Часть 15. город. набережные челны

Римма Конон
Часть  15
Город. НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ
Татарская АССР

Осенью 1971 года, в конце сентября,  я поехала в Татарию. До Казани ехала поездом, а от Казани до Набережных Челнов теплоходом по Каме-реке. Благодать-то, какая! Пока плыла по Каме, любовалась прибрежным пейзажем. Вокруг всё было похоже на картину далёкого детства:  река Хопёр, лесистые берега, нежное дыхание природы. Даже, когда подплыли к речному порту около Элеваторной горы, я почувствовала что-то родное, близкое. Только от реки Хопёр в город вела мощеная камнем дорога, а здесь поднималась по деревянным ступенькам.
От  автобусной остановки около речного порта, автобус, груженный полным комплектом пассажиров, двинулся в посёлок ГЭС, где  в доме 4/2 располагался Отдел Кадров Камгэсэнергостроя.

Пятиэтажный панельный дом 4/2 знает каждый, кто начинал свою новую жизнь в Набережных Челнах. Первый этаж. Небольшая приёмная  отдела кадров с длинным столом, лавками и стульями. За столом  - рабочее место главного кадровика-исполнителя, который встречал приезжающих, проверял  документы, выдавал  направление на работу, разъяснял, как добраться до того или иного предприятия. За его стол подсаживались  кадровики отдельных предприятий. Пока главный кадровик занимался с одним посетителем, слышались вопросы: 

- Водители, крановщики, каменщики есть? 
- Штукатуры, маляры есть? И так далее.

Не страдали и те, у кого не было никакой специальности. Они принимались и направлялись на курсы по подготовке специалистов различных профессий. Легче было тем, кто прибывал на стройку по вызову и по комсомольским путёвкам. На первых порах прибывали и по оргнабору. Всех ждала работа, притом, сразу. На расхолаживания и раздумья  времени не отводилось.

После проверки моих документов кадровик выписал направление в Производственное Управление Автомобильного транспорта КГЭС, которое располагалось в ту пору в вагончике рядом с РБЗ (растворобетонным заводом). Пешком прошла по улице Гидростроителей, потом вниз, в сторону Камы. 
Начальник ОК Евсеев проверил мои документы и сказал:

- Заполняйте листок по учёту кадров. В декабре будет организовано ещё одно автотранспортное предприятие, и мы вышлем вам вызов, а  пока вакансии на должность кадровика нет.

На этом моя «разведка» закончилась, и я уехала домой с надеждой получить вызов. Не дождавшись его до февраля 1972 года, решила не терять время  и, надеясь на «авось повезёт», начала собираться в дорогу. Муж от моей идеи не был в восторге. Кроме того, возник вопрос: где брать деньги на поездку? Решение нашла: продала новое пальто и шапку, облачилась в старую одежду и платок. Кожаные сапоги требовали небольшого ремонта, одела войлочные. На семейном собрании приняли решение: как только устроюсь работать, даю телеграмму и приедет муж.
Фото  - такая я поехала на всесоюзную стройку с желанием работать в отделе кадров.

И вот я второй раз в Набережных Челнах. Всё тот же отдел кадров в 4/2, всё тот же «юркий», подвижный кадровик, всё та же дорога в отдел кадров  ПУАТ,  и тот же с серьезным видом пожилой начальник ОК Евсеев.

На этот раз он мне сразу выписал направление  в АТХ, которое находилось рядом с управлением. «Повезло, - подумала я, - должность старшего инспектора ОК меня вполне  устраивает».  Но не тут-то было. Стоило мне войти в кабинет начальника, как он внезапно вскочил из-за стола, и яростно закричал: «Никто мне не нужен!», хотя должность была вакантной. Позже я узнала, что на эту должность претендовала уже работающая кадровик, тогда в системе ПУАТ функционировало 10 автохозяйств, каждое из которых выполняло определённый вид перевозки грузов.
Оказалось, что устроиться  служащей не так-то просто. Недельные походы и поездки по автохозяйствам были безуспешными.  Днём приходилось отдыхать на лавке в 4/2, а ночевать в гостинице, расположенной на 5 этаже этого дома. Строго соблюдались правила пользования гостиницей: в 6 часов утра, будь добра, освободи койко-место, а вечером, если понадобится, милости просим!

Моим мытарствам наступил конец, когда Евсеев позвонил кому-то, и направил  в АТХ-5, оно находилось напротив РБЗ. Прошла через проходную.  На территории гаража стояли трое мужчин. Спросила, как пройти к начальнику, а он оказался передо мной – Ахметов. Взял мою трудовую книжку, листая, проговаривал: диспетчер, бухгалтер, кадровик,  и сказал заму по эксплуатации Золотареву Г.М.:

- Бери пока к Юле, а потом видно будет.
Так я стала работать в службе эксплуатации бухгалтером по учёту доходов. Предоставили жильё в доме 2/07, единственном длинном доме строящегося нового города. В 3-комнатной квартире размещалось 9 койко-мест.

До этого дома я добиралась вахтовым автобусом по будущему Московскому проспекту, до будущей автобусной остановки «50  лет СССР». До общежития  шла, минуя не один котлован, кучи грунта и стройматериала. Тогда были хорошо видны вновь возводимые дома, их насчитала 15.
В доме 2/07 я прожила месяц, а потом получила постоянное жильё в общежитии 8/28 посёлка ГЭС, в небольшой комнате с двумя Нинами: одна на 10 лет старше меня,  второй 25 лет, а мне в ту пору было  37 лет. В комнате шифоньером отгорожена «кухня» со столом и электрической плиткой.

Вскоре приехал муж, устроился плотником в СМУ-62 ДСК,  проживал он в соседнем  общежитии  дома 8/27. Так, по соседству, жили мы с ним в течение одного года. В общежитиях соблюдался строгий порядок проживания: вахтёры пропускали посторонних только по паспортам. В 23 часа  гости должны были уйти.
Такой порядок не устраивал моего мужа. После работы он приходил в общежитие, как к себе домой,  стесняя своими приходами проживание моих соседок. 

Общежития в 8-м комплексе находились во многих домах. Каждое из них было закреплено за определённым предприятием-шефом, представители которого оказывали практическую помощь комендантам и воспитателям  в создании нормальных бытовых условий и проведении воспитательной работы среди жильцов.  Эта работа заключалась в следующем:
 
- Регулярное посещение общежитий представителями партийной, профсоюзной, комсомольской организациями,  работниками кадровых служб;
- Проведение бесед, ответы на вопросы первыми руководителями предприятий.
- Оказание помощи в проведении культурно-массовых мероприятий.
-  Контроль соблюдения  жилищно-бытовых условий.
- Работа с нарушителями трудовой  дисциплины, с прогульщиками. Таковые, к сожалению, были.

В общежитии были буфеты, библиотеки, актовые залы. На каждом этаже душевые. Так что  жилищно-бытовые условия были нормальные, но всем строителям мест не хватало. Поэтому многих приходилось размещать в частных домах ближних деревень. В спешном порядке строились посёлки из вагончиков.

Пока я в течении месяца работала у Юли Страховой, сменилось руководство:  Вместо Ахметова, начальником автохозяйства  назначили Гладышева.  При поступлении меня на работу начальником отдела кадров был мужчина, потом его сменила Из…ва. Как первый, так и вторая свои должностные обязанности знали недостаточно, не вникая в суть  циркулярных документов вышестоящих организаций, то есть  Министерства автомобильного транспорта.

С наступлением весны у меня возникла проблема с обувью, потребовались резиновые сапоги, а они были в ту пору дефицитом № 1 и выдавались по распределению постройкомов. В магазине их не было. Не нашла и на рынке. Вокруг – грязь, а мне не в чем ходить. Тогда, работница отдела Флюра, принесла мне свои старые короткие сапожки на номер меньше размера моей стопы. С капроновыми чулками я приходила в них на работу, сразу же снимала, одевала на ноги шерстяные белые носки и так сидела за работой. 

Однажды зашёл в кабинет зам. по эксплуатации Золотарёв Г.М, сел за свободный стол, увидел торчащие из-под стола мои носочки и  спросил: «У вас, наверное, сапог нет? Поступила новая партия, я поговорю, чтобы вам продали». Сразу же к нему подошла Юля и, с завораживающей улыбкой на лице, произнесла: «Геннадий Михайлович, пожалуйста, помоги мне купить сапоги, у меня нет зелёных…» Сапоги мне не достались. Кому-то они были важнее по цвету. Бывает и такое.

В апреле 1972 года меня перевели на должность старшего инспектора ОК, а ещё через 4 месяца назначили начальником ОК, при этом Гладышев сказал: «В отделе кадров никакого порядка нет, учёт запущен, надеемся, что вы наведёте порядок». Беседовал со мной и секретарь партбюро Хамидуллин Фарит Хабибуллович, бывший учитель, добрейшей души человек, порядочный во всех отношениях, не в пример отдельным руководящим работникам.

А исполняющая до этого момента обязанности  начальника  отдела кадров Из…ва, на такую перестановку не постеснялась мне сказать:

-  Не ожидала я, что тебя назначат начальником ОК, у тебя и муж никто, и родственников никаких нет.

Да, в этом она была права на все 100 и даже больше процентов. За короткое время на стройке я уже насмотрелась, кто есть кто, и кто как работает. Так что каждый платит по счетам, а мне, несмотря на то, что я «никто», оставалось вкалывать и вкалывать.
Из-за большой текучести кадров, не полной укомплектованности предприятия работниками отдельных профессий,  приходилось по утрам захаживать в ОК КГЭС, и, что называется, «воровать» шофёра, электрика,  слесаря по ремонту автомобилей.

В течение месяца переоформила, переписала книгу учёта кадров, а это более тысячи человек. Сличила списки личного состава с наличием трудовых книжек, и обнаружилось более 90 человек «мертвых душ». Трудовые книжки есть, а людей нет. Среди них львиную долю составили нарушители трудовой дисциплины, не выдержавшие ритма труда и высоких требований к личному поведению в непривычных условиях.

Заместитель начальника по кадрам стройки Шайхутдинов Ханиф Киямович, выделил  нашему АТХ дополнительно должность инспектора ОК и прислал на её замещение Каримову Нуранию, молодую девушку из Кукморского района. Мои наставления она освоила быстро, работу выполняла добросовестно. С нею в отношениях к работе мы были, как  «два сапога – пара». А это  большой плюс.               

Работая в отделе кадров, я поняла как важно, чтобы инженерно-технические должности замещали порядочные, грамотные и  ответственные люди. Но, к сожалению, этот фактор не учитывался и зачастую приём осуществлялся по принципу – «лишь бы понравился человек внешне», по знакомству, по рекомендации чиновника или чей-то родственник. От такого подбора кадров ничего хорошего не было.   
Несмотря на мои, казалось бы, правильные суждения, сама отношусь к ним с долей критики в свой адрес. И в те, далёкие времена, придерживались принципа «встречают по одёжке». Усекла это во время одного похода в ОК КГЭС за кадрами. Услышала разговор кадровика с девушкой:

- Да ты хоть в парикмахерскую сходи, чулки подтяни, если хочешь чтобы тебя приняли секретарём.

О себе я тогда подумала: зря я новое пальто продала. А если бы не продала пальто, то никуда бы не поехала! Вот так!
Короче говоря, какая я есть, такая и есть. Правильное понимание своих должностных обязанностей, серьёзность,  ответственность, не прибавляли взаимопонимания между работниками, а наоборот, вызывали скрытую ненависть и осуждение. «Белых ворон» не любят. Да я и сама себя такую  не любила, но ничего не могла поделать. Значит, были какие-то неведомые мне веские причины к такому жертвованию, о чём я нисколько не сожалела. Так предначертано судьбой.

НЕ ВСЁ  ТАК  ПРОСТО  ПОЛУЧАЕТСЯ  В ЖИЗНИ

Жарким летом 1972 года в квартире мамы, где жили мои дети, произошёл пожар. Она вынуждена была привезти их в Челны, и они полгода жили со мной в общежитии, создавая неудобства и нарекания со стороны Нин. Однажды пригласили меня в партком стройки к секретарю Болдыреву. Он спросил: как живу, как работаю? Ответила. Потом сказал, что на меня написали жалобу в Комитет Советских женщин соседки по комнате. Они пожаловались, что с ними живёт одна коммунистка и уже полгода с ней проживают двое детей-школьников.
Объяснила ситуацию с пожаром в Воронежской области. Тогда он предложил представить справку о пожаре и мне помогут.

Так, благодаря соседкам, нам выделили малосемейку- 13 кв. метров, в доме 8/17, около ресторана «Челны» а Нины отделались от назойливой коммунистки. Написали они эту жалобу тайком от меня. Молодая Нина поехала в отпуск, письмо опустила в Москве, особо не надеясь, что дойдёт до адресата. Свою вину я, конечно, осознала. Они имели право на отдых в своей комнате. Имели право пригласить друзей, вести себя свободно в собственном помещении. При уходе из общежития  перед ними извинилась.  (Фото 1973 год).