Размышления о казачьим народе

Николай Панов
Нередко приходится слышать термины "казачий народ" или "народ казаки". Что за народ и где он живёт, - неизвестно. Есть казаки донские, кубанские, уральские и прочие. Возможно, их, вместе взятых, надо считать казачьим народом. Или каждую группу по отдельности? Единства мнений по данному вопросу, как не было, так и нет. Что вообще такое, понятие "народ".

Народ - 1) население определённой страны;
        2) историческая общность людей.
Термин "народ" в политическом значении является синонимом понятия "нация". В культурно - этническом значении слово "народ" является центральным понятием, трактуемым на основе оппозиции "свой - чужой".

Все казаки бывшей Российской империи, по большому счету считали себя россиянами или русскими. "Мы русские казаки, - говорили они на чужбине". Внутри же, страны было чёткое деление на: донцов, кубанцев, уральцев, сибиряков и прочие. Однако, в вопросе "свой - чужой", почти повсеместно было единодушие: свой - казак, чужой - инородец, т. е. не казак. Например, уральские казаки одинаково "чужими" считали, как русского крестьянина - мужика (музлана), так и киргизина - степняка.

Как видим, в культурно - этническом плане можно говорить о казачьим народе со своей специфической культурой, обычаями и традициями, но не более. Тем более, в русском языке синонимом термина "этнос" долгое время было понятие "народ".

Этнос - межпоколенная группа людей, объединённая длительным совместным проживанием на определённой территории, общим языком, культурой и самосознанием.

Этнос и нация - понятия, имеющие разную природу происхождения. По сути. нация может состоять из нескольких этнических групп, которые различаются по языку, быту, культуре и прочие. Однако, именно, нация объединяет этносы по политическим, религиозным и другим аспектам. Например, в России этносами можно считать: славян, татар, финно - угров, калмыков и т. д. Все они входят в большую нацию россиян.

Донской казак может считать себя славянином и одновременно россиянином. Однако, нельзя сказать, что всякий россиянин или славянин может считать себя донским или же, другим каким - то, казаком. Следовательно термин "казак" относится к понятию более узкому, чем "этнос". Это, скорее всего, понятие "субэтнос" или, точнее, "казачий субэтнос".

Около 1300 года татарский хан Беклемиш пришёл в Мещеру (современная Рязанская область). Беклемиш крестился в Мещере со множеством других татар, получив православное имя Михаил. Как видим, христианство среди части татар получило распространение задолго до "насильственного крещения татар Иваном Грозным".

Казак: от татарского слова "качак", которое имело значения: "скрытно" (действовать), "лазутчик", "крадущийся". Позже в татарском языке слово "казак" стало в основном означать понятия "служилый", "воин" и закрепилось за татарами из рядового, младшего и среднего командного состава.

Например, в Яицком (Уральском) войске сложились субэтносы казаков калмыков - ламаистов и татар - магометан. Эти группы казаков проживали на определённой территории, в определённых посёлках, компактными группами, что позволяло им поддерживать культурные связи, сохранять традиции и обряды своих народов. Уральцы считали "своими" казаков - татар и калмыков. Так, было до 1920 года, пока Уральское войско не погибло в молохе гражданской войны. Куда потом делись казаки - татары и калмыки, неизвестно. Скорее всего, не русские постарались дистанцироваться от казачьего сообщества, т. к. советская власть льгот и привилегий казакам не давала, а расстрелять могла "без суда и следствия".

Источники:

Белова О. В. Народы//Славянские древности: Этнолингвистический словарь в 5-ти томах. Под ред. Н. И. Толстого. М., 2004.

Еникеев Г. Р. Наследие татар. М., 2012.

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. Под ред. В. С. Стёпина. М., 2001.