелателей». Кстати,  о последних. Я уже написала, как ко
мне относились  отдельные сослуживцы, особенно в первый год работы. Тогда, не единожды, в какие-то городские инстанции из предприятия поступали анонимные жалобы.

Один раз меня пригласили в кабинет главного инженера, где был работник из народного контроля. Показал он мне жалобу-анонимку, и просил подсказать, не знаю ли я, кто её мог написать. Немного прочла и, конечно, не знала автора анонимки. Позже узнала: оказывается, подозревали меня и проверяли мою реакцию. Подло до мерзости.

Через несколько лет я узнала человека, причастного к тем анонимкам.Она почему-то призналась, что сочиняла  она, а переписывал и подписывался Сергей.  Между прочим, эта дама была в большом авторитете у руководителей. А у меня самой были сомнения в отношении порядочности Ю.В.А. Но, Бог с ними! Я всех прощаю и прошу извинить меня за то, что была не  очень всем приятна.   


ГРЯДЕТ  ПЕРЕСТРОЙКА

Любой человек, который в середине 80-х годов прошлого века интересовался жизнью страны,наверняка находил на страницах некоторых газет материал с ростками нового мышления о жизни в своей стране, надеялся на изменение привычного уклада социалистического бытия. К таким россиянам я могу смело причислить себя.

Тогда мне казалось, что, искорени в нашем обществе такие отрицательные явления, как: пьянство, лень, воровство, предательство, ненависть, зависть, взятки,  страна была бы процветающей. А главнейшим  критерием успеха всегда считала – замещение руководящих, инженерно-технических должностей компетентными, опытными специалистами. 

Если анализировать этот показатель в масштабе города и страны, то  принцип подбора кадров порой нарушался. Приём на руководящие должности во многих случаях осуществлялся  по знакомству, по родственным отношениям, по рекомендациям и так далее. Опыт,  знания и  принципиальность иногда игнорировались.

Чутьё, интуиция подсказывали, что страна рано или поздно развалится. Поэтому первую прочитанную публикацию на подобную тему в газете «Советская  Татария» в 1984 году, я восприняла как искорку нового пламени, зародыша Горбачёвской перестройки 1985 года.  Надеялась, что жизнь изменится в лучшую сторону. Но,увы, перестраиваться начали неправильно.Считаю, что в правительстве было мало людей, желающих этой перестройки. Они и без неё жили прекрасно.




МНЕ  ТАК  ОБ  ЭТОМ  ГОВОРИТЬ  НЕОХОТА,
НО Я БЫЛА ВЛЮБЛЕНА – В  РАБОТУ!

Изложу вкратце. За годы строительства КамАЗа и города ПАТП выросло до Производственного объединения с трёмя, затем с четырьмя филиалами. Если в 1970 году численный состав составлял 651 человек,то в 1981 году работающих было около четырёх тысяч.
Главное Управление и филиал № 1   с Элеваторной горы переехали в гараж-200. Строительными делами собственного жилья для работников предприятия и гаража-200, курировал заместитель директора по строительству Гараев С.М. В будущем он станет директором Пассажирского автокомбината (ПАК).

***

В 1982 году Мотыгуллин Ш.Н. меня и Сагитова А.М.(начальника пассажирской службы) послал в командировку в Химкинское автотранспортное предприятие города Москвы
за обменом опыта работы.  Секретарь М.У. вручила сувенирную машинку «КамАЗ», дескать, пригодится. Зачем, я не стала допытываться, но эту игрушку повезла в Москву.
Приехали на несколько дней. Поселились в гостинице. Прекрасно. А буквально на второй день администратор гостиницы заявила, что места для меня уже нетТак вот для чего мне дали «КамАЗ»!Как только вручила администратору сувенир,так нашлось то же самое место, которое я занимала. Но на этом поборы москвичами не закончились. Через день опять места не было. Пришлось покупать шоколадные конфеты.   

После студенческой практики в Москве, это моя вторая официальная поездка в столицу нашей Родины. И она мне не понравилась. В Химках   я не увидела что-то особенное. Заходила в отдел кадров. Начальник (пожилая женщина), ссылаясь на чрезмерную занятость, ушла и две молодые девушки-инспекторы, ни на один мой вопрос не ответили, как положено.Я сделала вывод, что свои обязанности они
знают плохо. 

Кроме того, не понравилось мне то, что я увидела в большом помещении диспетчерской службы. В одном углу отгорожено место, за которым продавец отпускает работникам АТП импортные продукты и промтовары. Для интереса спросила: - Можно ли что-то купить? Ответили: - Нет, это только для москвичей! А работники предприятия беспрерывно захаживали в диспетчерскую и довольствовались заграничными дарами. 

В СССР тогда в «коммунизме» жила Москва, да ещё несколько городов. А как
насчёт периферии? Да никак! Хотя, это не совсем так, ведь партийная элита и верхушка руководства везде пользовалась отдельными благами  со специальных магазинов и  торговых баз. Они тоже жили в «коммунизме». Это моё личное мнение, то есть видение с моей колокольни. Если на самом деле всё было не так, то прошу прощение за некорректное отношение к отдельной категории  работников. Хотя, честно говоря, в ту пору, например, в Набережных Челнах, да в период строительства города и КамАЗа, начальству было не до «шопинга». 

***
Весной 1976 года Правительство издало Указ об учреждении Праздника – Дня работников автомобильного транспорта в последнее воскресенье октября месяца.
В течение летнего периода я взялась за исследование архивных данных и написала Историю развития пассажирского транспорта в городе Набережные Челны.Пользовалась и библиотечным материалом о развитии всего автомобильного транспорта в СССР. Получился объёмный материал. Мой шеф – Ю.В.А. прочитав часть материала, сказал, что материал хороший и предложил свою услугу напечатать книгу. Я от его услуги отказалась. Слишком много для него чести!

***
Не помню точно, в каком году  написала на фирменном бланке с реквизитами объединения письмо на имя директора Васильевского автотранспортного техникума.
В нём изложила идею организовать   заочное обучение  практиков, занимающих инженерно-технические должности, ссылаясь на то, что  таким образом опытные практики получат специальное образование.
Предложение было принято с одобрением.

На базе Татарского транспортного управления  было организовано заочное обучение практиков транспортных предприятий Татарстана (кто пожелал). Многие работники стали дипломированными специалистами. Обучались практики и некоторые рабочие нашего объединения, в том числе мой сын, который работал аккумуляторщиком.
А я была довольна тем, что повысился процент замещаемости инженерно-технических должностей специалистами со средне-специальным образованием. 

***
Во время строительства города и КамАЗа  труд каждого человека можно назвать патриотическим. Почти все затрачивали и часть своего личного времени для выполнения производственного задания. В то же время попутно заботились о повышении квалификации и мастерства в занимаемых рабочих профессиях. Опытные специалисты рабочих вносили рационализаторские предложения, обучались в школах рабочей молодежи.   


***
Июнь 1976 года–была избрана депутатом Комсомольского районного Совета депутатов трудящихся города Набережные Челны. За год депутатской деятельности, на общественных началах, пять раз исполняла поручения исполкома, проводила проверку по конкретным вопросам в пяти организациях города, в том числе на мясокомбинате
и ЖБИ,  плюс  принимала участие совместно с работниками ЗАГСа в поздравлении молодых семей в связи с рождением первенцев – камазят. 

В 1980 году, по рекомендации Лисовича С.Я., секретаря парткома, меня приняли
в Университет марксизма-ленинизма  на двухгодичный факультет социологических исследований. Через два года вручили диплом о получении высшего политического образования в системе партийной учёбы. Реферат защитила на «Четвёрку».               

***
В данном разделе, при редактировании, удалила четыре пункта описания отдельных ситуаций, не заслуживающих особого внимания.
В связи с ухудшением моих отношений с замом по кадрам, трижды писала заявление
на увольнение или просила перевести на другую работу. В конце концов, меня перевели инженером по соцсоревнованию в отдел труда и заработной платы.
Где бы я ни работала, меня сопровождал один и тот же недостаток. Находила для себя  работу, не относящуюся к должностным обязанностям, поэтому исполняла свою задумку в личное время: дома или оставалась после работы в кабинете. А если что-то и сделала в рабочее время, то для очистки совести всё равно часть основной работы старалась наверстать в личное время. Это тоже отношу к своему недостатку. То ли к какой-нибудь знаменательной дате, то ли просто по порыву души, без надлежащего на то права, выпускала стенную газету под названием «Автомобилист».
В предприятии был свой фотограф, так что газеты получались симпатичными, когда под фотографией того или иного работника небольшое описание его положительных деловых качеств.Особенно ёмкими получались стенгазеты в честь праздников Победы. Нравились они ветеранам войны. Один раз увидела в коридоре около газеты ветерана с женой, он её пригласил, чтобы она посмотрела, как о нём написали. 
Был всего один случай, когда самовольную газету буквально через два дня убрали. Кто и почему  это сделал, не знала. Предпочла бы, чтобы сказали мне правду в глаза. Хотя, сама я понимала: для таких целей специально издаётся совместное постановление администрации и профсоюзного комитета предприятия. Приказ о создании редколлегии случайно увидела в деле производственных приказов. Оказывается, редактором стенгазеты была назначена М.Н.А.
Удивилась, что она ни разу мне не сказала: зачем занимаешься не своим делом?
И сама ни разу не выпустила стенгазету.               

***
Фотограф предприятия – это большой плюс, особенно в то время. Первопроходцы помнят, как в разных местах города оформлялись стенды с фотографиями
передовиков производства, с  лучшими строителями города и завода. Идёшь в
магазин за продуктами, а тут тебе мимоходом улыбается с витрины знакомый:  Привет, соседка!  Приятно. Кстати, о фотографиях. Когда была в командировке в городе Липецке, купила там фотоаппарат «Зенит-В». Увлеклась фотоделом. Бывало «начирикую» на работе кадры специально или мимоходом, а потом полночи в ванной поработаю и, снимки готовы. Потом сын  Александр «заболел» фотоделом.

В период работы в постройкоме, в ДК «Энергетик» часто проводились массовые мероприятия: то слёт передовиков, то подведение итогов соревнования, то ещё по какому-то случаю.Тогда каждое предприятие демонстрировало в фойе свои достижения разными плакатами и другой наглядной агитацией. В завершающий момент профсоюзным и другим активистам вручались памятные подарки, грамоты. У меня от этих мероприятий хранятся  книги «Набережные Челны».   

***
На базе собранного мною материала в 1976 году о развитии пассажирского автотранспорта в городе Набережные Челны, редакцией журнала «Аргамак» издана книга «50 лет на колёсах» - о коллективе пассажирского объединения. В ней отразили работу руководящего состава предприятия и ввели 
другие материалы, касающиеся  затронутой темы. 

***
Самым интересным памятным подарком от меня лично коллективу автомобилистов, я считаю оформление четырёх фотоальбомов с моими комментариями и заметками о людях труда. Один, самый большой альбом, я оформила, будучи на пенсии по инвалидности, в 1995 году. Этот альбом сама переплела, а фотографий куча валялась в уже заброшенной библиотеке предприятия. Подобрала их, посортировала. У рабочих брала интервью, обрабатывала их вечерами дома.
Получился, на мой взгляд, неплохой фотоальбом.В двух альбомах отражена работа с кадрами. Один альбом  отражает работу под руководством Мотыгуллина Шавката Нурхаметовича.  Соловьёва  Галина Аркадьевна, бывшая секретарь комитета ВЛКСМ ПОПАТ, до сих пор хранит фотоальбомы в музее предприятия (с её  слов). 

***
В середине 80-х годов я перенесла три операции.  Кое-кто думал, что мне долго
не жить. Один руководитель филиала, подсказал Гараеву С.М. спрятать в сейф
альбом периода работы Мотыгуллина Ш.Н. Спрятали.В 1995 году, в период временной работы в ПАК, я увидела, изданную книгу (не помню название) одним руководящим
работником Татарского транспортного управленик. Свою реакцию излагать не буду.

Об отдельных НЕДОСТАТКАХ.

Самым большим моим недостатком было то, что я не умела лавировать в определённых ситуациях производственной жизни коллектива. Не умела лебезить.  Не умела находить подход к отдельным личностям, не умела  воображать, не умела защищать себя, не умела хвастаться или показать свои достоинства. Да мало ли что я ещё
не умела? 
Зато я хорошо знала свои должностные обязанности,  свои права кадровика по отношению к подчинённым. То есть знала то, что требовали указания вышестоящих организаций. Поэтому, если я видела, что в кабинете четыре работника сидят в рабочее время за столом, а на нём кучи семечек, я не «сюсюкала», а строго говорила: «У вас что, работы нет?" Или: две машинистки перегружены материалом
для печатания, а две помощницы секретаря в приёмной директора парфюмерию перебирают. Обязательно сделаю замечание, не докладывая об этом главному руководителю.

Многие работники считали, что я много на себя беру, и не имею права лезть не
в своё дело. Извините, но я имею такое право по должности!
Однажды вызвал меня Денисов А.А.   «на ковёр» по жалобе секретарши М. У. Вошла
в кабинет. Начальник сидел за столом с насупленным видом, и, не глядя на меня, сказал:

    - Вы, почему позволяете себе вмешиваться в дела работников секретариата?
Дескать, служба эта его и он ею командует. Ответила тирадой своей речи:

    - Аркадий Андреевич, в Ваш кабинет, и в кабинет главного инженера приходят посетители не только нашего коллектива. А что они  видят? На столе секретаря лежат женские парики, косметика различная, как на базаре. Вот я и сделала замечание, что это некрасиво смотрится со стороны. Привела пример с семечками,
и другие примеры.
Тут Аркадий Андреевич вдруг распрямил  плечи и, расплыв в улыбке, произнёс:

    - Так держать!
Когда он уходил с работы, мне сказал: -
    - Вам, Р.С, будет трудно здесь работать.

Он понял, кто есть кто. Он понял, что  ближайшее окружение, которое было вхоже
в его кабинет в любое время свободно, вдруг оказались в стороне, разбежалось,
как мыши, по своим норам.  Такой финал бывает всегда, когда предают бывшие друзья.  Это результат закона борьбы зла с добром.

***
Много вопросов я не отразила в этой публикации. Некоторые абзацы при редактировании мною были удалены.

    Коллектив объединения пассажирского автотранспорта всегда был на высоком
уровне не только среди  предприятий города Набережные Челны, но и в масштабе пассажирских автотранспортных предприятий  Татарского транспортного управления. Неоднократно занимал призовые места за перевыполнение плана перевозки пассажиров и повышение культуры обслуживания пассажирскими перевозками жителей города и работников КамАЗа.