Мораль, свобода и Бог. О разуме

Александр Иванович Никитин
02.12.2014 04:52:00.00

«Пасха - 12-го апреля 2015 года» - календарь

МОРАЛЬ, СВОБОДА и БОГ (о разуме)

Спор о «яйце и курице» длится с незапамятных времён, и всегда торжествовала, одна из трёх крайностей – мораль, свобода или Бог.

В отмеченном споре часто выпадал из внимания человек, которому суждено было находиться между наковальней и молотом и вместе со всей этой конструкцией между природой и Богом.

Итак, антропоморфизм – есть всегда пяти уровневая система с центральным членом, человеком, и меняющимися местами Богом, природой, моралью и свободой. Отсюда возникла проблема воли, кому она в первую очередь принадлежит? Человеку, обществу, природе или Богу?

У кого преобладает свобода, воля того и определяющая. Поэтому мы оставим для историков и философов рассуждать об иных, кроме свободы и воли, для которых пригласим в первую очередь судить одного яркого в теме мыслителя, Артура Шопенгауэра.

«Вы призн’аете за ним могучее воображение, сближающее между собой самые отдалённые стороны человеческого бытия, и, наконец, дух, который стоит выше предрассудков, сочетая учтивость и философскую глубину нашего столетия со знанием былого, его обычаев, политики, верований и вообще всего, чем жило человечество.» - стр. 261 о г-не де Вольтере в [2]

Друг Мирабо и Вольтера, Люк [2], знал, о чём он говорит в приведённой выше цитате. Пройдёт ещё триста лет, после чего заговорят о «Вольтере XXI-го века», моём друге, судьба которого распорядилась стать автором необыкновенной пьесы в тринадцати лицах на просторах сети интернет.

Так вот, об Артуре Шопенгауэре, мы знаем, что он сильно повлиял на творчество Льва Толстого, который известен нам за наше «толстовство». Куда бы мы ни обратили взор, всюду наш менталитет, в котором «толстовство» - главная черта нашей свободы и воли. И уже наведены мосты на юбилеях, один из которых год 1814, а мы всё сомневаемся в том, что мы, русские, не европейцы и не азиаты. Мы – империя от Лиссабона до Владивостока. Когда общество воспримет эту мысль, русский, как человек, обретёт своё центральное место в пяти уровневой системе, которую мы отметили выше. Но при этом разум должен восторжествовать, не отвергая веру, а как та редкая возможность, когда необходимость с возможностью сливаются в свободу воли в нравственном измерении. И тут мы должны пригласить на экзамен Артура, чтобы исцелиться от «толстовства». Артур «снёс яйцо», которое «высидел Лев». Аминь.

+)))
[1] http://www.proza.ru/2014/11/29/1483 - rustici
[2] Вовенарг Люк де Клапье де «Размышления и максимы» / Люк де Клапье де Вовенарг; Пер. с фр. Ю.Б.Корнеева и Э.Л.Линецкой. – М.: ООО «Издательство АСТ»; Харьков: Издательство «Фолио», 2002. – 399 с. – (Афоризмы. Максимы. Мысли).
ISBN 5-17-011406-0 (ООО «Издательство АСТ»)
ISBN 966-03-1424-8 (Издательство «Фолио»)