Эпоха перемен Глава 17

Алекс фон Джаго
 На перроне встретил меня посыльной и прямо с вокзала, как я наивно предполагал, "полковника запаса" автомобиль доставил к Дому с колоннами на Фонтанке. Теперь называвшегося Управление заведующего авиацией и воздухоплаваньем. А уж там препровождён в святая святых - Канцелярию ("Авиаканца"), к возглавлявшему её генералу от кавалерии Кульбарсу Александру Васильевичу. Ещё за Хивинский поход Золотым оружием пожалованным и не расстававшимся с ним и со шпорами наверно даже в кровати.

  Встретил старичок меня милостиво, даже к нарушению формы одежды не придравшись. Чувствовалось, что имелись на этот счёт (да и не только на этот) у него инструкции свыше. Приятно оказалось узнать, что войнушку мне (и всей эскадре) в выслугу засчитали, и за год полный полковничий оклад, аж в 1200 рубликов натикал. Но дальнейшую отработку царских щедрот предстоит производить уже на русской службе. Сей день, на опохмелку с дороги так и быть, разрешил потратить. Но вот уже назавтра, прям с утра, явиться по полной форме с обязательными к ношению орденами в Генеральный штаб и прочитать там перед слушателями лекцию "Опыт применения авиации на бельгийском фронте".

 Хотя, чего мне ещё там читать? Кто хотел - сам всё прочитал. По книжке, да ещё и кинохроникой "с фронта" заполировал. Должное ведь надо отдать, отчёты мои, грамотные люди систематизировали и толстенькой книжкой издали (правда, опять ДСП). Разумеется в соавторстве, но ведь без этого в "культурном обществе" никак.
  Но заказанное шоу прошло на бис - генералы рукоплескали, а жёны их, с дочерьми бросали в воздух чепчики. Следует заметить, на пяток умненьких вопросов по существу, под конец так же ответить пришлось. Но такое количество неглупых генералов в Генштабе уже надежду на победу вселяет.

  Дальнейшая служба пребывания в парадке не требовала. Переоборудованная на два хороших мотора наша летающая лодка готова была к рекордному перелёту хоть до Дальнего Востока. И за этим дело не стало, именно туда через три дня и следовало направляться. Правда, не в одиночку, вторым пилотом выделен оказался уже подполковник Нестеров. Парочку пассажиров ещё добавить перед вылетом обещали - всё веселей будет в компании.

 Не стало неожиданностью, что этой парочкой оказались Николай 2-й и его казак-телохранитель.  В аппарат даже два парашюта для страховки загрузили. Вот только воспользоваться одним из них неожиданно мне пришлось. Первая посадка нашего гидросамолёта на маршруте намечалась на Москва-реке, но на подлёте к Первопрестольной, государь принялся одевать на себя этот спасательный "рюкзак", а второй повелел нацепить мне.

  Оказывается, так было задумано в разработанном тестем и премьер-министром Столыпиным патриотическом шоу по поводу открытия в Петровском дворце у Ходынского поля (где "Добролёт" завершил строительство высококлассного аэродрома) Аэрокосмической академии им. Кибальчича (Жуковский ещё во всю здравствовал, а присвоение имени казнённого революционера демонстрировало стремление власти к признанию его таланта и вело к сплочению нации).
   Государь был лишён позёрства, но наделён храбростью, и интересом к новому, потому на рекламную пиар-акцию согласился, но только в моей компании. А мне же, как служивому, оставалось только выполнять приказ. Прыгнул.

 Тут и поездной мой пьяный трёп припомнился - различные варианты речи новоявленного Цицерона уже по стране загуляли. И дабы "испорченный телефон" не донёс до Москвы "хватай мешки, вокзал отходит", речь "по случаю" мне надлежало повторить. Но в этот раз под протокольную запись стенографисток. Сказанное де не крамола, а как раз наоборот - курс страны смело смотрящей в будущее.

  Уж очень много развелось болтунов различного толка, райскую жизнь народу обещавших, и непременно во всех грехах не собственную лень винящих, а только царя. На худой конец - "если в кране нет воды - значит выпили жиды". Сказать, что страна нуждалась с объединяющей идеологии, было не верно. Мировая война доказывала, что в ней нуждается весь мир, и совершенно случайно, эмпирическим путём, удалось таковую нащупать. В добавок, пророком оказался не на собственных комплексах заквашенный жидёнок, или напротив – антисемит (что ещё хуже), а героический "человек из народа". Простым и ясным языков, да под стопочку, формулирующий хоть и трудные, но решаемые и так манящие задачи : "Всем в космос!"

 Немаловажно, что внезапно пробилось во мне красноречие, да во всю харю харизма оказалась. Наложившись на незаболтанную и незамыленную ещё тему, всё это произвело эффект, и теперь срочно требовалось успех развивать - устроив всероссийское турне. А "нерезиновая" просто оказалась первым пунктом чёса. Хотя как раз у слушателей открывающегося ВУЗа в агитации нужда отсутствовала - они и сами кого хочешь убедить могли в том, что им "разум дал стальные руки-крылья". Но не сельском же сходе мне было народ воспарить призывать. Тут скорее была демонстрация отношения самим Царем, а я являлся всего лишь его глашатаем. Хотя и нес, что Бог на душу положит, но это не страшно - аудитория подобралась благосклонная и понимающая, а в печать выйдет уже обработанная профессионалами версия.

Под конец, я настолько заигрался, что призвал: "Космомольцы, к борьбе за дело освоения Космоса, будьте готовы!"  и поднял правую руку в пионерском приветствии. Самое смешное, что наэлектризованный зал в едином порыве повскакивал с кресел и повторив мой "партийный" жест взревел интуитивно прочувствованный отзыв: "Всегда готовы!"

   Надолго запомнят москвичи этот визит Государя и его верного "пома по звёздочкам и тарелочкам", но в этом городе без понтов никак не возможно. Хотя, помимо недостатков и масса достоинств сему граду присущи. То же высшее образование здесь получить пока выходило много дешевле чем в северной Пальмире, при приемлемом качестве. Тот же Жуковский, преп. состав в академию без напряга из окружных Альма Матер переманил. Хотя поныне здравствующий "патриарх" космонавтики Константин Эдуардович Циолковский местным и не являлся. Да и Фридриха Артуровича Цендера из Риги сманивать потребовалось. Где он некогда Политех закончил, а когда город в 1905 году смута охватила, ещё и в Высшем Королевском техническом училище Данцинга поучиться успел.

 Тесть так же КБ Сикорского немного пощипал, направив на преп. работу пару склонных к учительству "питерских" конструкторов. На подбор кадров для "кузницы кадров нового типа" пришлось поднапрячь творческо-конструкторскую элиту всего государства, так что не жалко и последний штрих на полотне эффектно мазануть. Когда ранее в Дубне урановый институт открывали, то Государь так же его самолично посетить изволил, и Марию Склодовскую-Кюри за заслуги перед человечеством в баронессы произвёл. Но в приватной беседе с Абрамом Федоровичем Иоффе посоветовал ему "внимательно за хозяйством приглядывать".
  На всё шоу затратили мы час, затем ещё полчаса на ритуальную коллективную трапезу, и ещё столько же на проезд к реке. А там за эти два часа нашу летающую лодку заправили и даже наскоро ТО провели. И вновь взмыли мы в небо, дабы узреть оттуда сколь широка наша страна, и попытаться везде поспеть.

 Следующее приводнение запланировано оказалось на тихие воды Дона (отчасти маршрут повторял некогда уже пройденный). На подлёте к Цимлянскому, даже с немалой высоты бросились в глаза те преобразования, что произошли в этом сонном степном краю. На реке земснаряды намывали песок для двух сходящихся к руслу дамб. Невдалеке стояла под разгрузкой тройка барж, а подъездные стрелки Волжско - Донской (Царицинско  - Калачской) железной дороги были забиты грузовыми вагонами. Это не говоря уже о внезапно выросшем на пустом месте целом городке, состоящем из вполне капитальных складов и цехгаузов, и менее солидных жилых бараков, а то и просто больших брезентовых палаток. Внешне, происходящее тут чем-то напомнило мне наш фронтовой быт. Ведь и Россия так же вела войну, только не с внешним противником, а с собственной технической отсталостью, и ради победы настроена была не постоять за ценой.

  Вот эта тема и пролегла красной нитью на "общестроительном митинге", а затем и на собрании "партхозактива", самим Государём созванном. Причём, в этот раз всегда спокойный и тихий человек почти орал на присутствующих, за срываемые сроки и прочий саботаж. Добавив под конец, что разбираться с нерадивыми придётся "по законам военного времени".

   Я ведь не знал, что турбины для ГЭС и прочее трансформаторно-генераторное хозяйство, за немалые деньги купленное в Венгрии и Австрии, уже малой скоростью двигалось к месту назначения по водам Дуная. Весило точнейшее и сложнейшее оборудование весьма солидно и для ж/д платформы такой груз оказывался неподъёмен.

  И это даже учитывая такой факт, что в отличие от "сталинской", нынешняя "Цимля" выглядела крошкой. Одного монстра на Дону, пожравшего десятки квадратных километров плодородных земель, решили заменить каскадом меньших станций, вводимых поэтапно. И энергии произвести они способны не меньше, и с орошением окрестных земель не хуже справиться обещали. Главное же - позволяли по одёжке протягивать ножки, как по срокам, так и по деньгам. Да и вод даже "первого малого" водохранилища уже было достаточно, что бы с его наполнением затевать Волго-Донский канал.