Привокзальные советы

Владимир Токов
    Уже который раз получается, приезжаю на железнодорожную станцию, до поезда еще минут двадцать. Куплю билет и выхожу на привокзальную площадь, на рынок. По субботам и воскресеньям он многолюден, а в будний день продают два три человека. И обязательно баба Вера -  Вера Дмитриевна, маленького роста, с горбинкой, подвижная, глаза голубые с маленькой серенькой поволокой, ей восемьдесят пять лет. Я первый раз подошел к ней в будний день, работы у нее было совсем не много, и она даже с удовольствием стала отвечать на мои вопросы.

    Меня поразило то, что на ее раскладном столике лежало, стояло, висело десятка полтора продаваемых товаров. Яблоки нескольких сортов, разной цены. Антоновка по пятьдесят рублей, меленькие красные по сорок, и какие то еще по тридцать пять рублей. Банки разных размеров наполненные различными прелестями: капустой, огурцами, грибами, мочеными яблоками – с закрытыми крышками.  Полулитровые банки, открытые: с черноплодной рябиной, клюквой, смородиной и это сейчас глубокой осенью, в ноябре.Пообщаться с ней, поговорить, задать вопрос, получить ответ – одно удовольствие. Первый раз я подошел к ней с вопросом: « Почему у меня испортилась двенадцатилитровая кастрюля с солеными огурцами? Стали совсем мягкими, пришлось выбросить». Спросила
   -Гнет клали? Ответил
   - Клал. Сверху стояла наполненная водой шестилитровая полиэтиленовая  банка.
   - Значит, мало положили соли. Я всегда кладу две столовые ложки, без верха, на литр воды.
   - Да, я положил только девять  ложек  в двенадцатилитровую кастрюлю.
   - Вот почему они и испортились!

    Последний раз я подошел к ней в последних числах ноября. До поезда оставалось  минут двадцать пять.  Поприветствовал, пожелал здоровья и спросил
   -Вера Дмитриевна, а что вы делаете с яблоками, которые не успеваете снять с деревьев до морозов? Вот у меня осталось висеть на трех яблонях килограммов десять яблок. Они замерзли. Листья все облетели, а яблоки висят, как упрек нерадивому хозяину. В этом году яблок было поменьше, чем в прошлом году. Однако пять тележек опавших  за лето  вывез в лес, это килограммов пятьсот. Все морозильные камеры холодильников забиты. Две имеющиеся в наличии деревянные кадушки заполнены мочеными.  Вот эти, оставшиеся висеть на деревьях, было просто некуда деть.
   -Вы  знаете, что я с ними делаю? Снимаю плодосъемником  с дерева в ящик  и укладываю в сарае на полку. Затем, когда появляется желание, сколько нужно   яблок  приношу в дом, мою горячей водой, даю пару часов им  оттаять.  Беру чайную ложечку и ножик, отрезаю в тарелочке  по кусочку и   с великим  удовольствием съедаю.  Это яблоко вкуснее любого мороженого. Из них  получается прекрасный яблочный   сидр. Отжали сок и по обычной технологии,  без дрожжей, через месяц пейте яблочный сидр. Так что ни в коем случае не выбрасывайте эти яблоки, они значительно ценнее падальщиков. Те, как правило, тронуты червями, иначе бы не упали. Тем не менее, вы же из них что - то  делаете: соки, компоты. Ведь не все же выбрасываете в лес. Эти же яблоки чистейшие, придете сегодня домой, снимите с дерева и попробуйте. Вам понравится.

   Действительно, только вернулся, быстро  снял два яблока с антоновки, помыл горячей водой, дал с полчаса  оттаять. Сел с ножичком  и ложечкой, отрезал по кусочку и ел - правда, лучше «пломбира». Попробуйте, пока они еще висят на яблонях.